Большинство иракцев озабочены не вопросами политики, а проблемами сегодняшнего дня [ Редагувати ]

Спустя 3 недели после ввода американских войск в Багдад одни иракцы благодарны им за освобождение страны, другие возлагают на них вину за все свои беды.
"Режим Саддама Хусейна в первые годы своего правления был лучшим режимом в арабском мире, - заявил 52-летний иракский учитель Абдалла Харис. - А эта власть, - показывает он на стоящие рядом американские танки, - с самого начала никуда не годится. Работы нет, электричества нет, воды нет, безопасности нет".
Беседа с иракским учителем проходит в Багдаде на площади, где расположена гостиница "Палестина", в которой во время войны жили и работали иностранные журналисты. Появлением на ней 9 апреля американских танков ознаменовалось падение режима Саддама Хусейна в Ираке. С тех пор эта площадь в центре восточного Багдада стала местом политической активности. Здесь проводятся все демонстрации и митинги, здесь с раннего утра собираются сотни людей и ведут нескончаемые разговоры о судьбах Ирака и его будущем.
Стоило начать беседу, как нас тут же обступили несколько десятков человек. Одни прислушивались к разговору, другие хотели в нем участвовать.
"Конечно, - соглашается с учителем студентка Багдадского университета Рувейда Раад, - жить стало не безопасно. Но надеюсь, что после формирования нового правительства в стране будет наведен порядок. А винить во всем американцев было бы неверно. Причина всех пережитых Ираком кризисов, всех страданий народа, - уверена она, - Саддам Хусейн и его политика. Мы жили, - говорит Рувейда, - словно в большой тюрьме. Теперь же можем смотреть в будущее с оптимизмом, а еще три недели назад все, о чем мы и наши родители могли мечтать, - это как получить кусок хлеба, чтобы не умереть с голода".
Как эта студентка, думают в Ираке многие, особенно представители интеллигенции, а также те, чье благополучие зависит от их собственной предприимчивости и таланта. В частности, иракский театральный режиссер Касес Саррадж считает, что "в стране настала эра свободы". "Теперь можно будет работать без оглядки на цензуру, без надзора органов безопасности", отмечает он.
"Я в прежние времена был частым гостем отдела безопасности, - рассказывает владелец типографии Хусейн Аббас. - В чем только не обвиняли меня люди, контролировавшие район, где размещается моя типография. И все лишь ради того, чтобы получить взятку".
Всем иракским бизнесменам приходилось откупаться от чиновников, поддерживает его багдадский торговец Мухаммед Аль-Ани. "Чтобы оформить сделку, - говорит он, - я отдавал половину прибыли сотрудникам министерства, через которое должны были проходить документы".
Довольны переменами, естественно, и те иракцы, которые вынуждены были покинуть родину и не могли вернуться при прежнем режиме. "Четыре года назад, - говорит молодой инженер-компьютерщик Мухаммед Абделькерим, - я бежал из Ирака в Италию. Жившие за рубежом иракцы не верили, что американцы действительно свергнут Саддама, и что когда-нибудь мы сможем вернуться домой. И вот я здесь. Несмотря на неспокойную обстановку, сегодня в Ираке без Саддама Хусейна лучше, чем за границей. Здесь не безопасно, но есть друзья, есть родители, дом, в котором я родился".
"Никто, кроме США, никакая оппозиция, никакие курдские лидеры никогда бы не свергли Саддама Хусейна, - поддерживает его электромеханик Саад Абдельджаббар. - Это могли сделать только американцы, и они это сделали. И я считаю, - продолжает он, - что американские войска должны оставаться в Ираке столько, сколько нужно для установления безопасности. Они пришли сюда не оккупировать Ирак, а свергнуть Саддама Хусейна. Если бы они этого не сделали, то он и его дети правили бы Ираком еще тысячу лет. Так что пусть остаются хоть два года, хоть десять лет, хоть пятнадцать!"
Эти слова вызывают бурю негодования окружающих нас людей. Сразу десяток человек начинают кричать и размахивать руками. "Иракцы никогда не согласятся на иностранную оккупацию, - перекрикивает других рабочий багдадского муниципалитета Джаляль Ахмед. - Да, они помогли нам избавиться от Саддма Хусейна. Спасибо. Но теперь должны уйти, иракцы сами могут и должны управлять своей страной". "Посмотрите, - продолжает он, - на результаты встреч американцев с лидерами иракской оппозиции. Какой от них прок? Никакого. Посидели, поговорили и разошлись. США сознательно не дают им ни о чем договориться, чтобы сказать: "Смотрите, иракский народ не может управлять собой".
Но большинство окружающих нас людей волнует не столько высокая политика, сколько проблемы сегодняшнего дня. "Мы сидим без зарплаты, без работы. Те немногие деньги, которые еще есть, скоро кончатся, - горячится бывший солдат ПВО Хазильо Джафар. - Через неделю мне не на что будет купить газ, чтобы приготовить еду. Если американцы не могут навести порядок, создать правительство в Ираке, обеспечить нас работой, то пусть они дадут нам самим это сделать. Если этот хаос будет продолжаться и дальше, я лично обвяжу себя динамитом и взорву американский танк. И не я один. Я говорю от имени бедноты. Нас миллионы. Мы хотим есть. Дети наши тоже хотят есть".
Заявление бывшего солдата решительно поддерживает большинство разросшейся за время нашего разговора группы людей. "Если американцы не уйдут через 6 месяцев сами, - решительно заявляет строительный рабочий Хасан Абуд, - мы выгоним их силой. Все поднимемся и выгоним".
Какие настроения возобладают в иракском обществе еще через три недели или через три месяца, во многом зависит от того, как скоро удастся оккупационным властям установить порядок в Ираке, а главное - обеспечить людей надежным заработком.