"Наши 20": Год 2002-й [ Редагувати ]
"Наши двадцать". Сегодня в юбилейном цикле ко Дню независимости Украины мы вспоминаем 2002-й. Это был год Скниловской трагедии. Год грандиозного "кольчужного" скандала. Год, в котором вышел на экраны и моментально взлетел к пику популярности сериал "Бригада", а шансон стал звучать из каждой "маршрутки". Почему в 2002-м так полюбились истории о тяготах и прелестях бандитской жизни, расскажет Аким Галимов.
Они в буквальном смысле летают над головами. Самолеты, парашютисты, 60-летие 14 авиационного корпуса ВВС Украины, 27 июля 2002-го, отмечают с размахом. Выстроенная в ряд техника, с трибуны командование не без гордости наблюдает за организованным воздушным парадом.
Аким Галимов, корреспондент:
- В ожидании воздушного шоу, люди осматривают военную технику на земле. Примерно в это время с аэродрома Озерный под Житомиром вылетает Су-27. Фигуры высшего пилотажа, запланированные организаторами праздника должны стать изюминкой программы.
Солнце в зените, люди, задрав головы и прикрыв глаза ладонью, пытаются разглядеть в небе "Украинских соколов".
Летчики-асы Владимир Топонарь и Юрий Егоров впервые летают на этом аэродроме, здесь все по-другому. Пилоты пытаются определить, с какой стороны находятся зрители, но понимают слишком поздно... Косая петля с поворотом становится первой и последней фигурой высшего пилотажа на этом шоу.
Глеб Огранович, очевидец:
- Были такие глухие удары о землю, которые чувствовались только в груди, то есть басы такие, сотрясалось... и звук рвущегося картона, резкий и громкий.
Двое пилотов спаслись, 77 зрителей погибли. Скниловская трагедия стала самой масштабной за всю историю авиа-шоу в мире. Позже следствие выявит нарушения в организации праздника: людей разместили прямо под зоной полетов. Заговорят о слабой подготовке военных летчиков, которые решились на опасный трюк с полными баками горючего. Самолет был слишком тяжелый и не смог выйти из виража.
Евгений Марчук, председатель госкомиссии по расследованию причин катастрофы (2002):
- Не можна не фінансуючи авіацію залучати її до різного роду,не кажучи вже шоу, а просто вона стає небезпечною. Це мікросекунди, пілот який не відчуває цих мікросекунд, першокласний пілот, якщо він місяць не політав, він має два місяця на тренажері літати. А потім десяток польотів має з ведучим пролітати, аж потім він має вилітати сам.
За Скниловскую трагедию наказали четверых: самый большой срок 14 лет получил первый пилот Владимир Топонарь. Сегодня он единственный из осужденных, кто отбывает наказание. Остальных уже выпустили.
Спустя месяц после Скниловской трагедии в Украине разгорается новый "военный" скандал. Пресса публикует расшифровки очередной порции записей майора Мельниченко. На пленках голос якобы Президента Леонида Кучмы дает добро на продажу Ираку радиолокационных комплексов "Кольчуга". Это станции пассивного обнаружения воздушных целей. Скандал приобретает международный масштаб, в это время США готовятся нанести удар по режиму Саддама Хусейна. Отношения Киева и Вашингтона становятся напряженными.
Леонид Кучма, президент Украины (1994-2005):
- Я не можу зрозуміти, коли відношення між країнами будуються на сумнівних плівках. Я підкреслюю на сумнівних. Я сьогодні дивлячись в камери можу сказати, що я ні при яких би обставинах не дав дозволу постачати зброю до Іраку.
Леонида Кучму даже не приглашают на саммит НАТО в Праге, а когда он все же едет, организаторы меняют алфавит, согласно которому рассаживаются гости, с английского на французский. Чтобы президент Украины не оказался рядом с Президентом США. Позже в Киев приедут международные эксперты: искать следы проданных Кольчуг. Доказательств сделки не найдут ни в Украине, ни, со временем, в Ираке.
Евгений Марчук, секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины(1999-2003):
- Ну відповідь дана в одному: ну кольчугу не знайшли. Ну і ніби це і є відповідь. Я вражаю що це ще не виключено, що це остаточно відповідь. Але кольчужний скандал, він виглядає як спровокований. Штучно.
Напряженные отношения Киева и Вашингтона не мешают экономическому сотрудничеству. Украинцы всё чаще выезжают отдыхать за рубеж, уже на новых самолетах. Американского производства. Старые советские лайнеры с конца 90-х во многие страны уже не пускают.
Аким Галимов, корреспондент:
- После долгого перерыва украинские пассажиры могут летать из Киева прямым рейсами без пересадок на очень дальние расстояния. В Боинге 767 есть третий ряд сидений и даже телевизор в салоне. Украинская гражданская авиация приближается к мировым стандартам, не только по уровню комфорта, но и по стандартам безопасности.
Кольчуги, Скнилов для действующей власти 2002-й оказался по-настоящему годом испытаний. К тому же в стране зарождается мощная оппозиция.
31 марта 2002-го на Парламентских выборах Виктор Ющенко бросает в урну бюллетень с галочкой напротив новой политической силы, блока Виктора Ющенко "Наша Украина".
Спустя неделю огласят результаты голосования: впервые максимальную поддержку населения получает не Коммунистическая партия. "Наша Украина" с национальным характером и проевропейской ориентацией, проводит в парламент 112 депутатов, это четверть всей Верховной Рады. Однако воспользоваться таким успехом и снова стать премьером Ющенко не удается, власть остается в руках прежней команды. Еще на два года.
Вместе с новыми героями в политике, появляются новые герои в жизни. На украинские экраны, вслед за российскими, выходит сериал "Бригада". История четырех друзей детства: Саши Белого, Космоса, Пчелы и Фила порождает волну романтизации криминального мира. Из динамиков в кафе, на улицах и даже в маршрутках льется блатная музыка, воспевающая тяготы и прелести бандитской жизни. Эти песни в народе называют французским словом "шансон".
Автор хитов "Киевлянка" и "Мой номер 245" Гарик Кричевский объясняет популярность этой музыки ее близостью отечественной аудитории.
Гарик Кричевский, автор и исполнитель песен:
- Это единственный жанр, который имеет корни украинские, российские там, оно отсюда выросло, ничего похожего в мире нет. Есть настоящая поэзия, есть настоящие правильные песни, которые соответствуют жизни.
Позже во многих городах Украины местные власти, борясь с засильем шансона, даже попытаются запретить водителям маршруток включать эту музыку в транспорте. Однако запреты оказались - тщетными.
Аким Галимов, Наталья Неделько, Вадим Ревун, Подробности, Телеканал "Интер".