Трагедия в Марганце почти ничему не научила украинцев [ Редагувати ]
На этой неделе исполнился год со дня трагедии на железнодорожном переезде в Марганце, когда локомотив протаранил переполненный пассажирский автобус. Сорок шесть человек погибли, выжили семеро. Виновным в областной прокуратуре признали погибшего в аварии водителя автобуса. До сих пор пострадавшие не могут получить страховые выплаты, чтобы поправить здоровье. Злополучный переезд на месте трагедии закрыт, неподалеку возведен путепровод, но это - скорее исключение, чем правило в масштабах страны. Почему трагедия в Марганце стала еще одной, а не последней - Светлана Чернецкая.
Держа в руках пульт и переключая каналы, Юрий вспоминает - так было и год назад - он просто смотрел новости в далеком Магадане, куда поехал за длинным рублем. Помнит, как тогда всматривался в жуткие кадры из родного города с нарастающим чувством тревоги. Боялся, а вдруг узнает знакомые черты.
- Я спрашиваю - Сан Саныч, что случилось? Он говорит - ну, парень, держись, жена в реанимации, а сын погиб.
46 погибших и семеро в тяжёлом состоянии. Это заставило власть в первые дни после аварии тут же на месте сделать громкие заявления.
Андрей Клюев, первый вице-премьер Украины, председатель госкомиссии по чрезвычайным ситуациям:
Будем наводить порядок сейчас. Распоряжением КМ будем автоматические ставить на всех переездах шлагбаумы.
Спустя год после этого обещания мы едем по маршруту "Чернигов-Нежин". Так же, как и тогда в Марганце, салон автобуса переполнен людьми, а за городом будет не один, а сразу 4 железнодорожных переезда.
И вот оно - первое доказательство невыполненных обещаний. Шлагбаума здесь не было год назад - нет и сейчас. Правда, автоматической системой предупреждения переезд обустроен. Перед появлением поезда включается сигнализация и зажигается красный свет,- рассказывает водитель. Вот только полагаться на механику Сергей Иванович так и не привык.
- Знак стоит "Стоп", остановился, посмотрел - нету, поехал. Железо - оно и есть железо - щас работает, щас не работает. У меня был один раз, что электричка прошла, работал красный мигающий.
Железнодорожники, впрочем, продолжают настаивать: строить переезды - не их обязанность, да и шлагбаум - не панацея. Подтверждение - этот киевский переезд. Перекладины здесь меняют чаще, чем любую другую деталь устройства. Вот и сейчас - эта вмятина - напоминание о нетерпеливом водителе.
Владимир Шалабаев - заместитель начальника службы пути Юго-западной железной дороги:
Запретной мерой является показание светофора, шлагбаумы объезжаются, ломаются, игнорируются. Это в порядке вещей для некоторых водителей стало, им всё равно.
С нерадивыми водителями Надежда Васильевна борется вот уже 15 лет. Тщательно записывает нарушения правил - и передаёт в ГАИ. ЗА день бывает и до сотни случаев. Вот - машина выезжает на переезд, игнорируя знак "поворота направо для грузовиков нет". А вот белый бус некоторое время стоит на самих путях. И это на переезде первой категории, с самым интенсивным движением поездов.
Надежда Ковбасюк - дежурная переезда:
Шофера не додержуються дистанції проїзду через переїзд. Одна за другою машина іде, і тут загоряється наближення поїзда - машинам нема куда діватися.
Но все же, за 15 лет она не может вспомнить ни одного случая столкновения машины с поездом. Хотя в "Укрзалізниці" и уверены - количество аварий на переездах не зависит от наличия шлагбаума.
Но за последние несколько месяцев ДТП случились только там, где нет этого устройства.
Так было и с Анатолием. Сейчас он восстанавливается после сотрясения мозга. Впервые водитель с 29-летным стажем попал в аварию. Да так, что жена до сих пор в реанимации.
Анатолий Горох:
Бачив переезд впереди, я ще красного світла не помню там - хлібокомбінат світиться, виїхав і тоді як отключився.
Это случилось в два часа ночи. Светящийся хлебокомбинат, о котором говорит Анатолий - это зернохранилище справа. Ночью его обычно освещают несколько фонарей. Луч поезда мог слиться с этими прожекторами, объясняет пострадавший. В итоге - и машина, и локомотив одновременно въезжают на переезд.
Мы в ста метрах от перезда, где произошло столкновение. Вот - первый предупреждающий знак. Но даже подъезжая ближе и на небольшой скорости - железнодорожные пути за этой стеной деревьев не просматриваются вообще. Сейчас мы останавливаемся на знаке стоп. Даже тут в зоне видимости только несколько километров влево. Мешают опять-таки дерево и дом.
Отсутствие шлагбаума, недостаточная видимость, темнота, или же посторонние лучи никак не оправдают того, что водитель не остановился перед переездом, - настаивает Анатолий Побрус. Как ответственный за этот участок, он был на месте происшествия уже через полчаса. Доказывает - водителя не остановил даже красный свет, который по результатам расследования, не мог не гореть. Сбои в работе датчика сигнализации - не обнаружили. Она сработала как и полагается - когда поезд был еще в километре от переезда.
Анатолий Побрус:
При наезде колеса на этот изостык - закорачиваются рейсовые цепи и показание бело-лунного цвета светофора меняется на красный, запрещающий сигнал. И при удалении поезда на такое же расстояние сигнализация автоматически выключается. Полная безответственность перед своей жизнью, перед жизнью людей.
Больница, в которую попали пострадавшие - необычная. Большинство пациентов здесь - жертвы аварий.
Людмила Кобзева - заведующая реанимацией:
Мы расположены на трассе, часто оказывается помощь после аварий.
И здесь хорошо знают статистику. Половина участников ДТП, особенно после столкновения с поездом, остаются инвалидами. 20 процентов - погибают на месте.
- Зазвичай ДТП, залізничні травми - це тяжкі травми. І не завжди нам вдається в перві хвилини, в перві часи діагностувати в повній мірі ті пошкодження, які людина отримала.
Сколько можно калечить людей на переездах? Этот вопрос актуален сегодня, как и год назад, уверяют в Ассоциации безопасности дорожного движения.
- Когда это всё произошло, политики, руководящие органы, они говорили правильные вещи. Плоскости, по которым ездит транспорт и плоскости, по которым ходят пешеходы - они вообще не должны совпадать.
Так, как это сделали в Марганце. Путепровод здесь построили буквально за полгода.
Закрыть все пять с половиной тысяч переездов по стране, и пустить движение по эстакадам - с такими задачами "Укрзалізниця" не справится и за десятилетия,- говорят дорожники. К примеру, только в следующие 5 лет должны построить всего 200 путепроводов. А с такими темпами не справиться и до конца века.
Нет денег даже на обустройство переездов шлагбаумами и соответственно - дежурными. Строительство переездов не входит в обязанности железнодорожников, а "Укравтодор", который обязан это делать, в долг не работает.
Аоексей Винничук - замначальника Главного управления путевого хозяйства "Укрзалізниці":
Є малодіяльні переїзди, на яких за добу можуть пройти 4, 5, 10 автомобілів - 15. І, відповідно, витрати будуть неефективні для того, щоб постійно охороняти переїзд. Тому, в першу чергу, робота направлена на забезпечення переїздів автоматикою.
Чиновники исполнят свои обещания, вопреки всему, - верит Юрий из Марганца. Сына ему уже не вернуть, но вот жену - любимую Светлану - спасти ещё можно. Операцию на позвоночнике украинские врачи делать отказываются. Но российские уже подтвердили - поставят Свету на ноги. Вот только сто тысяч долларов для семьи - фантастическая сумма.
- Президент тут був - то він сказав: при любом обращенії по етой аварії буде помагать стопудово, ми ше до нього не їздили, но щас собираємся їхати, просить помощі, щоб вони якось договорилися з Мєдвєдєвим, щоб її прооперировали.
Он готов сам идти на стройки путепроводов - главное, чтобы больше ни у кого не было таких воспоминаний, как у него - от которых просыпаешься в холодном поту.
Светлана Чернецкая, Наталья Грищенко, Вадим Свиридонов - "Подробности недели", ТК "Интер".