Юрий Михальчишин: Луценко может подыгрывать Банковой [ Редагувати ]

Освобождение Юрия Луценко, казалось бы, должно вдохновить оппозицию, которая снова получила в свои ряды прирожденного трибуна. Но в оппозиционной среде открыто высказываются версии, по которым возвращение в большую политическую игру Юрия Витальевича только размоет оппозиционный фронт и сыграет на руку Банковой. Власть даже может поспособствовать новому проекту с его участием. Такого мнения придерживается депутат от "Свободы" Юрий Михальчишин. Он предполагает, что Луценко могут использовать "втемную", чтобы спутать карты основным нынешним оппозиционным лидерам. Об этом "свободовец" рассказал "Главкому".
Шансы Луценко на электоральном поле "Свободе" равны нулю
Луценко на свободе - это шаг к размыванию оппозиции и дефрагментации фракции "Батьківщина". Эту мысль вы озвучили сразу, как Юрий Витальевич был освобожден. Действительно ли думаете, что внепарламентский Луценко может стать фигурой, на которую будут ориентироваться действующие депутаты?
- Из атмосферы, которую иногда можно наблюдать в кулуарах и вообще в киевской политической среде, я могу сделать вывод, что часть депутатов фракции "Батьківщина" находится в поиске иных ориентиров, чем нынешнее руководство фракции. Для них ни Арсений Яценюк, ни Александр Турчинов, ни Андрей Кожемякин - недостаточно авторитетные, харизматичные и перспективные руководители в контексте их собственных политических амбиций, карьерных устремлений и политических установок. Соответственно эта среда в случае дальнейшего процесса ухода от "Батьківщины" хотя бы нескольких депутатских штыков, которые дискредитируют нынешнее руководство фракции как такое, что не должно удержать ее целостность, может переориентироваться на другие центры притяжения. Одной из таких, предполагаю, может стать среда вокруг Юрия Луценко, его давнего собрата Тараса Стецькива, Владимира Филенко. Не исключаю, что найдутся желающие подкрепить эти начинания финансовым ресурсом.
А то, что все эти лица не являются действующими депутатами, не помешает этой "переориентации"?
- Думаю, часть депутатов, которая будет отходить от среды "Батьківщины", могут сотрудничать с Луценко и в формате его пребывания за пределами парламента. Для них это даже может быть моральным оправданием - мол, они не оставляют ряды оппозиции, а просто переориентируются на других ее лидеров.
Вы о финансировании уже упомянули. Считаете, что Луценко со Стецкивым, Филенко и другими могут создать новую политическую силу?
- Если этому поспособствуют заинтересованные силы, такую партию создать чрезвычайно просто. И я не исключаю, что такие силы найдутся.
В том числе во власти?
- Бесспорно.
То есть вы не исключаете, что новый политический игрок ненароком будет подыгрывать Банковой?
- Не исключаю. Косвенно это действительно может произойти.
Чей электорат может откусить такая сила? Электорат "Свободы" в том числе?
- После того, что Юрий Луценко заявлял в 2007-м году о своей довольно неординарной оценке роли Украинской повстанческой армии и Национально-освободительного движения, его шансы на электоральном поле "Свободе" равны нулю. Я могу предложить вам ознакомиться с его интервью одной из российских газет в Украине - эти оценки более созвучны настроениям Вадима Колесниченко, Елены Бондаренко...
Но он давно себе такого не позволял. "Лента за лентой" уже пел...
- Мы руководствуемся в политике принципом "никто не забыт, ничто не забыто" и при необходимости напомним обществу высказывания и оценки, которые звучали из уст этого политика в сторону наших героев. Мы не руководствуемся понятиями какой-то политической целесообразности и временных альянсов, а принципиально стоим на защите своих мировоззренческих ценностей и ценностей наших избирателей.
Какую роль может играть условная новая сила Луценко в будущих процессах накануне президентской кампании? Лица, которых вы перечислили, - это бывшие "вожди Майдана". Они будут делать ставку на какие-то протестные акции?
- Думаю, объектом воздействия новой политической силы станет часть электората "Батьківщини" и также небольшая часть национал-демократического электората, который раньше ориентировался на среду "Нашей Украины".
То есть фактически это будет "Народная самооборона-2"?
- Бесспорно, это будет попытка повторить успех того проекта. Думаю, акцент будет ставиться на уличную массовую работу и попытки привлечь общественную среду, которая по тем или иным причинам не видит себя в сотрудничестве с "Батьківщиною" или УДАРом. Возможно, это будут определенные группы, которые объединяют предпринимателей, ветеранов Афганистана, чернобыльцев, пенсионеров, педагогов. Они попытаются поработать с этими целевыми аудиториями, но шансы, если честно, на сегодняшний день выглядят не очень убедительно.
Создание такой партии было бы логичным накануне парламентских выборов. Но у нас сейчас на очереди президентские...
- Однако мы не исключаем досрочных парламентских выборов в любом из форматов. Может, будут досрочные парламентские, которые пройдут одновременно с президентскими? Поэтому уверен, такие варианты сейчас рассматриваются и активно анализируются.
Вы говорите, что это будет уличная сила. Уличную политику ассоциируют именно со "Свободой", так разве Луценко нечего делать на вашем поле?
- Будет попытка создать такую уличную силу, которая будет выглядеть убедительнее, чем нынешняя Объединенная оппозиция и сегодняшняя акция "Вставай, Украина!". Ведь критика этой акции звучала громче именно из среды, связанной, например, с Тарасом Стецкивым, который позиционировал себя как человек с опытом массовой организационной работы. С другой стороны, такая же критика звучала из среды Администрации президента и подконтрольных ей медиаресурсов.
Вы же не хотите сказать, что Стецькив сотрудничает в этом плане с Администрацией президента?
- Нет, не хочу. А относительно конкуренции в проведении уличных акций, то конкуренция является основой политического процесса и мы нормально относимся к появлению политических сил, которые стремятся работать в сфере непосредственно защиты прав и интересов украинских граждан, там, где мы не успеваем по разным причинам это делать. Трудно говорить, что кому-то тесно на этом поле.
Как вы, кстати, оцениваете ход акций "Вставай, Украина"?
- Со сдержанным оптимизмом. К сожалению, не удалось провести ее на должном уровне в моем родном Львове, ведь она совпала с экстремальными погодными условиями - поэтому нельзя говорить, насколько она была успешной или нет. Конечно, акции на Востоке Украины, куда скоро сместится центр тяжести, будут проходить в гораздо более сложных условиях, но они обязательно должны быть проведены. Вообще сейчас я бы сосредоточился на подготовке организованного вывоза всех желающих из регионов в Киев на 18 мая.
Сейчас рейтинг трех оппозиционных лидеров примерно на одной отметке
Если Луценко на свободе - это шаг к размыванию оппозиции, то что будет, когда выйдет Тимошенко?
- Это должно было произойти позже - вероятно, уже в 2014-м году в контексте президентской кампании, которая будет не просто гипотетической составляющей политического процесса, а уже будет продолжаться и будет в разгаре. Это, без сомнения, может спутать карты оппозиции.
Как-то вы высказались о "политиках из среды оппозиции, которые не отличались до последних месяцев какой-то антисистемностью своего политического мировоззрения, а сейчас выдают из себя едва ли не Робеспьеров, Маратов и революционных матросов образца 17-го года". Кого именно вы имеете в виду?
- Я пальцем ни на кого не буду указывать, но, как говорили древние римляне, "sapienti sat" - "кому надо, тот знает" или "по плодам их узнаете их", как сказано в Священном Писании. Я не хочу, чтобы мои слова были истолкованы как определенные выпады в сторону лидеров оппозиционных партий, являющихся союзниками ВО "Свобода". Но, с другой стороны, я чувствую внутреннюю необходимость давать объективную оценку явлениям и процессам, участником которых я сейчас являюсь. Ваши читатели смогут легко догадаться, кого я имею в виду.
Вот и скажите объективно, насколько "Свобода" комфортно чувствует себя в такой среде? Довольны ли вы нынешней тактикой партии, или, может, иногда надо было бы действовать иначе?
- Сейчас она себя оправдывает, но, как и любая тактика, требует корректировки, уточнения, определенных корректив, потому что обстановка меняется, и иногда очень быстро. У нас есть стратегическая цель, которая заключается в том, что необходимо отстранить от власти режим уголовной олигархии, коррумпированной бюрократии и российских агентов влияния. На этом пути у нас может быть много разных союзников, временных попутчиков и даже случайных друзей. Другое дело, что они не должны влиять на изменение нашего внутреннего наполнения.
Но у "свободовцев" должна быть какая-то мысль относительно событий, которые сейчас происходят в "Батьківщине". Или это личные дела ваших партнеров, в которые вы не лезете?
- Если брать последний демарш Олега Канивца, то я же не Гриценко, предлагал его на мажоритарный округ, и я - не лидер "Батьківщины", который утверждал это решение. Мы сейчас чувствуем смесь очень разноплановых ярких чувств - это и ощущение определенного беспокойства и тревоги, и ощущение определенного пророчества сбылось негативным образом. Неприятно же делать прогнозы, которые сбываются в отрицательную сторону - мы не чувствуем никакого внутреннего удовлетворения от того, что наши страхи, опасения и тревоги становятся действительностью. Как сказал Ницше - я прав, но мне от того, что я слишком прав. Примерно так себя сейчас чувствуют "свободовцы".
Когда Табаловы после выборов не вступили в "Батьківщину", оппозиционные фракции устроили им очень "горячий прием" и даже не пустили в зал принести присягу. Как будет со второй партией "тушек"?
- Это полномочия, обязанности и заботы фракции "Батьківщина". Мы можем помочь - присоединиться к их воспитательным мероприятиям, но инициатива - за ними.
Вы согласны с заявлением Яценюка, что именно против него сейчас играет Банковая, и, соответственно, с намеком на то, что именно его из возможных конкурентов в 2015-м Янукович боится больше других?
- Я не исключаю, что действительно нынешняя операция выхода депутатов из "Батьківщини" приурочена к дискредитации Арсения Яценюка как руководителя фракции. Но я не уверен, что ему предоставляется какой-то особый приоритет в стратегических планах Администрации президента. Попытки расколоть парламентскую оппозицию будут касаться и УДАРа, и "Свободы" - это уже вопрос прочности материала, из которого сложены партии и депутаты, находящиеся в их фракциях.
Но разве тот же Тягнибок не идет вверх на этом фоне, чего, как говорят, и добивается Банковая?
- Думаю, сейчас рейтинг всех трех оппозиционных лидеров примерно на одной отметке - это я могу сказать по субъективным ощущениям как профессиональный политолог.
Но были же социологические замеры, согласно которым во втором туре Кличко уверенно побеждает Януковича, Яценюк - тоже, а Тягнибок может и не победить.
- У меня очень много вопросов к таким опросам, их качеству и выборке. Я бы сказал, что эти цифры уже неактуальны.
То есть вы считаете, что Тягнибок может быть единственным оппозиционным кандидатом на президентских выборах и иметь шансы на победу?
- Я считаю, что на сегодня все три лидера оппозиции имеют равные шансы.
Просто вы говорили, что Луценко с новым проектом может ненароком подыграть власти. Но Тягнибок также может подыграть Януковичу?
- Думаю, что ко времени президентских выборов между лидерами оппозиции должна состояться комплексная стратегическая договоренность, касающаяся распределения полномочий в будущей властной команде - по должностям председателя Верховной рады, председателя Кабинета министров и президента. Как только такая договоренность будет достигнута, исчезает момент внутренней конкуренции и каких-то разногласий.
А вы не считаете, что Тягнибоку еще рано в президенты по разным причинам?
- Когда президентская кампания начнется в следующем году, многим из нынешних лидеров может быть поздно бороться за эту должность. Но все покажет время.
А какой-то новый кандидат в оппозиции может появиться?
- Теоретически такая возможность существует, но пока я таких людей не вижу на ближнем горизонте.
"Свобода" как-то уже готовится к 9 мая?
- Об этом, наверное, надо будет говорить позже, когда я смогу более предметно выразить и наши планы, и возможные действия противника. Через неделю-две можно будет охарактеризовать ситуацию более подробно.
Сейчас мы видим, что общая ситуация радикализируется, поэтому не повторится ли ситуация многолетней давности?
- Во Львове я не вижу, что ситуация сейчас разогрета настолько, насколько она была разогрета два года назад. Но все может случиться, поэтому я хотел бы пока воздержаться от оценок.
Бюджетному комитету надо вернуть себе много рычагов влияния
Вопрос к вам как к члену бюджетного комитета. Оппозиционеров вообще держат в курсе по принятию решений или глава комитета Геллер и Ко решают все сами?
- Мы с Андреем Ильенко еще не почувствовали какой-то дискриминации или умышленного сокрытия информации относительно тех вопросов, которые рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.
Тогда объясните. Владимир Рыбак подписал несколько законопроектов, принятых в минувший четверг в кинотеатре, касающиеся именно внесения изменений в госбюджет, в том числе, о выделении из бюджета почти 6 миллиардов на нужды недавно созданного Миндоходов. Рассматривались ли эти изменения на комитете и как вы можете их оценить?
Да, они рассматривались на очередном заседании комитета. Конечно, мы на комитете голосовали против этих законопроектов, потому что у нас были серьезные оговорки, но у нас нет иллюзий - Партия регионов владеет контрольным пакетом в комитете и одобряет все инициативы правительства и своих однопартийцев. Уверен, что при нормальном процессе рассмотрения этих законопроектов в первом и втором чтениях, сессионный зал воспринял бы их очень критически и подал множество поправок, уточнений и предложений, которые изменили характер этого законопроекта. Но хотя Министерство доходов и сборов действительно получило бюджетные назначения, это произошло в рамках общих расходов госбюджета - речь не идет о дополнительных 6 миллиардах. Просто утверждается бюджет объединенного министерства, состоящий из двух ликвидированных. Здесь не должно происходить определенного смещения акцентов.
Есть много замечаний к министерству, которое получит очень серьезные рычаги влияния для контроля над финансовыми потоками. Но искать какой-то заговор в том, что оно получит свой бюджет, было бы нецелесообразно.
А как насчет изменений в Бюджетный кодекс относительно госгарантий?
- А вот это намного серьезнее дело - шаг к скрытому наращиванию государственного долга. Ведь на самом деле это механизм, который позволяет главным распорядителям средств под гарантии украинского правительства через Украинский банк реконструкции и развития на проект с серьезной инвестицией привлекать средства, за которые будут ответственны украинское правительство и украинский бюджет. Это открывает шлюзы для коррупционного использования этих средств, но не надо питать иллюзий, что оппозиционное меньшинство может только работой в комитете эти процессы заблокировать или исключить. Наконец, нужно, чтобы эти проекты голосовались в сессионном зале в полном составе парламента, а не на подпольных собраниях "регионалов" и коммунистов на улице Банковой, 6-8.
Вы считаете, что реально переголосовать эти проекты уже в сессионном зале?
- Сейчас это должно стать предметом компромиссов и договоренностей между лидерами оппозиционных фракций и лидерами Партии регионов на согласительном совете. Это, пожалуй, является одной из предпосылок возобновления нормальной работы парламента.
Какие интересные новации власть в ближайшее время будет проводить через бюджетный комитет?
- На сегодня очень важен документ об основных направлениях государственной бюджетной политики на 2014-й год, которые должны быть утверждены не позднее апреля текущего года и являются своеобразной дорожной картой при написании бюджета на следующий год. Поэтому этот принципиальный документ должен сейчас быть очень тщательно проанализирован и структурами гражданского общества, и аналитическими подразделениями политических партий, тщательно обсужден и на комитетах, и в сессионном зале.
Бюджетный комитет воспринимают как комитет "распила" денег. Вы становились свидетелем чего-то такого?
- За то время, что я работаю здесь, я не стал свидетелем подобных процессов, и не могу ни утверждать, ни отрицать это. Конечно, функции бюджетного комитета предусматривают возможность определенного влияния на направления протекания денежных потоков в государстве, но сегодня во многом Кабмин и Минфин играют доминирующую роль. Бюджетному комитету еще предстоит вернуть себе очень много рычагов влияния, которые за последние два года работы "бело-голубой" команды были нивелированы в пользу исполнительной ветви власти.
Но появилась информация, что 26 марта на комитете состоялся большой дерибан - делили деньги на регионы и большинство этих денег получили, конечно, те округа, которые курируют "регионалы".
- Я и Ильенко отсутствовали на том заседании, поскольку это была неделя работы в округе и у нас были организованы приемы избирателей. Я так понимаю, что такая практика была все время и это - сохранение определенных традиций. Если мне не изменяет память, речь шла о распределении средств, главным распорядителем которых является Минфин. То есть не только об округах, но и об утвержденных бюджетом программах - это перераспределение между различными программами. Конечно, не исключаю, что округа "регионалов" получили больше, чем округ Михальчишина. Я подал заявку на финансирование многих объектов, но реагируют на них очень и очень умеренно. Тонкости этого процесса я не очень понимаю.
Отменить пенсионную реформу можно даже за сочувствие части Партии регионов
Чем, вы считаете, завершится нынешний парламентский кризис? 16 апреля парламент будет разблокирован под предлогом голосования за евроинтеграционные проекты или практика выездных заседаний будет продолжена?
- Самым ожидаемым завершением парламентского кризиса должен стать тактический временный компромисс, при котором будут возвращены на голосование законопроекты, якобы принятые 4 апреля на улице Банковой, возвращен вопрос выборов в Киеве или до получения решения Конституционного суда, или после него и возвращен вопрос пенсионной реформы, возможно, не в варианте законопроекта Симоненко, который не получил большинства голосов, а в вариантах оппозиции. Это, пожалуй, минимальный набор пунктов, которые разблокируют работу парламента.
Вы считаете, что большинство, после того как показало свою способность принимать законы за стенами парламента, будет голосовать за выборы в Киеве и отмену пенсионной реформы?
- Эти вопросы должны быть поставлены на рассмотрение сессионного зала и, если оппозиция на этот раз не наберет достаточного количества голосов, это уже будет проблемой исключительно соотношения сил в украинском парламенте и мобилизационной способности оппозиционных фракций. Ведь при голосовании по пенсионной реформе не хватило шести голосов - причем отсутствовали Турчинов, Кличко... Но при их присутствии, мобилизации сил и работе с депутатами-самовыдвиженцами отменить пенсионную реформу можно даже за сочувствие части Партии регионов.
То есть оппозиция стала жертвой персонального голосования, которого она так добивалась?
- Парадоксальным образом, но это так.
Можно сказать, что после демарша "регионалов" в четверг тактика блокирования уже не будет срабатывать?
- Я и раньше эту мысль не стеснялся высказывать вслух. Блокирование парламентской трибуны является чрезвычайно мощным и действенным механизмом влияния оппозиции на большинство в наших реалиях, но этот инструмент нужно использовать разумно и экономно, так же как созыв внеочередных сессий. Чем больше бездумно использовать блокирование трибуны по поводу и без, тем меньше эффективной становится эта тактика и тем больше негатива аккумулируется вокруг оппозиции в сознании рядового украинца, который является сторонником блокировки по поводу исключительно принципиальных и стратегически важных вопросов. Кроме того, он ожидает от такого блокирования быстрых и почти немедленных результатов. Если дело затягивается, это может вызвать негативный резонанс, поскольку избиратель желает видеть в украинском парламенте единую силу, которая сейчас сдерживает доминирование исполнительной ветви власти, коррумпированных судов и правоохранительных органов. Если же и парламент не работает, очевидно, не на кого надеяться и не к кому апеллировать в будущем.
А те три вопроса, которые были мотивацией последней блокировки - принципиальны?
- Проблемы пенсионной реформы и выборов мэра Киева заслуживают такого определения. Например, отставка Кабмина Азарова при отсутствии 226 голосов в рядах оппозиции является вопросом более политическим, чем правового порядка. В целом, общество поддерживает действия оппозиции, но надеется на более конкретный результат.
А как объяснить, скажем, жителям Черновцов, которые уже два года остаются без мэра, что они подождут, а главное сейчас - Киев, ради которого можно и трибуну поблокировать?
- Постановления по выборам в Черновцах также уже одобрены комитетом по местному самоуправлению. Их проведения должны требовать жители Черновцов у своих депутатов, потому что те же киевляне приходят под Верховную раду и требуют.
Так киевляне живут здесь.
- А жители Черновцов имеют контакт со своими депутатами-мажоритарщиками и с одним из наиболее известных представителей этого города в украинском политикуме.