Призрак бродит в Украине... Наш ответ "Украинской правде" [ Редагувати ]

В своем материале "Примара Гітлера знову в Україні. Так Кучма лякає молодь" (27.02.2002, 12:48) наши коллеги, кажется, не совсем осознают всю глубину утверждений президента Украины, изложенных на встрече с одесскими студентами. А Леонид Данилович, ведь, продемонстрировал чудеса исторического понимания нынешней ситуации в Украине...
В том, что президент призвал молодежь принять активное участие в выборах, - нет ничего удивительного. Ведь ни для кого не секрет, что молодежь в любой стране мира является самой пассивной частью электората и отдельным политикам, равно как и политическим партиям, стоит неимоверных усилий заставить молодежь прийти на избирательные участки. Практика предыдущих украинских выборов показывает, что молодежь может прийти на выборы, правда, если дать ей некий стимул. В частности, на минувших выборах президента Украины лично мне как студенту Национального университета "Киево-Могилянская академия" довелось воочию лицезреть, насколько активны могут быть студенты, если им пообещать на избирательном участке после голосования бесплатную бутылку пива. Та акция проводилась Студенческой коллегией вышеупомянутого вуза и, стоит заметить, оказалась гиперрезультативной. Однако, молодежь может прийти на избирательные участки и без подобной "физической" мотивации. И тому есть многочисленные примеры. Просто, в молодежи нужно пробудить сознание себя как граждан Украины, сознание своей ответственности за дальнейшую судьбу государства и понимание своей значимости в построении этого будущего. Это и попытался сделать президент.
Понятно, что любые выборы - эпохальное событие в истории государства, тем более - выборы парламента, как органа коллегиального, где многое зависит исключительно от соотношения сил и баланса фракций. И молодежь, как либеральный авангард общества, теоретически заинтересована в активном участии в политических процессах государства. Но, практически же, молодежи присуща невероятная политическая апатия, связанная с целой вереницей разноплановых факторов. "Якими вони будуть, хто буде обраний до парламенту, буде залежати наше майбутнє. Я не говорю, за кого треба голосувати", - підкреслив президент.
Стремление президента идейно, а не идеологически вдохновить студенческую массу не только Одессы, но и всей Украины, заслуживает всяких похвал. Да и не мог быть подобный призыв идеологическим, потому как президент - фигура надполитическая, которая не может быть членом определенной политической силы (смотри Конституцию), хотя и может исповедовать четкую политическую идеологию - идеологию, прежде всего государственническую.
А относительно опасений президента по поводу объединения правых и левых сил, аналогией чему была указана политическая ситуация Веймарской республики, то любой историк подтвердит, что она не имеет изъянов. Тогда в Германии действительно имело место единение крайних левых и крайних правых в парламенте с одной целью. - разгромить политический центр и прежде всего: социал-демократов и либеральное крыло консерваторов. А ведь именно центристы в многопартийной политической системе являются уравновешивающим арену политической борьбы элементом, который не позволяет экстремумам добиться своих целей и обеспечивает стабильность и устойчивость государства. К слову, в Германии начала 1930-х политический аншлюс левых с правыми оказался недолгим. Он просуществовал определенное время, но в дальнейшем ультраправые, посредством нескольких ловких и далеко не корректных маневров избавились от социалистов и коммунистов с их лидерами. В итоге же, к власти пришел господин Шиккельгрубер, судьба которого нам известна, равно как и судьба третьего рейха. Конечно же, баланс политических сил Украины 2002-го и Германии 1930-х - различен, но если судить по общим фрагментам спектра, то это - вещи, поддающиеся объективному сравнению. А историки до сих пор ломают головы над тем, линейна ли история, или циклична. Хотелось бы, чтобы она оказалась линейной... А если нет, и если она повторится на этот раз с интервалом в 70 лет но не там далеко, а здесь и сейчас?
Украина ныне проходит очень нелегкий этап своей истории. С момента обретения нашим государством независимости прошло чуть более 10 лет. Аналогичная ситуация была и в конце 1920-х - начале 1930-х в странах Восточно-Центральной Европы, которые образовались на обломках Империи Габсбургов, почившей в Бозе в 1918 году. Вспомним, что по состоянию на 1939 год из более чем 10 государств Восточно-Центральной Европы демократической осталась только Чехословакия. Исследователями убедительно доказано, что молодые демократии обречены на испытание тоталитаризмом или даже диктатурой. Так случилось в 1930-х с Венгрией - диктатор Хорти, так произошло с Литвой и Эстонией - Сметона и Петс, так случилось с Польшей - Пилсудский, так произошло и с Беларусью, но уже в 1990-х.
Украины в этом списке пока нет. И, хочется надеяться, что история ее туда не запишет. Именно поэтому слова президента как никогда полны понимания того, к чему может привести политическая пассивность молодежи и гиперактивность старшего поколения. Пути назад нет, но каков бы ни был путь вперед - его будет определять нынешняя молодежь. Именно та молодежь, которая в 1991-м на граните площади Октябрьской революции в Киеве создала независимую Украину, та молодежь, которая в 1918 до конца закрывала путь на Киев московским отрядам Муравьева, та молодежь, которая в 1999 не допустила коммунистического реванша. Поэтому не стоит упрощать и сводить слова Леонида Кучмы к "запугиванию" украинской молодежи Адольфом Гитлером. Ведь его призрак до сих пор бродит по Европе и где гарантия, что в один прекрасный день он не воплотится в Украине?