Дело "Киевских КАМАЗов": тайное всегда становится явным [ Редагувати ]

Грузовик мчался по проселочной дороге. Холодная январская ночь не предвещала ничего дурного. Мотор работал как часы, топлива - полный бак, впереди на "Жигулях" едут двое товарищей. Все в очередной раз прошло гладко...
"Почти удалось", - прошептал Павел и начал было подумывать, на что потратит деньги. Так было уже в 13-й раз. Мелькнула мысль - "чертова дюжина". Но сплюнуть водитель не успел. Он увидел светящийся милицейский жезл. Работник ГАИ приказывал остановиться. И вновь вспомнилось - чертова дюжина.
Эта криминальная история началась в столице два года назад. Началась - с угона КАМАЗа. Водитель машины, выехав с проспекта Победы на Житомирскую трассу, остановился, чтобы перекусить в придорожном кафе. Он даже не предполагал, что старый грузовик может для кого-то представлять ценность. А когда вернулся, автомобиля и след простыл. Попытка догнать преступников была безуспешной. Заявление в милицию поступило довольно поздно, и стражи порядка, поискав вокруг да около, не стали обнадеживать владельца в том, что машина найдется. Ушлые угонщики быстро расправляются со своей добычей, разбирая авто на запчасти или изменяя до неузнаваемости. Тогда милиция даже не подозревала, что этот грузовик будет первым в серии угонов. Уже через три месяца в Киеве начали искать банду, которая занимается кражей КАМАЗов.
Говорят, с появлением автомобилей конокрадство вышло почти на нулевую отметку. С тех пор популярность железных коней у любителей прокатиться за чужой счет растёт чуть ли не с каждым днем. Машины угоняют, и от этого не могут спасти ни гаражи с крепкими засовами, ни мудреные сигнализации, ни бдительность владельцев. Если, конечно, таковая присутствует. А если нет, то это только на руку угонщикам.
КАМАЗ, конечно, не последняя модель БМВ. Супермодную и дорогую сигнализацию устанавливать в грузовике никому не придет в голову. Да и угонщики вряд ли на эту машину позарятся. Она ведь большая, приметная, ее так просто не спрячешь и даже в фургоне не перевезешь. Но трое молодых людей из Харькова почему-то решили угонять именно КАМАЗы. Есть же банды, ворующие "Мерседесы"? А КАМАЗы - хоть дешевле, зато более оригинально.
Сказано - сделано. Схему, причем весьма примитивную, разработали быстро. Местом охоты был выбран Киев. Грузовиков здесь ежедневно проезжает огромное количество. В отличие от других городов, где можно заметить либо местные машины, либо из ближайшего региона. А столица с ее Окружной дорогой - это просто "Клондайк".
Киевские машины решено было не трогать. В основном потому, что киевляне в своем родном городе тут же сориентируются и своевременно заявят о краже. Значит и милиция сработает быстро - не позволит автомобилю выйти за пределы области. А тому, кто в столице проездом, нужно время - хотя бы для того, чтобы найти ближайший телефонный автомат. Да и перегнать машину со столичными номерами сложнее - ГАИ на такие авто всегда обращает внимание. И еще одно табу строго соблюдали преступники - груженые КАМАЗы не брать, кузов обязательно должен быть пуст.
Николай Шепель, старший следователь Святошинского РУ УМВД Украины в городе Киеве: "Вони приїжджали з міста Харкова на автомобілі. Приїжджали по Кільцевій дорозі. Так же виїжджали з міста Києва... Вони брали автомобілі, які були без вантажу, так як їх зупинили подивиться, може подивитися документи, подивився, - грузу немає, могли відпустить".
Место, откуда должны были стартовать угнанные КАМАЗы, выбрали быстро - проспект Победы, 148 - там, где практически начинается Житомирская трасса. Преступники, прежде всего, рассчитывали на невнимательность водителей. Неподалеку - кафе, и расположено оно так, что припаркованной машины из его окон не видно. А поскольку никаких противоугонных средств в КАМАЗе нет, украсть его не представляло особого труда. Причем, темное время суток - вовсе не обязательное условие. Достаточно, чтобы водитель вышел просто на обед - за полчаса вполне можно управиться.
Алексей Стадник, начальник отдела розыска похищенных автомобилей УГАИ города Киева: "Как правило, водители останавливались возле магазинов, шли за покупками на дорогу или купить какие-то подарки себе домой. И преступникам, как правило, 5-10 минут им хватало без какого-либо противоугонного средства, заводится любой отмычкой".
Николай Шепель, старший следователь Святошинского РУ УМВД Украины в городе Киеве: "Видивлялися, коли водії зупиняли автомобіль і заходили на ринок або ішли у магазин. Один з них підходив до машини, відкривав автомобіль і зразу ж від'їжджали в місто Харків".
Когда через месяц после первой кражи на этом же участке дороги был угнан еще один КАМАЗ, милиция решила, что это - совпадение.
Водитель угнанного КАМАЗа: "Я просто вышел на полчаса, ну да, машину оставил, ну я же не думал, что вот так просто кто-то возьмет и угонит целый КАМАЗ".
КАМАЗы до этого в городе Киеве практически не угонялись. Когда угнали несколько КАМАЗов, этому не придали особого значения. И думали, что это местные жители, которые скоро будут задержаны. Но вскоре угнали третью машину, потом четвертую. И у милиции появилась версия, что в Киеве орудует преступная группа. Оперативники вплотную приступили к разработке "дела КАМАЗов".
Алексей Стадник, начальник отдела розыска похищенных автомобилей УГАИ города Киева: "Был определенный почерк. Мы поняли, что работает определенная группа. Даже знали, что это конкретно не киевская группа, есть определенный почерк преступления".
Анатолий Павловский, начальник УГАИ города Киева: "Ну, потому, что если бы это было в городе Киеве, КАМАЗ не маленький автомобиль, я думаю, что это преступление раскрыли бы гораздо раньше. Ну, на втором, ну, максимум на третьем КАМАЗе. В Киеве хотя бы нашли КАМАЗ, нашли бы сбытчика, нашли бы покупателя и больше того, когда мы находили брошенные КАМАЗы, мы понимали, что эти КАМАЗы ехали за территорию города".
Водитель, обнаружив, что машина исчезла, останавливал первый попавшийся автомобиль и бросался в погоню за преступниками. Настичь грабителей ему, конечно, не удавалось. Угонщики предусмотрительно избегали трасс, предпочитая малоизвестные проселочные дороги. А владелец грузовика, потратив в безрезультатных поисках немало времени, останавливался у ближайшго КП и сообщал ГАИшникам об угоне КАМАЗа".
Для оперативника иногда дорога каждая минута. А за те час-полтора, которые проходили с момента угона до поступления информации в милицию, преступники успевали выехать за пределы Киевской области. И это обстоятельство существенно тормозило расследование.
Анатолий Павловский, начальник УГАИ города Киева: "Самые ненормальные комбинации устанавливали для того, чтобы установить, кто угоняет КАМАЗы. Задерживались самые разные люди. Очень серьезно отрабатывали места, откуда угонялись КАМАЗы. Смотрели, кто там ходит, что спрашивают. Может быть, что-то предлагали. То есть это тоже была специфическая работа для госавтоинспекции. Мы были вынуждены дойти до того, что мы работали в гражданской форме одежды. Использовались похожие авто для того, чтобы посмотреть, кто интересуется этими автомобилями. Выбирали для них пути следования и отслеживали, кому интересно".
Все попытки найти злоумышленников закончились неудачей. КАМАЗы угонялись вновь и вновь. Определить какую-либо систему в действиях угонщиков, установить периодичность - не удавалось. Разрабатывались самые различные версии. Предполагали даже, что КАМАЗы перекрашивают в цвет хаки и ставят на них военные номера - армейские машины, как правило, не проверяют.
Алексей Стадник, начальник отдела розыска похищенных автомобилей УГАИ города Киева: "Просто была потеря, сумасшедшая потеря времени. Подымали самолеты с "Чайки", искали эти КАМАЗы, но в этот момент эти автомобили находились за 100 километров от Киева".
Анатолий Павловский, начальник УГАИ города Киева: "Целенаправленно работа проводилась и, честно говоря, был уверен, что найдем. Сколько не воруй, все равно конец будет... Для нас это была непонятная ситуация. Никак не могли найти эту ниточку, за которую надо зацепиться".
Коль найти злоумышленников не могли, решили хотя бы предотвратить новые угоны. На проспекте Победы установили таблички: мол, водители грузовиков, будьте внимательны! Существует опасность угона машины. Листовки с аналогичным содержанием раздавались тем, кто сидел за рулем КАМАЗов. Но все оказалось впустую. Машины продолжали угонять.
Анатолий Павловский, начальник УГАИ города Киева: "Циклично, однообразно, практически с одного места шли, с одной части города постоянно уходили автомобили. Все-таки они бы могли подумать, есть рядом город Бровары, Белая Церковь. Киев можно было бы как-то чередовать. Нет!"
За 2 года следствия было допрошено несколько сотен человек. Проверялись все, кто некогда занимался угоном автотранспорта, контролировались места стоянки КАМАЗов. А результатом столь активной деятельности милиции стал арест десятка воришек, промышлявших украденными из машин магнитолами, инструментами и термосами. Даже специальные наряды госавтоинспекции, которые действовали по всей области, не смогли обнаружить преступников.
Угонщики понимали, что милиция ищет их. Поэтому из соображений безопасности решили, что в пути угнанные КАМАЗы обязательно должна сопровождать машина. Легковой автомобиль ехал чуть впереди и, так сказать, проверял дорогу. Если замечали наряд милиции и опасность попасться "на горячем" была велика, угонщики принимали волевое решение - бросить КАМАЗ на полпути. Тактика преступников стала ясна сотрудникам правоохранительных органов после того, как были найдены несколько брошенных грузовиков.
Первый брошенный КАМАЗ обнаружили неподалеку от Киева. Водитель грузовика предположил, что в машине сработал отсекатель топлива, и преступникам пришлось оставить ее у обочины. Но милиция склонялась к другой версии - похитители чего-то испугались. И, скорее всего, - встречи с гаишниками. Пост находился неподалеку от того места, где был припаркован автомобиль.
Анатолий Павловский, начальник УГАИ города Киева: "А второй случай, я лично выезжал, и когда услышал про угон автомобиля большегрузного, я поехал, так сказать, учитывая время, когда угнали, место, когда угнали. Все-таки рассчитывал на то, что я окажусь на месте, или наши дороги скрестятся с этим большегрузным автомобилем. И вот, когда я уже выезжал в область, я увидел областной милицейский наряд. Я подъехал, спрашиваю, проезжал такой автомобиль. Нет, говорят, не было такого автомобиля. И у меня появилась мысль. Или же он поехал по другой дороге, или же где-то автомобиль бросили. И вот возвращаясь назад по возможному пути движения я смотрю стоит брошенный автомобиль. Я себе не поверил, что такое может быть. И тогда я убедился, что кто-то сопровождает эти автомобили. И кто-то дает информацию, что есть наряд, и туда ехать нельзя. И, наверное, если автомобиль заехал в такое место, где ему сложно развернуться и поехать по другой дороге, то, конечно, его бросали".
Работы у ГАИ и без серийных КАМАЗовских угонщиков хватает. Но забыть о банде похитителей грузовиков не удавалось ни на минуту. Слишком нагло и цинично действовали преступники. Да и улик, которые могли бы помочь в раскрытии угонов или хотя бы указывали на место дислокации группировки - не было никаких.
Милиция решила исходить от обратного. И ловить преступников не в столице, а попытаться перехватить их за чертой города - в Киевской области. Это был довольно специфический момент в работе госавтоинспекции. Высчитали, сколько времени проходит с момента угона автомобиля до поступления информации в милицию и на какое расстояние за этот временной промежуток может уйти такой автомобиль, как КАМАЗ. На этом участке и были выставлены кордоны. Столичные наряды практически ежедневно работали в области. Но преступников поймать не удавалось. Помог случай.
Светящийся жезл указал грузовику на обочину дороги. И снова водителю вспомнилось - чертова дюжина. Милиции здесь не должно было быть. Но наряд стоял. "Проверка документов, может, пронесет", - подумал Павел и вышел из кабины. Краем глаза заметил - товарищи на "Жигулях", проворонившие милицейский патруль, остановились неподалеку.
Алексей Стадник, начальник отдела розыска похищенных автомобилей УГАИ города Киева: "Когда задержали преступников, у них получился прокол, потому что они не ушли. В городе был введен определенный план, город был весь блокирован, и они напоролись на патруль. Это было порядком около двух часов ночи. Был введен спецплан, блокирован город. Стоял патруль ГАИ Святошинского райотдела. Остановили КАМАЗ. Водитель пробовал откупиться десятью гривнями, потом торг дошел с инспекторами до 4-х тысяч".
Деньги не помогли. А документов, подтверждающих какое-либо отношение к машине, у водителя не было. Историю пришлось придумать, что называется, на ходу.
Инспектор ГАИ Святошинского райотдела: "Мы у него спрашиваем: где документы? Он говорит, нет. А куда едешь? К девушке своей, машину вот на полчаса у друга взял, надо к девушке заехать".
Патруль направил запрос в дежурную часть. Ответ пришел незамедлительно - этот автомобиль в угоне, причем, преступление было совершено, как обычно, днем, на проспекте Победы 148. Угонщика тут же задержали. Не забыли и о машине сопровождения, припарковавшейся неподалеку от грузовика. Коллеги по бизнесу явно хотели знать, чем закончатся переговоры с гаишниками. Но они не предполагали, что их неприметный автомобиль тоже может интересовать сотрудников милиции.
В "Жигулях" сидели двое. Документы, водительские права - все в порядке. Придраться не к чему. Даже к особому значку на лобовом стекле машины - за рулем инвалид. Водитель предъявил соответствующее удостоверение. Странным было только одно - и человек, сидевший за рулем КАМАЗа, и пассажир *Жигулей* проживают в Харькове. Случайное совпадение? Вероятность показалась работникам ГАИ слишком малой.
Алексей Стадник, начальник отдела розыска похищенных автомобилей УГАИ города Киева: "Задавали наводящие вопросы, изначально пассажир автомашины, который шел в сопровождении, сказал, что он работает на стройке. Посмотрели его руки, у него руки в мазуте, в смазке. У строителя, могу допустить, могут быть в цементе руки или еще в чем-то, но никак не в машинном масле".
Подозреваемых в похищении КАМАЗа задержали. И уже после выяснилось, что угонщик был судим, но получил условный срок. Такой приговор ему вынесли за... угон МАЗа с Московского проспекта города Харькова. И тут же стало ясно, что связывает этого человека с пассажиром "Жигулей".
Один из пассажиров проживает на Московском проспекте. Просто было интересно, как может угонщик и случайный житель Харькова. (тот угнал авто с Московского проспекта, а случайный житель Харькова проживает на Московском проспекте Харькова) встретиться в 3 часа ночи под Киевом.
Совпадение исключили. Все трое ранее были знакомы, а в украинскую столицу прибыли с общей целью - красть машины, переправлять и реализовывать их уже у себя дома - в Харькове. Угонщики были опьянены безнаказанностью - шутка ли, похитить в Киеве больше десятка грузовиков? Но за иллюзии приходится расплачиваться. Реальность оказывается гораздо более суровой, чем обычно ожидают. Тринадцатый КАМАЗ оказался для группы роковым. В Киеве - тринадцатый. Вполне возможно, работали молодчики не только в столице.
Вся троица сейчас находится в Лукьяновском следственном изоляторе. Мужчин подозревают в совершении подобных преступлений и в других регионах Украины.
Николай Шепель, старший следователь Святошинского РУ УМВД Украины в городе Киеве: "Вони зізнались. Я точно сказати не можу, тому що в цих групах повинні бути особи, які займалися продажем. Вони їх переганяли, здавали іншим особам. Я думаю. Переправляли КАМАЗи, як може в Україну, так, може, і за її межі".
Работники милиции предполагают, что в группу входили не только трое задержанных. В таком деле, как угон машин, столь маленьким "штатом" не обойтись. Нужны каналы сбыта, связи с автомастерскими, с предприятиями, которым необходимы целые машины или запасные части к ним. Выяснить, кому и как похитители реализовывали автомобили - вот задача, которая стоит сейчас перед следственными органами.
Ребятам, которые занимались угоном КАМАЗов, долго казалось, что помешать им не сможет никто. Словно карточные шулеры, они ловко блефовали. На протяжении двух лет им удавалось манипулировать людьми - начиная от оперативников и заканчивая владельцами машин. Преступники не учли только одного - все тайное рано или поздно становится явным. И однажды крапленая карта все-таки выпадет из рукава...