Как правильно провести масленицу [ Редагувати ]
Председатель Информационно-просветительского отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент рассказал в интервью church.ua о том, как провести последнюю неделю перед началом Великого поста.
В календаре Украинской Православной Церкви последняя подготовительная неделя перед Великим Постом называется Сырной седмицей. Второе ее название - масляная, но это определение скорее народное.
Великому посту предшествуют подготовительные воскресные дни (воскресенье) и седмицы. О порядке служб этих воскресений и самого Великого поста рассказывается в специальной книге - Триоди постной, которая охватывает 70-дневный период.
Сырной седмицы предшествует Неделя о Страшном суде, которую еще называют мясопустной. В это воскресенье можно раз есть мясо перед началом Великого поста. И затем, начиная с понедельника, в период всей сырной сплошной седмицы - даже в среду и пятницу - по церковному уставу можно употреблять сыро-молочную пищу, яйца и рыбу.
Нужно отметить, что в году всего пять сплошных седмиц. Они установлены церковью в особо радостные для христиан дни и для поддержки перед началом постного периода.
Сплошные седмицы:
Святки после Рождества Христова - 7-18 января.
После Недели о мытаре и фарисее - в этом году 22-28 февраля.
Сырная седмица - в этом году 7-13 марта.
Светлая Пасхальная седмица - в этом году 2-8 мая.
Троицкая седмица или неделю перед Петровым постом - 20-26 июня.
Так, в седмицу сырную, с одной стороны - Церковь, заботясь о своих верных, позволяет есть молочные продукты всю неделю перед периодом длительного строгого поста, а с другой - верующие, воздерживаясь полностью от мяса, начинают готовить себя к будущему аскетического подвига.
Именно поэтому важно исключить в эти дни любую неумеренность в еде и питье. Ограничивать себя стоит и в развлечениях.
Согласно определению Википедии, масляная неделя, начиная с понедельника, состоит из встреч, заигрываний, сладкоежки, разгула, тещиных вечеров, золовкины посиделок, проводов. Считается, что провести каждый из этих дней нужно особенно. Ничего общего с христианством это не имеет.
Если говорить об уже сложившейся традиции - выпекать блины, приглашать гостей на совместное чаепитие, делать визиты родственникам - это прекрасный повод провести время за живым, а не виртуальным общением. Использовать период Масленицы стоит, как дополнительную возможность - раздать долги, уделить внимание близким, которых давно не видел. При этом не нужно слепо следовать предложенным в "народе" способам провести Масленицу, согласно обычаям, которые не имеют ничего общего с православной традицией.
Не стоит масленицу расценивать и как последний шанс разгуляться перед постом. Ведь в церковной практике уже все говорит о том, что скоро начнется главный период в жизни христианина - особый период покаяния и молитвы.
На этой неделе не происходят таинства венчания. В среду и пятницу не служат Литургию Иоанна Златоуста. Впервые во время вечерней в среду будет произнесена одна из главных великопостных покаянных молитв - преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. Позже мы будем слышать эту молитву каждый день.
Важно помнить, что за богослужебным уставом это еще и воскресенье о Страшном суде.
Размышления о будущем Суде Божем, который мы все предстанем, можно сопровождать чтением "Апокалипсиса" апостола Иоанна Богослова - последней книги Нового Завете, посвященной второго пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа.
Важно также, по слову Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, заставлять себя к добродетельности. И именно эта неделя - подходящее время, чтобы начать. Ведь, как говорилось в воскресном Евангелии (Мф. 25: 31-46), отношение к нуждающимся станет тем фактором, который и определит нашу судьбу в Вечности.
Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем. Это также день Воспоминания о Адамово изгнание.
За Божественной Литургией Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. "Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкий падший с падшим" (Синаксар в Сырную седмицу).
А вечером во всех храмах совершается Чин прощения. Все верующие просят друг у друга прощения, чтобы войти в дни Великого поста, находясь со всеми в мире. Появился этот обычай среди египетских отшельников, которые собирались в последний день перед постом помолившись, просили друг у друга прощения, после чего расходились в разные уголки пустыни и проводили святую Четыредесятницу один в аскетических подвигах.