Выборы-2002. Итоги без эмоций [ Редагувати ]

В Украину вновь пришла зима. Кажется, даже погода внезапным в апреле снегом попыталась охладить пыл политических баталий последних месяцев. Самое время, отбросив эмоции, подвести итоги.
Выбор сделан. Война окончена. Единственным безусловным победителем из нее вышел рядовой украинский избиратель. Тот самый, кого последние несколько месяцев называли безликим словом электорат. Манипулировать общественным мнением украинцев оказалось не так просто, как хотели бы этого пресловутые политтехнологи.
В ночь на 1 апреля многим участникам избирательного марафона было не до смеха. Данные экзит-полов, а затем и реальные результаты голосования прозвучали как приговор всем без исключения маргинальным партиям и блокам. И в то же время - как своеобразный комплимент миллионам избирателей, которые не купились ни на яркие рекламные упаковки политических товаров, ни на заманчивые лозунги и обещания. Такие, на первый взгляд, удачные проекты, как Команда озимого поколения, Партия зеленых, Яблуко и "Женщины за будущее" в общем зачете получили 6,5 процентов голосов. Вместо прогнозируемых 12-15 на четверых. О так называемых двойниках вообще говорить не приходится - эффективность политического клонирования равна нулю. Разве что Компартия обновленная оказалась способна на маленькое электоральное чудо в 1,4 процента голосов. Вопрос - стоила ли игра свеч? Судя по количеству телевизионной рекламы, голоса, отобранные у канонических коммунистов, стали для таинственных создателей этой партии "золотыми".
Оправившись от первого шока, проигравшие начали искать причины своих неудач.
Виталий Кононов, лидер ПЗУ: "Зі сторони партії, яка не виграла, я не вправі робити оцінки. Але той результат, який нам показали, це не результат зелених, це результат політичних інтриг проти зелених".
Виталий Кононов в своих подозрениях не одинок. На пропажу части голосов намекают и "яблучники", и прогрессивные социалисты, и даже партия киевского мэра. Члены "Единства" вообще потребовали пересчета всех голосов, а главными виновниками своих неудач назвали каких-то абстрактных олигархов. Которые, дескать, мешали блоку Александра Омельченко заниматься предвыборной агитацией в масштабах всей страны. Правда, и в столице, где рекламу "Единства" можно было лицезреть везде - от церковных куполов до секс-шопов, блок занял только третье место. В общем, каждый пытается найти собственное успокоительное средство. В то же время, далеко не все политики оказались способны на красивые прощальные жесты. На последнем заседании нынешнего парламента не было видно ни Натальи Витренко, ни Михаила Бродского, ни Богдана Бойко. А лидеры озимого поколения пришли только для того, чтобы убедиться - в будущей Верховной Раде им всё равно делать нечего.
Инна Богословская, лидер КОП: "Склад Верховної Ради такий, що коли б ми зайшли навіть фракцією у 20 чоловік, ми б не змогли працювати. Склад нової Верховної Ради - це демонстрування агонії старих політичних поколінь. Вони не пропонують моделі розвитку. Вони шукають ворогів. Вони займаються обвинуваченнями".
Красивее всех ушли, вернее, уехали зеленые. На том же транспорте, на котором 4 года назад триумфально въехали в большую политику. Круг замкнулся. Проигравшим не остается ничего другого, как зализывать раны. Победителям - торжествовать. И тем и другим - учиться на чужих, да и на своих ошибках. Один из первых уроков предвыборной кампании - роль политтехнологий. Они, безусловно, нужны. Но сами по себе решить ничего не могут. Для победы, в первую очередь, необходимы яркие лидеры, крепкие структуры, четкая идеология.
Второй урок: узнаваемость - не значит популярность. Можно ежедневно появляться на телеэкранах и в газетах, но голосуют не просто за известных политиков или запомнившиеся партии, голосуют за тех, на кого надеются. А, значит, выигрывает тот, кто даёт избирателям надежду.
Третий урок: роль масс-медиа. Средства массовой информации, превращённые в средства агитации, не выполняют ни первую, ни вторую функцию. Зритель, слушатель, читатель просто перестаёт доверять СМИ. А, значит, не воспринимает даже объективную информацию. В результате - слухи становятся более эффективным средством пропаганды, чем целенаправленная обработка аудитории с помощью прессы и телевидения. Что уж говорить об агитаторах, снабженных газетами и листовками подчеркнуто убогого качества печати.
Коммунисты фактически отказались от рекламы в электронных СМИ - и свои 20 процентов взяли. Это, конечно, меньше, чем в 98-м, но падение популярности КПУ вряд ли связано с просчётами в пиар-кампании. Да и второе место, коммунистов, похоже, вполне устраивает.
Адам Мартынюк, член фракции КПУ: "Сильно огорчит, конечно, но не настолько сильно, чтобы прекратить борьбу. Сегодня не на первом, так завтра на первом. Все равно будущее - за нами".
Успех социалистов и блока Тимошенко во многом объясняется тем, что им удалось навязать конкурентам свою повестку дня. Которая состояла в чётком размежевании - за или против действующей системы власти. В итоге те избиратели, которые сознательно и активно поддерживали власть, отдали свои голоса блоку "За единую Украину". Зато все, кто настроены решительно против, голосовали или за БЮТ, или за СПУ. И результатами радикальные оппозиционеры в общем-то довольны.
Александр Мороз, лидер СПУ: "Ще рано говорити про те, на чиєму боці більше успіхів і поразок, проте, незважаючи на деякі арифметичні здобутки зла, зміцнюється надія на добро".
Довольными, во всяком случае внешне, выглядят и лидеры блока "За единую Украину". Их результат, конечно, не 25 процентов, о которых накануне выборов говорил Валерий Пустовойтенко. Но намного больше, чем предсказывали социологи.
Владимир Литвин, лидер блока "За единую Украину": "Мы победили. Я публичный политик, а не серый кардинал".
Объединённые социал-демократы попытались выйти в своей кампании за рамки противопоставления - за или против власти. Результат - 6%. Недостижимый для большинства других участников избирательной гонки. Но невысокий с точки зрения масштабных планов этой партии. Пожалуй, главным успехом предвыборной кампании СДПУ(О) стал рост сторонников социал-демократической идеологии в Украине - до 18-20 процентов. Теперь вопрос состоит в том, как убедить этих людей голосовать за партию на следующих парламентских выборах.
Александр Зинченко, лидер фракции СДПУ(О): Так и не определилась - за власть или против неё - и "Наша Украина". За эту неопределенность сторонников Ющенко критиковали на протяжении всей избирательной кампанию. Хотя, как говорят штабисты "Нашей Украины", критика только пошла на пользу. Другой вопрос - как распорядиться богатым электоральным урожаем. Ведь в новой Верховной Раде придерживаться позиции "и нашим и вашим" будет довольно сложно. Для фракции, которая насчитывает более 120 человек, это вообще непозволительная роскошь. Придется определяться. Если, конечно, кампанию 2002 года руководители "Нашей Украины" не считают последней в истории этого политического объединения. Ведь, как известно, подготовка к новым выборам начинается на следующий день после того, как закончились выборы предыдущие".