Каким оно будет, парламентское большинство [ Редагувати ]

Какими бы ни были симпатии украинцев в регионах, депутаты, избранные по партийным спискам, в Верховной Раде представляют не отдельные области, а страну в целом. Это - конституционный принцип. Будет ли он реализован на практике - покажет работа нового парламента. А на минувшей неделе в сессионном зале - на прощальное заседание - собрались депутаты третьего созыва.
Закрытие сессии проходило по хорошо отлаженному за многие годы сценарию - поздравление главы государства, зачитанное спикером, выступления представителей парламентских групп и фракций, говоривших, что называется, о наболевшем, благодарственная речь премьера и председателя Верховной Рады. Все было выдержано в лучших славянских традициях: ''О покойном либо хорошо, либо ничего''. Верховная Рада 3-го созыва, завершившая свою работу, теоретически еще может подать признаки жизни, ведь полномочия депутатов прекращаются в день первого заседания нового состава парламента. Но вряд ли народные избранники так вдруг захотят собраться на внеочередную сессию до начала мая, когда к работе должен приступить новый депутатский корпус. Для этого должно произойти нечто экстраординарное. Например, если парламентарии вдруг решат оспорить результаты выборов в Верховную Раду или ввести чрезвычайное положение. Но, в стране, слава Богу, спокойно. Да и выборы в многомандатном округе по закону просто нельзя назвать несостоявшимися. Максимум, чего можно добиться, так это пересчета бюллетеней. Но даже в этом случае, похоже, мало что изменится. Один - два лишних депутатских мандата, которые можно выцыганить в результате этой сложной процедуры, погоды в новой Верховной Раде не сделают.
А лидерам партии и блоков уже не терпится приступить к гораздо более увлекательному занятию - переговорам о распределении парламентских портфелей, к которым уже в ближайшее время могут добавиться и кресла в правительстве. Правда, о представительстве в Кабмине можно будет говорить только после создания парламентского большинства. А какой будет его конфигурация, сказать пока сложно. Коалиция социалистов, "тимошенковцев" и "Нашей Украины" сформировать большинство не может - не хватает голосов. Другое дело, если бы к этому альянсу присоединились коммунисты - но такой вариант выглядит фантастически. Гипотетический союз блока "За единую Украину" с коммунистами, о котором многие аналитики заговорили сразу после выборов, также не даёт большинства. Да и отношение к такому альянсу среди "заединщиков" неоднозначное.
Союз ''заединщиков'' с СДПУ/О/ более реален. Но до контрольного пакета ему еще дальше, чем гипотетическому объединению блока власти с КПУ. По сути, арифметическое большинство даёт только один альянс - блоков ''За единую Украину'' и ''Наша Украина''. Но заключать брак они не спешат.
Виктор Ющенко, лидер блока "Наша Украина": ''Сегодня еще преждевременно говорить о той коалиции, с которой будет работать мой блок".
Владимир Литвин, лидер блока "За единую Украину": "Конфігурацію в парламенті буде визначати блок "За єдину Україну". Більшості ніхто не має. Але домовлятися я особисто хочу на принципових позиціях".
К тому же, пока трудно сказать, насколько устойчивой будет ситуация внутри самих блоков. Сейчас и ''Наша Украина'', и ''За единую Украину'' стремятся произвести впечатление на конкурентов своей массовостью. Один из лидеров ''заединщиков'' Дмитрий Табачник утверждает, что парламентариев в его фракции будет 160. Ту же цифру называет и политический координатор ''Нашей Украины'' Роман Бессмертный. Правда, по его словам, рекорд будет побит ближе к осени. А до осени еще нужно дожить. Практика 98-го показала, что раздувание фракций ни к чему хорошему не приводит. Четыре года назад НДП, которая позиционировалась как партия власти, за счет мажоритарщиков превратилась в настоящую мега-фракцию. Но просуществовала она недолго и стала дробиться - да так, что к концу созыва едва не оказалась на грани исчезновения. Поэтому не исключено, что на базе ''заединщиков'' могут возникнуть несколько фракций - с киевской, днепропетровской и, разумеется, донецкой пропиской. Владимир Рыбак об амбициях Партии регионов заявил открыто - с парламентской трибуны.
Владимир Рыбак, лидер фракции "Регионы Украины": "Ми сподіваємось, що парламент нового скликання зможе сформувати конструктивну більшість, яка дозволить забезпечити ефективну законодавчу роботу. Депутати від Партії Регіонів мають намір скласти основу цієї конструктивної більшості у Верховній Раді 4 скликання".
Формулу "три в одной" не исключают и другие лидеры "заединщиков". Правда, они объясняют все не амбициями, а тактическим приемом.
Дмитрий Табачник, народный депутат Украины, фракция "Трудовая Украина": "Вопрос организационной структуры будет зависеть, во-первых, от окончательного подсчета голосов, будет зависеть от целесообразности той тактики и стратегии, которую блок будет считать оптимальной".
Похожая ситуация сложилась и в лагере ''Нашей Украины''.
Валерий Мишура, народный депутат Украины, фракция КПУ: "Я думаю, "Наша Україна" скоро розпадеться, бо там зібрані різні сили. І я думаю, що вони будуть, все ж таки, іти у фарватері влади. Частина піде "За єдину Україну". Це я так прогнозую ці речі".
Очевидно, что к внутренним факторам добавляются и внешние. Чем дольше будут идти переговоры о создании большинства на основе блоков ''За единую Украину'' и ''Наша Украина'', тем больше будет искушение расколоть сторонников Ющенко и договариваться с каждой из вновь образованных фракций по отдельности. Тем более, что для создания большинства ''заединщикам'' нужно добрать 70-80 человек, а с учетом неопределившихся и вероятного участия в коалиции СДПУ/О/ - и того меньше. Поэтому среди нашистов все громче звучат голоса тех, кто предлагает договариваться "по-хорошему".
Петр Порошенко, лидер фракции "Солидарность": "Мова не йдеться про пропрезидентську або антипрезидентську більшість. Мова йдеться про проукраїнську більшість - професіоналів, які будуть здатні реалізувати програмні положення".
Впрочем, есть в "Нашей Украине" и те, кто договоренностям с "заединщиками" предпочитает оппозицию в союзе с социалистами и "тимошенковцами". Тем более, что опыт того же 98-го года показывает - та же "Громада" собирала под свои знамена мажоритарщиков не менее активно чем НДП. Злые языки говорят, что деньги Павла Ивановича иногда весили больше, чем админресурс Валерия Павловича. Чем намерена воздействовать на колеблющихся Юлия Владимировна - загадывать не стоит. Но воздействовать она будет - если ''Наша Украина'' не согласиться на создание коалиции с БЮТ и социалистами.
Юлия Тимошенко, лидер блока "БЮТ": "Все залежить знову ж таки від того, яке рішення буде приймати блок Ющенка. Якщо він буде намагатися утворити компроміси з фактично вже неіснуючою політичною силою в суспільстві - командою влади, то такі плани, нажаль, не зможуть стати реальністю".
Правда, даже увеличив свою фракцию, Тимошенко не сможет претендовать на роль, которую в 98-м играла "Громада". Роль "золотой фракции", от поддержки которой зависело - в левую, или правую сторону качнутся парламентские весы. Фракция БЮТ находится на самом краю политического спектра, и это серьёзно ограничивает возможности для её манёвра. Впрочем, и коммунисты уже не смогут претендовать на ту роль, которую они играли в Верховной Раде третьего созыва. 66 мандатов - это не 112. Возможно, поэтому КПУ так стремиться подчеркнуть свой радикализм.
Петр Симоненко, лидер фракции КПУ: "Ми, комуністи, будемо наполягати про негайне прийняття закону про імпічмент і початок його процедури у Верховній Раді".
Неожиданно в роли оппозиционеров могут оказаться и объединенные социал-демократы. Первым об этом заявил лидер СДПУ/О/ Виктор Медведчук 31 марта, когда еще не были известны результаты выборов. Медведчук сказал, что для любой политической силы есть только два выхода - или формировать большинство, или находится в оппозиции. Этот тезис 4 апреля развил лидер фракции.
Александр Зинченко, лидер фракции СДПУ(О): "Авторитет ВР буде залежати і від того, чи виконаємо ми настанови наших виборців і скасуємо депутатську недоторканість і привілеї. Такою є принципова позиція СДПУ/О/ і прийнятний поріг для компромісів. Якщо більшість не підтримає цих настанов, ми готові скласти парламентську опозицію".
Впрочем, кто именно будет формировать большинство, а кто - находится в оппозиции, станет ясно только тогда, когда закончатся переговоры между лидерами политических сил. И новая Верховная Рада соберётся на своё первое заседание. По закону это должно произойти не позже, чем через месяц после объявления официальных результатов выборов - приблизительно в середине мая. Так что время для размышлений еще есть. Главное - использовать его максимально эффективно.