"Стену Яценюка" научили отличать человека от зайца [ Редагувати ]
Премьер ушел - стена осталась. В Харьковской области пограничники сегодня демонстрировали, что им удалось построить на кордоне с Россией. Какова судьба проекта, который так лоббировал экс-премьер Арсений Яценюк?
И хватает ли средств на завершение оборонительного рва? - узнавала Лидия Калинина.
На границе сегодня пыль столбом. Колонна машин везет прессу и киевское начальство - проверять, как оборудовали участок между украинской Харьковской и российской Белгородской областями. Все свежеокрашенно и начищено до блеска, бойцы стоят по струнке.
Эта часть границы, у пункта пропуска "Гоптовка" образцово-показательная. Здесь уже вырыт ров, возведен забор, установлены вышки с камерами и проложен сенсорный кабель, который распознает человека или автомобиль в десятке метров.
"Есть база звуков различных - зверей, мышей, зайцев, которых система фактически отсекает, она распознает - это где-то мышь подгрызается к кабелю и так далее, или это двигается человек или там двигается автотранспорт", - говорит Александр Король, замначальника управления связи Восточного регионального управления пограничной службы.
Этот проект сначала назвали "стеной", потом "европейским валом", теперь именуют "интеллектуальной границей". От незаконных мигрантов и контрабандистов пока спасает. Хотя нарушители - довольно находчивы.
"Через ров прокладывают специальные доски, сбивают, кладут мостики и по ним пытаются пройти. На руках даже перемещали, переносили, передавали на ту сторону", - говорит Вадим Легкодух, замначальника штаба Восточного регионального управления пограничной службы.
Войска, если и можно остановить глубоким рвом, то ненадолго.
"Мы не можем поставить сплошные бетонные надолбы, чтобы переехать, надо использовать инженерные машины, засыплют его, да, это возможно, но это требует времени", - говорит Василий Серватюк, первый зампредседателя Государственной пограничной службы Украины.
Пограничники говорят, в случае чего, главное продержаться до прихода армии. Для этого строят опорные пункты. Харьковский участок теперь будут патрулировать и новые машины - Тритоны. Их пока всего 4, это БТРы, со спутниковыми системами слежения.
"Можно как обороняться в нем, так и наблюдать, так и связываться по спутнику", - говорит Артем Симонович, младший сержант пограничной службы Украины.
Но такая радужная картина не на всех участках. В прошлом году на проект должны были выделить почти 900 миллионов гривен, но пограничники не получили и половины.
А то, что получили, пустили на Харьковский участок, как самый опасный. Ведь область граничит не только с Россией, но и с неконтролируемыми территориями Донбасса. А вот Сумской области работы приходится проводить за свой счет.
"Денег хватает? - Нет. Не хватает. Но энтузиазм нашего персонала и наши помощники, волонтеры тоже нам оказывают помощь. Своими силами мы наращивали и ров, и вал, и контрольно-следовые полосы", - говорит Сергей Верхняцкий, руководитель реализации проекта обустройства государственной границы.
В этом году пограничники надеются закончить обустройство Харьковского и Луганского участков границы. Правда, пока из запланированных двухсот миллионов - им выделили всего пятую часть.