Взрыв Ту-154 "по ошибке". Как это было? [ Редагувати ]

Четыре года назад, 4 октября 2001-го самолет Тель-Авив-Новосибирск был "по ошибке" сбит над Черным морем ракетой С-200 сил украинских ПВО, которые проводили учения в Крыму. К такому выводу комиссия Межгосударственного авиационного комитета СНГ. В результате катастрофы погибли 78 человек - 66 пассажиров (преимущественно, граждане Израиля) и 12 членов экипажа (граждане России).
Судебные тяжбы с украинским правительством и родственниками погибших россиян растянулись на несколько лет. Киев своей вины не признал, однако Украина согласилась выплатить родным погибших компенсации в обмен на отказ от дальнейших разбирательств. Спустя три года семьи получили деньги, но до сих пор готовы добиваться полного расследования. Что же произошло четыре года назад и что удалось выяснить?
Как это было?
4 октября в 13:44 самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск, пропал с экранов радаров над Черным морем. Обломки самолета упали в море в 180 километрах юго-западнее Адлера. Причина катастрофы самолета - взрыв. Первым об этом заявил командир летевшего поблизости самолета Ан-24 армянской авиакомпании и сотрудники авиакомпании "Коми-авиа".
Сначала появилась версия о теракте: взрывное устройство могли заложить еще в аэропорту Бен-Гурион. Израильская сторона возразила - мол, у них там самый строгий режим контроля в аэропорту.
Позже, сам же Тель-Авив подал версию, что виноваты ... болгары. По пути самолет сделал посадку в Болгарии, чтобы взять 15 пассажиров. Они то и могли пронести на борт взрывное устройство. В свою очередь, болгарские власти опровергают сам факт посадки людей в самолет.
Вечером 4 октября появилась новая - "правильная" - версия - в тот день ВМФ Украины проводил учения с использованием зенитных ракетных комплексов С-200. Позже телекомпания CBS распространила информацию о том, что соответствующие службы США засекли запуск украинской ракеты, совпавшей со временем катастрофы самолета.
Чья версия лучше?
Версия об украинской ракете, которая "случайно" попала в российский самолет, оказалась гораздо более привлекательной, чем версия теракта, так как в этом случае сразу находились виновные - украинские военные. Тогда поговаривали даже, что две из одиннадцати учебных ракет пропали, и что украинские ракеты "при попутном ветре могут пролететь лишнюю сотню километров" - ведь по словам экспертов, вооружение, которое использовали украинские ПВО, по своим тактико-техническим характеристикам "не могло достать коридоров, в которых находились самолеты, в том числе и израильский ТУ-154".
В то время министр обороны Александр Кузьмук официально отрапортовал, что (согласно показаниям контрольных служб и Украины, и России) падение ракет произошло в расчетное время, которое не совпадает со временем падения самолета. Данная информация подтверждается селекцией пусков каждой ракеты. Кроме того, по данным Минобороны Украины, во время выполнения боевых стрельб было выпущено 23 ракеты. Все цели находились в ближней зоне на расстоянии максимум до 40 километров, и следовательно, не могли достичь самолета Ту-154.
Россияне "не обратили внимания" даже на заявление своих "людей в погонах". Как оказалось, в момент гибели Ту-154 в командном пункте находился главнокомандующий ВВС России Анатолий Корнуков, который заявил, что "хорошо видел полет всех мишеней и работу истребителей". По словам Корнукова, перед началом учений уточнялась занятость морской акватории и воздушного пространства. И только после этого давалось разрешение на производство пусков. Следовательно, версия попадания украинской ракеты в ТУ-154 в корне неверна.
Более того, днем 6 октября выяснилось, что среди найденных обломков Ту-154 "есть предметы, не относящиеся к конструкции самолета". Об этом заявил секретарь СБ России Владимир Рушайло. В то же время он отказался комментировать вероятность того, что это результат действия взрывного устройства или следы пуль. А вечером 6 октября министр обороны Сергей Иванов заявил журналистам, что Владимир Путин "не удовлетворен" представленной ему "информацией о невиновности украинской стороны".
Россия просто не могла себе позволить признать, что самолет потерпел катастрофу по техническим причинам. "Если это будет сделано, то Россия будет отброшена на год назад, во времена "Курска" и "Останкино": в то время, когда весь мир уже встал на путь борьбы исключительно с терроризмом, мы вдруг признаем, что сперва должны справиться с собственным техническим несовершенством", - писала тогда одна из российских газет.
Между тем, по данным компании CNN, ссылающейся на "информированные источники в США", ТУ-154, возможно, был сбит ракетой SA-5 украинских сил ПВО наземного базирования. По сведениям CNN, именно этими ракетами проводились учебные стрельбы в Крыму, а их радиус поражения составляет более 300 километров. В то же время, по данным НТВ, стрельбы проходили не дальше 100 километров от того места, где начал падать ТУ-154 (украинские власти заявляют, что учения проводились в 320 километрах от этого места).
Компенсации и непризнания
Только в 2003-м вопрос выплаты компенсаций стал ребром. Печерский райсуд Киева начал рассмотрение иска родных второго пилота Бориса Левчугова, погибшего в катастрофе российского лайнера Ту-154. Помимо иска Левчуговых киевский суд рассматривает еще три исковых заявления - объединенные иски родственников 13 пассажиров и членов экипажа и 15 родственников погибших пилотов сбитого Ту-154, а также иск родных бортинженера Валерия Лаптева. Общая сумма исковых требований превышает 50 миллионов гривен.
Также рассматривалась возможность разделения ответственности за сбитый российский лайнер Ту-154 между украинскими, российскими военными и владельцем самолета - компанией "Сибирь". Украинские адвокаты аргументировали свою точку зрения тем, что "учения проводились на полигоне, находящемся под юрисдикцией России".
В ходе третьего раунда украинско-российских переговоров по вопросу выплаты компенсаций (29 мая 2003 года) украинская сторона согласилась выплатить компенсацию семьям погибших - во внесудебном порядке. То есть, украинское правительство пошло на сделку с родственниками погибших в обмен на прекращение дальнейших разбирательств.
Категорически отрицать, что в гибели российского самолета ТУ-154 виновны украинские военные, Киев не мог себе позволить - слишком ценны были "добрые отношения" с ВВП. В свою очередь, Марчук тогда стыдливо ответил, что "когда-то мы, наверное, научимся, хотя это может быть болезненно и стыдно, говорить все так, как оно есть". А экс-президент Кучма и вовсе сохранял завидное спокойствие. "Посмотрите на Европу: что мы - первые или последние? Есть трагедии и большего масштаба", - заявил он журналистам.