Военным морякам, погибшим в мирное время, посвящается [ Редагувати ]
В самом центре Севастопольской бухты, в 960 километрах от Киева, есть необычный памятник, невидимый человеческому глазу. Огромная башенноподобная фок-мачта, врезавшаяся в дно бухты. Это все, что осталось от одного из самых больших кораблей, известных истории.
Здравствуйте. Сегодня в Севастопольской бухте чудесная погода. Такой же замечательный день, 28 октября 55-го стал последним прожитым днем для 600 моряков. Здесь, на этом месте, взорвался линкор "Новороссийск". Или был взорван. Чем дальше от нас ночь взрыва, тем меньше надежды раскрыть его тайну".
Линкор "Новороссийск" достался СССР в 1949 году в качестве репарации от капитулировавшей Италии. его 320-мм орудия пришлись как нельзя кстати. К тому моменту линкор имел солидный возраст - ведь корабль был спущен на воду в октябре 1911 года. Тем не менее, его называли самым мощным кораблем военно-морских сил.
Утром 28 октября 55-го флагман эскадры Черноморского Флота, "Новороссийск" последний раз вышел в море. Вечером корабль возвратился и отшвартовался за рейдовые бочки. Сотне-другой моряков повезло - их отпустили в увольнение на берег. К полуночи на корабль вернулись все. К часу ночи большая часть моряков спала. В час тридцать минут и сорок секунд корабль содрогнулся от мощного взрыва. Носовую часть "Новороссийска" прожгло насквозь. Старшина второй статьи Леонид Бакши спал в первом кубрике, именно там и проходило направление взрыва.
Леонид Бакши, в 1955 году старшина второй статьи: "Я уцелел, сам не знаю как. Первое, что я помню, это человеческое тело, тело матроса, которого буквально припечатало к потолку - настолько мощный был этот взрыв. А сквозь дыру в потолке, снизу, я видел офицера, который заглядывал вниз и спросил, есть ли раненые".
Раненых и погибших было около сотни. Но спустя 2 часа 45 минут их стало неизмеримо больше. До этого времени большая часть моряков "Новороссийска" стояла на юте и ждала приказов флотского начальства. А флотское начальство, прибывшее на корабль в полном составе, судя по всему, само пребывало в растерянности. Команда "Покинуть судно" прозвучала слишком поздно. В 4.15 перевернувшийся килем вверх огромный линкор накрыл Леонида Бакши и многих его товарищей. Этот момент навсегда зафиксировали остановившиеся часы старшины.
Леонид Бакши, в 1955 году старшина второй статьи: "Я нырнул и поплыл под водой, и мне повезло. Должно быть, я угадал направление, потому что если бы поплыл вдоль палубы, то ни за что бы не видел вас перед собой".
Внутри бронированного гиганта оставались живые люди. Водолазы работали четверо суток. Но к 31 октября все оставшиеся в отсеках погибли. Их смерть была страшной - ведь до последней своей минуты они слышали голоса спасателей и стук инструментов по корпусу. Водолазам удалось найти лишь семерых моряков. Когда спасатели начали было сворачивать поисковые работы, совершенно случайно они обнаружили двоих моряков, оказавшихся в 32-м кубрике, который, кстати, не существовал на схемах. Глубоководники, в тяжелом снаряжении, проникли в этот кубрик и вывели матросов. Николай Семиошко живет нынче в Славянске. То, что чувствовал он в течение десятков бесконечных часов в кубрике номер тридцать два, не описать никакими словами.
Николай Семиошко, в 1955 году матрос: "Нас вытолкнул воздушный пузырь. Что чувствовал? Такое страшное давление, на голову вот так давило, все время. Внизу шумела вода. Увидел какую-то тень внизу, ну, там, где раньше был потолок, нырнул, вытянул его, говорю, дыши. Но холод стоял страшный. А как вытащили нас, не помню".
Он выжил. 608 моряков так и не увидели солнечный свет. Официальная версия гласит, что корабль зацепил якорем немецкую донную мину, и адский механизм, проснувшись, разворотил носовую часть корабля. Этот вывод был сделан правительственной комиссией буквально в считанные дни, а затем материалы по линкору были спрятаны в секретных архивах. На многие годы. Создается впечатление, что членам комиссии было предписано скрыть истинную картину взрыва. И тогда возникла вторая версия - диверсионная.
Десятая флотилия МАС, в которую входили мастера подводных диверсий со всей Италии, была любимым детищем князя Юнио Валерио Боргезе. Это его бойцам принадлежит авторство весьма оригинальных "одноразовых" плавсредств - управляемых торпед и катеров, начиненных взрывчаткой. Только бывшие диверсанты-итальянцы могли сделать это, стали говорить в Севастополе. К тому же, некогда "Новороссийск" был гордостью Италии и носил имя "Джулио Чезаре", "Юлий Цезарь".
Впрочем, итальянцы никогда особенно не гордились старым линкором. К началу Второй Мировой огромный корабль основательно устарел и нуждался в модернизации. С тридцать шестого по тридцать седьмой год корабль пытались "омолодить". В числе прочих косметических операций ему удлинили носовую часть, нарастив ее прямо на старый форштевень. Впоследствии это сыграет свою роль в разгадке тайны взрыва. За всю войну линкор всего лишь раз участвовал в сражении. В июле 1940 года корабль был обстрелян, после чего вся эскадра под дымовой завесой выводила флагман. Так что ни о какой боевой гордости речь идти не может. В 1995, в Генуе, знаменитый в прошлом итальянский диверсант Луиджи Ферраро, услышав о том, что авторство взрыва приписывают его коллегам, рассмеялся и сказал: "Никому из нас не пришло бы в голову рисковать из-за этого ржавого сундука".
"Новороссийск" взорвали диверсанты, но не итальянские, а советские, считает историк Александр Норченко, ведь итальянцы просто не могли пробраться в Севастополь. По его мнению, цель диверсии - бросить тень на тогдашнего главкома ВМФ Николая Кузнецова. 608 погибших - слишком высокая цена такой тени. Но организаторы акции рассчитывали обойтись без жертв, говорит историк, просто корабль сместился относительно заложенного на дне заряда. Впрочем, в середине пятидесятых, для того, чтобы снять Кузнецова, Хрущев мог бы обойтись без столь сложной операции. Вскоре после взрыва на место главкома ВМФ - на три десятка лет - пришел Сергей Горшков. Именно Горшков приложил все усилия, для того, чтобы обстоятельства взрыва исчезли из памяти людей.
Но это не удалось. Более того, те, кому довелось в 49-м принимать корабль, стали вспоминать о деталях, которые рисуют совершенно иную картину взрыва. В 1949-м линкор, будучи под британской юрисдикцией, на несколько суток опоздал в пункт передачи - албанский порт Влера. Выяснилось, что выйдя с Мальты, корабль направился не к берегам Албании, а в обратном направлении - в сицилийскую гавань Аугуста, где и простоял несколько суток. А непосредственно перед самой передачей на очень короткое время становился в док. Что за работы производились на его борту, неизвестно.
Капитан первого ранга в отставке Юрий Лепехов был одним из тех, кто принимал "ржавый сундук" "Джулио Чезаре". Много лет спустя, уже после взрыва, он вспомнил одну загадочную деталь. Осматривая корабль, он между старым форштевнем и новой броней обнаружил заглушку, которая не имела никакого практического смысла.
Юрий Лепехов, капитан первого ранга в отставке: "Шов был свежий. Все вокруг было ржавым, а сварка вокруг флорных вырезов свежая. Варил специалист. Но тогда мы так и не смогли технически решить проблему, как проверить, что же там, за переборкой".
Именно в этой части и произошел взрыв. Юрий Лепехов считает, что потеря "Новороссийска" была выгодна Британии, и ответ на вопрос "Кто взорвал линкор?" следует искать в британских архивах.
Юрий Лепехов, капитан первого ранга в отставке: "Это было выгодно Британии. ее флот терял свое могущество, и с потерей "Джулио Чезаре" они становились слабее, а мы сильнее. Думаю, что ответ - в британских архивах".
Но в Альбионе решили продлить срок секретности материалов, хранящихся в военно-морских архивах - до 2030 года. Вряд ли старый моряк узнает, насколько близки к истине его размышления. Единственное, в чем нет сомнения, - это то, что смертей было бы меньше, если бы экипаж лучше знал корабль. Если бы команда покинуть судно прозвучала бы вовремя. Если бы "Новороссийск" не остался без командира. Самая главная тайна, которую хранил флот, это растерянность тех, кто по долгу службы и положения должен был знать - и не знал, что делать.
Приказ о награждении моряков ждал своего часа до конца девяностых. Тех, кто выжил, наградили российскими орденами Мужества. Мертвым достался этот бронзовый памятник.
29 октября сюда придут те, кто уцелел на "Новороссийске". Живые придут к мертвым. Год за годом живых становится меньше. Этот человек никогда не придет к памятнику товарищам. Он до конца своих дней прикован к постели. Тихон Щепетнов был зенитчиком на линкоре. И хорошо помнит все, что было в ту ночь.
Тихон Щепетнов, в 1955 году матрос: "Я успел добежать. Обратно меня не втянуло. Через киль успел добежать до кормы. А затем только он перевернулся. Но он рывками, не сразу перевернулся"/
За несколько дней до гибели корабля он познакомился девушкой по имени Катя.
Екатерина Щепетнова, жена: "Мне сказали, взорвался "Новороссийск", ну, а я не знала, что Тихон служил на этом корабле. Он вообще не назвал имя корабля. А уже потом я получила записку "Я был на "Новороссийске", а сейчас я в госпитале". Ну, а потом мы поженились".
Море двумя трагедиями прошло через эту семью. В 55-м Щепетнов-старший выжил на "Новороссийске". В 2000-м Щепетнов-младший погиб. На "Курске". Флагманский специалист Юрий Щепетнов не был в списках личного состава подводного крейсера. Наверное, присутствие на борту субмарины специалиста-ракетчика было необходимо.
Екатерина Щепетнова, жена: "Зачем он там, не знаю, но, наверное, что-то испытывали. Он же ракетчик. А про ракеты никто ничего нам не говорит. Сынок мой, Юрочка... Когда мне сказали, что там что-то с лодкой, сердце мое почуяло - Юрочка мой на этой лодке".
Отец говорит "Не плачь, мать", а у самого по скулам текут слезы. "Лучше бы я за него, лучше бы это была моя доля".
Мать перебирает фотографии и часто смотрит на море. Оно здесь близко. Почти у самого дома. Двое стариков в холодной квартире. Два взрыва, между которыми прожита целая жизнь. Жизнь их сына. И если правду о первом взрыве им не скажут, то о втором - обязаны сказать.