Политический класс, который уже не может [ Редагувати ]

Уже 10, а то и 15 лет мы видим одни и те же лица. Видим одни и те же интриги, ссоры и союзы в стиле мексиканской оперы, и у нас нет никакой публичной дискуссии по поводу актуальных проблем развития страны.
Отсутствие такой дискуссии - признак системного кризиса не оранжевых или бело-синих, а целого политического класса, которому уже давно нечего предложить украинскому обществу. Ничего, кроме себя, хорошего.
Уже полгода Соединенные Штаты Америки обсуждают, был ли прав Джордж Буш, когда отправил в отставку Кондолизу Райс из-за того, что она, возможно, была связана со скандалом, вокруг его советника - короля шотландских батончиков "Сникерс". Та в ответ доказывает, что если бы не она, Буш вообще никогда бы не стал президентом США. На страницах газет до сих пор живо обсуждают биографию Элла Гора, который в молодости якобы украл чью-то бейсбольную кепку.
Такая абсурдная картина является абсурдной только для развитых демократий. Но абсурд - норма жизни для украинской демократии.
За последний год, уже при оранжевой власти и свободе слова в стране не было ни одной серьезной публичной дискуссии по поводу актуальных проблем развития страны.
Какими должны быть принципы внешней политики Украины и как быть со вступлением в НАТО? Каковой должна быть степень вмешательства государства в личную жизнь и когда такое вмешательство оправдано? Какими должны быть основы налоговой политики и размер таможенных сборов? Эти вопросы - суть политических дискуссий развитых демократий, они отображают политические идеологии, а потом становятся частью избирательных программ.
Украинский политический дискурс - это мексиканская мыльная опера, в которой политики смакуют подробности: кто на самом деле стал чьим политическим отцом и кто где был, когда "рабыня Изаура и дон Педро" в соплях и слезах "доказывали личную преданность мудрому Хуану".
Последние 10, а то и 15 лет мы видим одних и тех же персонажей, которые, меняя свои роли, становятся властью или оппозицией, но мы знаем, что их перевоплощения лишь подтверждают математическое правило из курса младшей школы - от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Суть и интриги украинской политики - скандалы, слухи и кулуары - остаются те же, и это свидетельствует о том, что нынешняя политическая элита пребывает в состоянии жесткого кризиса.
Нынешняя "оранжевая команда" получила беспрецедентный кредит доверия от граждан. Она должна была предложить обществу стратегию развития страны, конкретный план действий, который бы качественно изменил украинское общество и четко определил дорожные знаки на будущее. Вместо этого новая власть погрязла в выяснении отношений и не сумела удержать это доверие.
Бело-синяя оппозиция имела чудесный шанс воспользоваться чрезмерными амбициями победителей оранжевой революции и предложить принципиально новое видение политики. Однако будучи даже не вчерашним, а позавчерашним днем украинской политики, смогла лишь выставить альтернативой сомнительную персону Януковича и лексическую конструкцию "Не Так!"
Симптомы кризиса политического класса прежде всего проявились во время нынешней парламентской кампании, когда любые колебания рейтингов стали не столько следствием собственных удачных предложений или идей, сколько результатом ошибок политических соперников.
Отставка правительства Тимошенко и раскол оранжевых принесли высокие и неожиданные дивиденды прежде всего Партии регионов и Януковичу, которого уже начали было списывать в политические архивы. Меморандум между Ющенко и Януковичем ослабил позиции Тимошенко, которая после своей отставки долго не могла позиционировать себя как альтернативную оранжевую силу.
Однако общее голосование Тимошенко, коммунистов и Януковича за отставку Еханурова, к чему приложила усилия лидер блока свого имени, принесло неожиданные дивиденды уже "Нашей Украине" и Виктору Ющенко, который, казалось, утратил электоральную поддержку во всех регионах Украины.
Наконец, газовое соглашение не принесло дивидендов ни одной политической силе, которая могла предложить альтернативу выхода из украинско-российского кризиса. Вместо этого - больно ударила по авторам любых реальных программ, которые должны были бы начать серьезную дискуссию по поводу энергетической безопасности страны.
На фоне логики парламентской избирательной кампании вполне понятно поведение штаба Партии регионов, который лишний раз не выпускает своего лидера "на люди" и который за свою избирательную кампанию не провел ни одной большой ПР-акции или дискуссии, умудряясь при этом собирать политические дивиденды от ПР-акций своих противников и удерживать первенство в предвыборном рейтинге.
Признаком кризиса политического класса Украины является и абсолютная стагнация на уровне лидерства основных политических партий - ни один лидер ни одной влиятельной партии не менялся! Если вдруг в одной из партий и происходила замена одного лидера другим, то это фактически каждый раз приводило к громкому скандалу, расколу партии или даже смены ее названия.
Единственный случай демократической смены лидеров состоялся в Трудовой партии Украины - после оранжевой революции Сергей Тигипко вполне демократично уступил место Валерию Коновалюку, но затем закон жанра мыльной политической оперы взял свое - партию разорвал скандал между "трудовым" Коновалюком и не менее "трудовым" Сивковичем.
Тяжело понять, почему у украинских политиков нет никакой ответственности - не то что перед украинским народом, но даже перед собственными однопартийцами. Ни разу ни один партийный лидер не взял ответственность за политической проигрыш или не стал лидером только благодаря публичному успеху на украинской политической арене.
В развитых демократиях, напротив, редко кто из партийных лидеров доживет до следующего срока, проиграв предвыборную борьбу в предыдущем.
В США, например, Эл Гор уже никогда не будет кандидатом в президенты от демократов, а Боб Доул - от республиканцев. Но почему лидером коммунистов остается Петр Симоненко, несмотря на постепенную и уверенную деградацию Компартии? Почему лидером социалистов является Мороз, хотя он уже не раз баллотировался на наивысший в стране пост, а на парламентских выборах в который раз наберет лишь свои 6%? Почему Янукович и Медведчук, проиграв президентские выборы, остаются лидерами своих партий?
Украинским политикам нечего предложить обществу, кроме себя, хороших, и очередной истории из сериала публичных и кулуарных интриг, побед и поражений.
Признаком кризиса нынешнего политического класса является и нестабильность правительства, будущее которого будет неопределенным при любом раскладе политических сил, которые его сформируют.
Если верить экспертам, наиболее вероятная коалиция - это коалиция между "Нашей Украиной" и Партией регионов, к которой, очевидно, присоединится Блок Литвина, и, возможно, СПУ. Эта коалиция действительно выглядит наиболее естественной.
Партии регионов очень тяжело быть в оппозиции, поскольку природа и структура бизнеса олигархов, которые поддерживают эти "донецкие" политические силы, заставляет их искать поддержку государства - металлургия и тяжелая промышленность не могут развиваться без опеки правительства. "Нашей Украине" тяжело идти в оппозицию из-за соответствующей политической ориентации президента.
Однако если эти силы, которые еще недавно стояли на противоположных сторонах баррикад, отважатся создать правительственную коалицию, между ними останется много глубоких идеологических расхождений, которые участники союза вынуждены будут скрывать. Но вряд ли это существенно поможет стабильности нового правительства или развитию новой политики. Не меньше расхождений можно ожидать от оранжевой коалиции, для которой идеологическое единство значит намного меньше, чем вопрос, кто будет премьером, кто кого "подслушивал" или "подсаживал на какие-то должности".
Бело-синяя коалиция вообще превратит политическую сцену в драму противостояния между президентом и правительством и станет римейком дилеммы недавних президентских выборов - Ющенко или Янукович?
Тотальная нестабильность страны, и при этом отсутствие ясной публичной дискуссии и наличие на сцене тех же политических актеров - неоспоримый признак кризиса политического класса. Нынешние политики должны устать от политики, а политика - от них.
После парламентских выборов украинская политика качественно не изменится. Нас ждут тот же стиль и те же интриги.
Качественное обновление украинской политики возможно, если существуют действенные механизмы ответственности - ответственности президента, депутатов, партий и правительства.
Конституционная реформа должна была бы предложить такие механизмы, но отдельные ее положения, как, например, императивный мандат, который делает депутата лишь носителем коллективного мнения фракции, и ограниченное влияние президента на формирование правительства, а вместе с тем и отсутствие четкого механизма импичмента заставляют задуматься над дальнейшим усовершенствованием реформы Основного закона.
Украинская политика нуждается в качественном кадровом обновлении. Появление во власти нового поколения политиков - залог того, что те, кто придет на смену героям украинского многосерийного сериала, будут играть по правилам публичной политики.
Теории о том, что смена одного поколения другим всегда приносит смену способов управления страной, подтверждались в модерных странах, где приход к власти новых по мировоззрению политиков не просто значит начало реформ, а часто приводит к краху целого политического строя.
Такая теория, кстати, была едва не единственной, которая предвидела распад Советского Союза. Известный исследователь стран восточной Европы и России Джефри Гаф стал чуть ли не единственным исследователем, который сумел предвидеть распад советской империи.
Его методика была до гениальности проста - он подсчитал, что в конце 1990-х в Советском Союзе к власти придут люди нового поколения - те, которые воспитывались уже после октябрьского переворота и не могли видеть разницы между бедными и богатыми дореволюционной России.
А их карьерный рост происходил уже в постсталинскую эпоху, и они не были научены сталинским методам управления государством. Таким образом, предвидел профессор, как только это поколение придет к власти, оно начнет беспрецедентные реформы, которые изменят Советский Союз и со временем весь мир. Самый молодой член Политбюро Михаил Горбачев и вес те, кто шел с ним, блестяще подтвердили прогнозы Гафа.
В украинских реалиях такое поколение - это кадры, воспитанные во время независимости - те, кто не прошел через партийные аппаратные игры и комсомольское лицемерие.
Их юность совпала со временем рождения украинской независимости, для них независимость Украины и движение к западному образцу демократии - не вопрос для дискуссии, потому что они просто не знают другой Украины.
В конце концов, долгожданный финал украинской политической оперы должен завершиться после того, как избиратели потеряют к ней интерес.
Приверженцы бело-синих, которые требуют хлеба, и приверженцы оранжевых, которые требуют зрелищ, должны научиться требовать от политиков программ, стратегий и системных действий. И это тоже опрос смены поколений. Но уже не политиков, а избирателей...
Сергей Таран