Банки выведут на чистую воду [ Редагувати ]
В Украине начали работать компании, помогающие найти наиболее выгодный вариант кредита. "Собиратели кредитов" - так называют эти компании в Европе и Америке. В Украине фирмы такого рода только начали появляться. Суть их деятельности состоит в том, что они подбирают своим клиентам наиболее выгодный вариант кредита на покупку автомобиля или квартиры. При этом они намного откровеннее рассказывают о деятельности банков, чем сами банкиры.
Скрытые комиссионные
Например, компания "Простобанк Консалтинг" недавно опубликовала итоги своего довольно любопытного исследования о том, как банки снижают рекламную цену кредитов и прячут реальную цену в различных комиссионных платежах. По данным исследования, подобная практика распространена во многих крупных банках. "ПриватБанк, "Финансы и кредит" и Укрпромбанк рассчитывают размер ежемесячной комиссии как процент от первоначальной суммы кредита. Банк "Надра" и Проминвестбанк начисляют комиссию на остаток задолженности по кредиту", - сообщает "Простобанк Консалтинг".
Другая компания, которая начала деятельность позже, - украинское представительство российской Credit Star - работает по принципу страхового брокера. То есть клиент заполняет на сайте компании заявку и потом получает предложения от различных банков. "При выборе нужно учитывать скрытые затраты, такие как стоимость страховки и удобство обслуживания кредита, возможность досрочного погашения и наличие или отсутствие штрафных санкций за это", - предупреждает Credit Star.
Подобную информацию банки обычно скрывают на первых этапах общения с клиентом. И, конечно, они не очень довольны деятельностью "собирателей кредитов". "Иногда они мешают, но их невозможно запретить", - говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. В то же время, признает он, работа таких компаний стимулирует развитие здоровой конкуренции между банками. "Если они работают, значит в таких компаниях есть потребность", - уверен Тимонькин.
Посчитайте сами
Практически всегда "собиратели кредитов" помещают на своих сайтах так называемые кредитные калькуляторы. Такие термины можно встретить и на банковских сайтах, однако там вряд ли можно сравнить кредиты разных финучреждений. Именно этим отличаются калькуляторы посредников. Кроме того, последние иногда разрабатывают свою систему реальной, а не рекламной стоимости кредита. Такие цены на кредиты они называют годовой процентный тариф, или APR (Annual Percentage Rate).
В США банки по закону обязаны сообщать потенциальному заемщику значение APR. От обычных банковских ставок он отличается тем, что учитывает все скрытые комиссионные и не указанные платежи. "Скажем, в предложении банка фигурирует процентная ставка 19% годовых и фиксированная ежемесячная комиссия за обслуживание счета 60 гривен. Вычислив APR для кредита со сроком погашения шесть месяцев, мы получаем 55% годовых. Таким образом, стоимость данного кредита получается неоправданно высокой", - поясняет президент компании Credit Star Сергей Севрюгин.
Сфера консультаций "собирателей кредитов" - это наиболее популярные банковские продукты: кредиты на жилье, автомобили, продажа платежных карт. Посредники рассказывают не только о скрытых комиссионных по кредитам, но и о возможностях обмана с платежными картами. "Продавец "пластика" может пообещать вам что угодно, лишь бы вы заполнили анкету. Так, крупные западные банки печатают "пластик" не в Украине, и ждать его прибытия даже из Польши можно достаточно долго - таможня не всегда дает добро", - предупреждают консультанты.
Начало большого пути
Директор по маркетингу компании "Простобанк Консалтинг" Татьяна Гожая говорит, что заняться исследованиями рынка их побудил ряд его нерешенных проблем: низкая осведомленность граждан в финансовой области и использование этого факта некоторыми субъектами финансового сектора в корыстных целях. По ее данным, компания не получает комиссионных от банков и существует за счет баннерной рекламы и проведения платных исследований рынка.