Крах либерализма изменит Европу [ Редагувати ]

Все знают древнюю китайскую мудрость, говорящую, о трудностях жизни во времена великих перемен. Начало XXI века любого убедит в том, что китайцы в чем-то были правы. После осенних событий в Нью-Йорке в 2001 году любому европейцу стало ясно, что таким, каким он был в предыдущие 50 лет, мир уже не будет никогда.
Поводов для данной публикации хоть отбавляй. Например, обвинения Папы в расовой и религиозной нетерпимости за простое цитирование изречения одного из Византийских императоров ХIII столетия. Эти жесткие заявления многих влиятельных исламских лидеров и МИДов арабских государств заставили понтифика, живого символа самой большой ветви христианства на Земле, просить прощения за свои слова.
Или, к примеру, уличные беспорядки в Будапеште. Они начались с подачи местных правоцентристов, которые пытаются до сих пор отобрать власть у социалистов. А само неповиновение полиции подогревалось достаточно влиятельными в стране ультраправыми, что вызвало шок у леволиберального руководства ЕС.
Не стоит также забывать и о том, что 17 сентября в Швеции власть поменяла также свой окрас. Впервые за 12 лет от управления государством были отодвинуты социал-демократы.
Уместным здесь также будет упомянуть и события в Кондопоге, до того неизвестном никому карельском городишке. После того, как в пьяной драки от ножей проживающих там беженцев из Чечни, погибли три местных жителя, разъяренное местное население заставило власть выдворить из города всех выходцев с Кавказа, проживающих там с 1991 года. Власть, которая в своей пропаганде утверждает, что "Русский ислам - самый мирный ислам в мире" и "Россия - мать родная для всех народов", на это отреагировать каким-либо образом побоялась. И снова оказалась виновной милиция. Ведь сидящим в Кремле выбирать приходилось одно из двух равновеликих зол.
Не стоит также забывать, что одновременно со шведскими выборами в немецкой федеральной земле Мекленбург (Передняя Померания) на северо-западе страны ультраправая национал-демократическая партия прошла в местный парламент, набрав на региональных выборах 7%. Это событие вогнало в ступор всю местную политическую элиту. Причинами тому аналитики называют безработицу и большой наплыв иммигрантов неевропейцев.
А еще за 2005-2006 году случился конфликт Израиля с Хизбаллой, карикатурный скандал и "отжиг" некоренных французов в Париже. Кто-то скажет что эти события ничем не связанны, однако так ли это?
Все помнят, что аббревиатура LV, которой любят пользоваться современная молодежь для обозначения денег, расшифровывается как liberal values - либеральные ценности. И это только один пример властвования идеологии либерализма в современной жизни Европейской цивилизации.
Как объясняет нам Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, либерализм - это направление в политике, противоположное консерватизму, которое характеризует стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и так далее. Политический Л. нашел выражение во французской "Декларации прав человека и гражданина", где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, граждан. равенство. Он отстаивает начала народовластия и конституционных ограничений против абсолютизма, местное самоуправление против бюрократической централизации, равенство граждан против сословных привилегий, участие общественного элемента в отправлении правосудия.
Многие помнят, что в экономической жизни либерализм выставляет требование возможно полной свободы промышленной деятельности от вмешательства государства; отсюда отрицание каких-либо государств. регламентаций и стеснений промышленной и торговой деятельности, требование свободы торговли, невмешательства государства в отношения между предпринимателями и рабочими.
Именно либерализм является той идеологией, откуда растут ножки таких современных социальных явлений, как глобализация, "американская мечта", политкорректность и... терроризм как реакция защиты и недопонимания нового.
Философы утверждают, что в истории европейской цивилизации чередуются так называемые эстетические моды в культуре и обществе, когда, к примеру, более авторитарная эра Средневековья пришла на смену античности, а потом сменилась Ренессансом, провозглашающим человека свободным от церковных догм. Возрождение сменилось классицизмом, а тот, в свою очередь окончился эпохой Французской революции.
В XX веке бурная эпоха научно-технического прогресса, прихода к власти буржуазии, первого рассвета идеологии либерализма и свободы для развития личности закончилась с началом Первой мировой войны. Тогда власть в большинстве стран Европы в руки взяли более или менее авторитарные национальные лидеры. Закончилось это 30-летие личной несвободы со Второй мировой войной. И в среде европейских государств либерализм обрел свое второе дыхание.
За последующие относительно спокойные 50 лет христианский мир блаженствовал и процветал под сенью либерализма, европейских ценностей и американской мечты. Тогда мир существовал в довольно простой и понятной схеме биполярного мира, которая была разрушена в 1991 году с развалом СССР. После этого жить стало значительно интересней. Самая либеральная держава в мире Соединенные Штаты Америки попыталась стать мировым гегемоном. Однако это американцам сделать пока трудно.
Ведь природа не терпит пустоты. И противовесом американской политике демократизации, глобализации и унификации стали очаги сопротивления. Это и "ось зла", состоящая из "авторитарных" Ирана, Ливии, Сирии, Беларуси и Северной Кореи. Это и "международный терроризм", который не ощущает недостатка в сторонниках, получивших по голове навязчивым американским образом жизни, это и государства - цивилизационные лидеры, которым не может нравиться активность Вашингтона и НАТО на мировой арене (Россия, Китай, Индия, Латинская Америка, арабские государства).
Вместе с этим, Европейская цивилизация с господствующей идеологией левоцентристского либерализма входит в полосу перемен, которые навсегда изменят ее. Нынешнее состояние вещей можно охарактеризовать украинской пословицей "що занадто, те не здраво". Нездоровая политкорректность, открытость другим этносам переходящая в унижение, обострение социальных болезней и перегинание палки в экономике ведут к гибели цивилизации, если она не сможет поменяться, приспособиться к нынешним жизненным реалиям и подготовиться к войне за место под солнцем. Либерализм как жизненная идеология исчерпал себя вслед за социализмом.
Вывод из сложившейся ситуации очень прост: если Запад не сможет измениться, стать более закрытым и ориентированным на собственное выживание - он погибнет.
На кандидатуру здоровой замены идеологии либерализма все чаще предлагают вроде бы почившую в Боге доктрину национализма. Однако это влечет за собой сворачивание таких явлений как свобода слова, вездесущая политкорректность, терпимость, скрывающая бытовой шовинизм, и свобода личности, которая часто переходит в анархию. На смену более свободной эстетической моде вновь грядет эпоха консерватизма.
А каким образом Украина сможет вписаться в нарисованную картину современного стремительно меняющегося мира? А сделать это наше государство может (и обязано, если хочет выжить) достаточно просто. Ведь геополитические наработки Збигнева Бжезинского еще пока никто окончательно не опроверг. Наше государство, наравне с Балканами, в данный момент (как и во все времена) является своеобразным перепутьем, кордоном, за которым начинается Азия - вечный конкурент Европы.
В данный момент в заслугу всем правительствам независимой Украины можно поставить в заслугу тот факт, что в нашей стране не пролилась кровь. Наличие тех же крымских татар и их ставка на украинское государство в борьбе за землю с русским населением.
В этом глобальном контексте Украина как неизменный фронтир между двумя глобальными формациями без сомнений видится как незаменимая часть Европейской цивилизации. В отличие от северного соседа. И никуда Запад от нас не денется. Кому хочется иметь под боком границу с глобально нестабильной Россией? К тому же от Кавказа до восточных границ нашего государства также не очень далеко.
И пускай европейцы воротят нос от Украины, но рано или поздно (скорее поздно, к сожалению) им придется признать нашу нацию абсолютно европейской, чтобы обезопасить себя с Востока. А украинцам, в свою очередь, неплохо было бы осознать себя самодостаточными и свободными от стереотипов по типу "без России\Европы нам не продержаться". И пускай критики Украины утверждают, что, дескать, население "территории У" в скором времени будет ассимилировано. Однако почему-то этого не случилось до сих пор, и украинский язык и традиции живут столетиями. Так, возможно, доктрина знающего себе цену народа может быть чем-то полезна этому самому народу, который в глубине своей души всегда этим гордился?
Я, например, горжусь тем, что я - украинец. А вы?