Премьерская республика для Януковича [ Редагувати ]

Кажется, в украинском парламенте окончательно исчезла оппозиция. Год назад Блок Юлии Тимошенко впервые проголосовал совместно с Партией регионов по принципиальному для страны вопросу, отправив в отставку правительство Юрия Еханурова. В первые дни 2007 года БЮТ и ПР, уже в новой Верховной Раде, снова голосовали вместе. На этот раз общими усилиями были преодолены несколько президентских вето, в том числе и вето на закон о Кабинете министров.
Мина в законе
О необходимости принятия документа, который регулировал бы деятельность центрального органа исполнительной власти, неустанно твердили как минимум последние лет пять. Время от времени предпринимались робкие попытки залатать внушительную прореху в правовой базе, однако успеха они не имели. И вот в последний день второй сессии Верховной Рады V-го созыва народные депутаты, преодолев вето президента 366-ю голосами, таки приняли закон о Кабинете министров Украины.
А теперь по сути. Сам факт принятия законодательного акта, который отныне будет регулировать практически все аспекты взаимоотношений в треугольнике "президент-правительство-парламент", является, безусловно, позитивным. Однако на этом весь позитив и заканчивается. Принятый 12 января закон о Кабинете министров Украины (с основными положениями закона вы можете ознакомиться здесь) предоставляет парламентскому большинству и высшему органу исполнительной власти огромные права - намного шире, нежели предусматривала сама конституционная реформа. А достигается это, по мнению заместителя главы СП Арсения Яценюка, за счет нарушения 11 норм Основного закона вследствие вольной трактовки положений Конституции авторами закона о Кабмине. То есть, Кабинету министров и парламентской коалиции приписываются те права, которые Конституцией для них не предусмотрены. По словам лидера фракции "Наша Украина" Вячеслава Кириленко, это главная причина, из-за которой Виктор Ющенко не будет подписывать этот закон и обратится в Конституционный суд с представлением "по поводу регламентных нарушений и нарушений Конституции по сути".
Самым очевидным нарушением Основного закона Украины является попытка авторов закона переосмыслить 116 статью Конституции. В соответствии с ней, Кабинет министров "обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики государства". Закон же определяет задачей правительства "осуществление внутренней и внешней политики государства". Казалось бы, разница лишь в словах, но нет: "обеспечение осуществления" политики и "осуществление" ее - совершенно разные политико-правовые категории. Следовательно, Кабмин присвоил себе право осуществлять политику, покушаясь на конституционные полномочия президента и парламента. Таким образом, под самое основание отечественной политической системы закладывается мина замедленного действия, но огромной разрушительной мощности.
Президент лишен и теряет
Дальнейший анализ документа можно было бы и не продолжать, просто дожидаясь решения Конституционного суда. Но поскольку КС не в состоянии вынести вердикт по данному вопросу в краткие сроки, позволим себе обратить внимание на основные положения закона о Кабмине. Итак, в обозримом будущем правительство будет жить "в законе", по которому:
- назначение премьер-министра фактически не зависит от президента: если за 15 дней президент не внесет на рассмотрение парламента предложенную большинством кандидатуру премьера, то представление на его назначение вносит в ВР коалиция (в действующей Конституции этим правом наделен только президент и никто более);
- президент фактически теряет контроль над назначением министров иностранных дел и обороны: если в течение 15 дней глава государства не вносит в парламент соответствующие кандидатуры, то их назначает коалиция (между тем, право президента назначать министров иностранных дел и обороны прямо гарантировано ему Конституцией - о коалиции в этой связи там нет ни слова);
- президент теряет возможность влиять на деятельность правительства: программа деятельности Кабмина утверждается постановлением Верховной Рады, а не законом, который глава государства может ветировать (в Конституции речь идет лишь об "одобрении" программы деятельности правительства, но каким образом это "одобрение" должно быть одобрено - вопрос, очевидно, к Конституционному суду);
- президент лишен каких-либо рычагов для отставки Кабмина: он может лишь инициировать рассмотрение этого вопроса в Верховной Раде, которая может принять - а может и не принять - резолюцию недоверия правительству;
- президент лишен возможности влиять на кадровую политику Кабинета министров: все заместители министров назначаются правительством по представлению либо премьера, либо Кабмина, либо членов Кабмина;
- президент существенно ограничен в своем влиянии на механизм исполнительной власти: теперь акты главы государства скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их исполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания (в Конституции контрассигнация применяется лишь к актам президента, изданных в рамках четко определенных полномочий, а возможность их возвращения главе государства вообще не предусмотрена).
Кроме этих пунктов, закон о Кабинете министров содержит еще немало положений, которые так или иначе урезают власть президента страны. В сумме их реализация приведет практически к полному устранению влияния главы государства на исполнительную власть, олицетворяемую Кабинетом министров Украины.
Лирическое отступление
Хотя линия главного конфликта, запрограммированного законом о Кабмине, проходит между президентом и правительством, ключевая роль в его принятии принадлежит фракции Блока Юлии Тимошенко, которая к голосам "антикризисной" коалиции добавила 121 голос.
Здесь мы вынуждены сделать лирическое отступление. Юлия Владимировна очень любит критиковать Виктора Ющенко за непоследовательность в решениях и действиях. Так, в статье "Мемуары одного года, или 12 мгновений из жизни украинской политики", опубликованной в последнем номере еженедельника "Зеркало недели" за подписью Тимошенко, автор неоднократно обращала внимание читателя на то, что "президент меняет свои решения каждый день": мол, "сегодня у него - реформы, а завтра - широкая коалиция", "с утра президент "распускал" парламент [...] а уже пополудни вновь встречался с Януковичем, и речь шла о "прекращении противостояния"", вечером президент записал "обращение к украинскому народу [...] а поздно ночью Ющенко сообщил, что вносит Виктора Януковича на должность премьер-министра". Вполне справедливые, отметим, замечания - непоследовательность нынешнего главы государства стала уже в народе притчей во языцех.
Однако возьмем на себя смелость утверждать, что сама Юлия Владимировна страдает тем же недостатком, в котором обвиняет Виктора Андреевича. Вот слова Тимошенко, сказанные ею на пресс-конференции 6 декабря 2006 года после многочасового разговора с Ющенко (цитируем по "Коммерсантъ-Украина" от 7.12.2006): "Законом о Кабмине практически проводится узурпация власти. Потому мы не будем его поддерживать, и если президент наложит на этот закон вето, фракция БЮТ не станет участвовать в голосовании за его преодоление. [...] Мы более детально изучили законопроект о Кабмине и поняли, что его невозможно принимать ни с законом об оппозиции, ни с каким-либо другим документом. Даже если нам за это пообещают звезду с неба". Следовательно, по результатам голосования в Верховной Раде 12 января мы можем сделать вывод, что Юлия Тимошенко меняет свои решения точно так же как обвиняемый ею Виктор Ющенко. Может быть, Юлия Владимировна считает, что лидеру парламентской оппозиции позволено то, что не позволено главе государства?
Приносим извинения за столь объемное лирическое отступление, но оно было необходимо для того, чтобы показать, что словам Тимошенко, какими бы пламенными и душещипательными они ни были, нельзя верить безоговорочно. Как, впрочем, и словам подавляющего большинства украинских политиков всех мастей - ни когда они что-то обещают, ни когда аргументируют уже совершенные ими поступки.
Полный сюр
С обещаниями Тимошенко мы уже разобрались. Теперь взглянем на мотивацию действий Юлии Владимировны и ее соратников. Попутно отметим, что большинство приводимых "бютовцами" аргументов почему-то обидно смахивают на банальную попытку оправдаться в глазах своих сторонников. Ведь многие из них всерьез верили, что "пассионария Оранжевой революции" действительно никогда не будет сотрудничать с представителями "сине-белого" лагеря. А может, и сейчас верят...
Ну да мы не об этом. А о том, что основная причина, по которой БЮТ вступил в сделку с парламентским большинством - это услуга за услугу. Во-первых, благодаря усилиям "коалицианистов" благополучно прошел первое чтение проект закона об оппозиции, собственноручно внесенный Юлией Владимировной. Во-вторых, "большевики" подписались под другим, еще более важным для бютовцев, документом - законе об императивном мандате для депутатов региональных советов. Отныне Тимошенко могут не беспокоить потери депутатских штыков в органах местного самоуправления. Теперь можно начинать новую битву за Киев, для начала проведя "профилактические беседы" с отколовшимися от фракции БЮТ в Киевсовете депутатами, а затем, может, и лишив их мандата. Трепещи, Черновецкий!
Зато для украинского народа и собственного электората Юлия Тимошенко приготовила просто убийственный аргумент, призванный объяснить совместное голосование с "регионалами": дескать, принятие закона о Кабмине "поставит точку в противостоянии между Секретариатом президента и правительством" и даже "остановит политический хаос в стране". Вы себе представляете Тимошенко-миротворца? Вот-вот. С другой стороны, метод умиротворения "от ЮВТ", который продемонстрировал 12 января БЮТ, может и на самом деле оказаться эффективным - по причине скоропостижной политической и "полномочной" кончины одной из враждующих сторон, в нашем случае - президента Украины.
Другое основание действий БЮТ озвучил Александр Турчинов: мол, голосуя за закон о Кабмине, БЮТ сам собирается воспользоваться его выгодами, поскольку надеется на то, что в обозримом будущем будет формировать свое правительство. А пока что блок продолжает бороться за отмену констреформы и, следовательно, отставку правительства Януковича и роспуск Верховной Рады. Ну что тут скажешь? Только то, что Ющенко на внеочередную парламентскую кампанию, скорее всего, не решится (хотя бы потому, что ему не с кем идти на выборы), а "доны", заполучив такую власть, вряд ли отдадут ее кому-нибудь. Кто их теперь накажет за тотальное использование админресурса? Плеханов? Или Попков? Полный, так сказать, сюрреализм.
А вот что действительно реально - так это то, что закон о Кабмине стал гигантским шагом по направлению к двухпартийной политической системе, о которой грезит Юлия Тимошенко и некоторые ее ближайшие соратники. Когда не будет ни конкурирующей "Нашей Украины", ни влиятельного президента, способного вклиниться в дележ власти между премьер-министром и лидером оппозиции. Вот вам и мотив действий БЮТ, который Юлия Владимировна так и не смогла превратить в эффективную и конструктивную оппозицию. Куда легче одним законом ввести, по сути, новое государственное устройство страны, превратив ее в "премьерскую республику" и надеясь когда-нибудь оказаться у ее руля.