НГ: Неконституционные игры [ Редагувати ]
Киев взбудоражен слухами о скором роспуске парламента. Эта тема то и дело звучит на многотысячных митингах, собираемых экс-министром внутренних дел, руководителем общественного движения "Народная самооборона" (НС) Юрием Луценко. Создавая региональные представительства НС по всей Украине, он открыто призывает готовиться к весеннему "Маршу справедливости" на Киев. Бывший "командир Майдана" не скрывает, что главная цель движения - свержение "коллективной диктатуры" в лице антикризисной коалиции и премьер-министра Виктора Януковича. "Мы боролись против диктатуры Кучмы, но забрали всю власть у Ющенко. Теперь он даже свои указы не может подписывать без визы Януковича. Мы победили диктатуру Кучмы, но получили диктатуру Януковича", - заявил Луценко. В кулуарах поговаривают, что представление президента в Конституционный суд по вопросу политреформы и активность "Народной самообороны" - звенья одной цепи.
В минувший четверг представитель президента в Конституционном суде Владимир Шаповал заявил журналистам, что сегодня у Виктора Ющенко нет юридических оснований для роспуска парламента, однако это не означает, что они не могут появиться. Источник в администрации президента Украины, комментируя высказанные некоторыми депутатами опасения по поводу роспуска парламента, сообщил "НГ": "Месяца два назад такой план разрабатывался. Однако сегодня этот сценарий не рассматривается".
Депутат от фракции Партии регионов Тарас Черновил подчеркнул "НГ", что вопрос досрочных выборов больше занимает Юлию Тимошенко и именно с ее стороны идет колоссальный прессинг на президента. По мнению депутата, Виктор Ющенко понимает, что выборы не выгодны ни ему, ни "Нашей Украине", которая в новый парламент может и не попасть. "В Конституции четко прописаны основания для роспуска Рады, и на сегодня существуют лишь минимальные условия для этого. Например, если Партия регионов и БЮТ договорятся и сами инициируют ее роспуск", - сказал Черновил "НГ".
Директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый заметил, что для роспуска нет юридических оснований, к тому же он политически нецелесообразен. "Цель таких выборов - переформатирование парламента, однако в стране нет партий, имеющих внутреннюю демократию, крепкие связи с региональным электоратом и лидеров, которым доверяют и которые умеют договариваться. К тому же и сама Тимошенко сегодня не готова к выборам. Отсутствие медиаресурса, не совсем благоприятная ситуация в регионах, где БЮТ столкнулся с проблемой депутатов-перебежчиков, - все это говорит о том, что до осени судьбоносных изменений в стране не произойдет", - заявил Чалый "НГ".
Вместе с этим решения Конституционного суда в ближайшей перспективе могут изменить политико-правовую ситуацию на Украине при условии отмены конституционной реформы. Владимир Шаповал называет два возможных варианта развития событий. Первый вариант - признание пресловутого закона # 2222 (по конституционной реформе) неконституционным и его отмена. В этом случае в силу вступает старая редакция Конституции Украины. Второй вариант - признание Конституционным судом нарушений в ходе повторного голосования закона и возврат спорных статей политической реформы на доработку в парламент. Фактически это означает повторное принятие закона.
Председатель Центра политологических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает такое развитие событий маловероятным. Отвечая на вопрос "НГ" о политической составляющей принятия решений КС, он отметил: «У президента Ющенко есть определенные преимущества в плане влияния на часть судей, однако не следует забывать, что свое влияние имеет и БЮТ, и «Наша Украина». Торги за судей КС сейчас идут колоссальные». Если же Конституционный суд все-таки признает отмену конституционной реформы, то парламентское большинство это решение не поддержит, считает политолог. "Более того, под сомнение тогда могут поставить и политическое решение Верховного суда о третьем туре выборов и о легитимности самого Ющенко", - отметил Фесенко "НГ". По его прогнозам, суд может пойти по компромиссному пути и частично удовлетворить требования обеих сторон.
Ирина Кожухарь