Сделал дело - делай хобби. Азаров реанимирует ЕЭП [ Редагувати ]

Похоже, все дискуссии вокруг возобновления свободных экономических зон и технопарков, а также сентенции относительно одновременного вступления в ВТО Киева и Москвы со стороны первого вице-премьера украинского правительства Николая Азарова были лишь прелюдией к главному событию - активизации переговоров по созданию ЕЭП. Именно такая задача зафиксирована распоряжением Кабмина от 31 января в плане мероприятий на 2007 год. И почему-то там нет ни слова о долгожданном вступлении в ВТО...
Бывают в жизни совпадения...
Даже когда Леонид Кучма подписал соглашение между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном о создании Единого экономического пространства, он впоследствии не очень-то спешил претворять его положения в жизнь. Иногда даже в адрес украинского президента из Москвы и Минска звучали обвинения в самом настоящем саботаже идеи, архиважной для "возобновления единства братских славянских народов". А потом случилась Оранжевая революция. Президент Виктор Ющенко во время первого же визита в Белокаменную заявил своему российскому коллеге, что Киев выбирает тактику разноуровневой и разноскоростной экономической интеграции, то бишь глубже уровня зоны свободной торговли Украина не опустится, да и случится это, судя по всему, не скоро. К середине 2005 года, казалось, тема ЕЭП уже навсегда выпала из перечня актуальных для отечественных дипломатов тем. Но затем снова что-то случилось: парламентские выборы-2006, "антикризисная" коалиция, премьер Янукович. И главное - вновь "случился" апологет Единого экономического пространства Николай Азаров. Не злые, но с хорошей памятью люди прекрасно помнят, что в свое время Николай Янович на переговорах по ЕЭП грубо нарушил выданные ему Киевом директивы.
Тот факт, что первый вице-премьер обратился к теме ЕЭП только спустя полгода после повторного пришествия в Кабмин, просьба считать досадным недоразумением. Хотя и легко объяснимым: наверное, сначала нужно было выполнить порученную высшими силами работу ("инновационно-инвестиционный" бюджет, СЭЗ, технопарки и, конечно же, налоги) - и уж потом нашлось время для любимого хобби. Как говорится, сделал дело - делай хобби.
Возвращение к теме ЕЭП со стороны украинского правительства ознаменовалось несколькими знаковыми "совпадениями" (назовем это стечение обстоятельств именно так, ибо "после" не всегда означает "вследствие"). Во-первых, Николай Азаров начал активно вербализировать свои чаяния сразу после отставки Бориса Тарасюка. По-видимому, общеизвестная позиция прозападного министра иностранных дел даже в том подвешенном состоянии, в котором он пребывал последние два месяца, служила серьезным сдерживающим фактором, препятствуя еэповским устремлениям отдельных членов Кабмина. Во-вторых, не прошло и недели после заявления Азарова о "необходимости активизировать процесс создания ЕЭП", как возникли трудности на и без того тернистом пути Украины во Всемирную торговую организацию. США пригрозили, что не предоставят в секретариат ВТО свои выводы о соответствии украинских законов стандартам организации, а без них заседание рабочей группы по вступлению Украины в ВТО, запланированное на февраль, состояться не может. Промедление может затянуть вступление Украины в организацию до конца 2007 года. И в-третьих, на фоне еэповской "активизации" весьма вяло прошли важные переговоры Украина-Тройка ЕС о подготовке нового договора, основой которого должно стать соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между нашей страной и Евросоюзом.
Но вернемся к плану действий правительства. В нем указано, что целью переговоров с экспертами и Группой высокого уровня по формированию ЕЭП является "создание зоны свободной торговли для стран-участниц". И здесь актуализируется вопрос, который возник еще на заре появления идеи Единого экономического пространства. Зачем создавать ЕЭП, если все необходимые документы для организации ЗСТ можно принять и на двухстороннем уровне? Более того, соответствующие соглашения между Украиной и Россией, Украиной и Беларусью и так уже существуют. Просто они изуродованы огромным количеством взаимных изъятий и ограничений, и нет никакой гарантии, что они будут упразднены в рамках ЕЭП. Поскольку ответа на этот вопрос Николай Азаров на своей пресс-конференции не дал, возникает обоснованное опасение, что в планы первого вице-премьера входит присоединение Украины к таможенному и валютному союзам в границах ЕЭП. А это означает создание наднациональных органов и, следовательно, частичную утрату суверенитета в своей внешнеэкономической деятельности (особенно с учетом того, что Россия будет иметь более 70% голосов).
На коне или на дохлой лошади?
Примечательно, что Азаров избегает говорить о будущем ЕЭП после создания зоны свободной торговли, в то время как даже Виктор Янукович еще в сентябре заявил, что Киев к таможенному союзу Москвы, Минска и Астаны присоединяться не будет. Но досрочные выборы в Раду все реальнее, и ничто так не порадует электорат как низкие цены газ и, соответственно, коммунальные тарифы. Может, именно в полноценной интеграции в ЕЭП Николай Янович видит удачный рецепт спасения украинской экономики от все растущих цен на российские энергоносители? А может, он таким образом просто увиливает от своих непосредственных обязанностей, во исполнение которых первый вице-премьер и министр финансов должен обеспечивать стабильность и рост экономики, не торгуя национальным суверенитетом?
После того, как Верховная Рада невиданным доселе консенсусом защитила украинскую ГТС, Блоку Юлии Тимошенко и "Нашей Украине" срочно нужно было подыскивать новые темы для критики правительства и "антикризисной" коалиции. В этом смысле еэповские инициативы Николая Азарова стали неожиданным подарком для оппозиции. Отношение к ЕЭП "Нашей Украины" известно - оно неоднократно озвучивалось ее почетным главой Виктором Ющенко: зона свободной торговли и ни шагом дальше. Зато чуть ли не впервые на данную тему основательно высказался БЮТ. Похоже, Юлия Владимировна сейчас на коне: ей удаются яркие выступления даже в сфере международной политики (а то, что ЕЭП это в первую очередь политика, а не экономика, сомнений практически не вызывает), заинтересованности в которой Тимошенко не высказывала даже в бытность свою премьер-министром.
Лидер БЮТ на днях заявила, что готова возглавить борьбу народа против вступления Украины в Единое экономическое пространство на невыгодных для государства условиях. Тимошенко напомнила, что подготовленный Азаровым документ еще во времена первого премьерства Виктора Януковича предусматривал создание надгосударственного органа ЕЭП, который будет принимать все жизненно важные для Украины решения. По ее словам, в этом органе Украине отводилось 11 голосов, а России - 80. "Януковичу и Азарову никто не позволит создавать на таких условиях ЕЭП, равно как и отдавать наши энергетические возможности", - подчеркнула Тимошенко. Она выразила убеждение, что как только правительство пойдет на привлечение Украины в ЕЭП с созданием надгосударственного органа, "как минимум две трети страны не будет раздумывать, что делать с этим правительством".
Примечательно, однако, что далее деклараций о "народной борьбе" Тимошенко не пошла. То есть она так и не предложила ничего конкретного взамен раскритикованному ею ЕЭП. Такой подход еще раз продемонстрировал, что до реальной конструктивности возглавляемому Юлией Владимировной оппозиционному БЮТу еще очень далеко. Как, впрочем, и нынешней власти далеко до умения воспринимать критику предпринимаемых ею действий. Министерство финансов Украины в свою очередь подвергло резкой критике заявления Тимошенко, отметив, что "мифы про наднациональный орган ЕЭП, передачу кому-то суверенных полномочий - это "дохлая лошадь", скакать на которой бездумно и смешно". Более того, возглавляемое Николаем Азаровым главное финансовое ведомство страны позволило себе бросить камень в чужой огород, прокомментировав внешнюю политику Украины. Так, в Минфине утверждают, что участие Украины в ЕЭП не повлечет потерю суверенитета, в то время как такие последствия могло бы повлечь "теоретическое членство в ЕС и НАТО: тогда Украина бы потеряла право независимой таможенной и кредитной политики, а также украинские вооруженные силы управлялись бы объединенным командованием".
И напоследок предлагаем задаться читателям одним риторическим вопросом: так ли нужно ли стране, в которой первый вице-премьер правительства безбожно коверкает государственный язык, а Министерство финансов претендует на определение внешнеполитического курса, участие в малопонятном международном проекте, в котором предполагается принятие решений наднациональным органом не обязательно консенсусом при подавляющем большинстве голосов у другой страны?