Польский бизнесмен делится впечатлениями о работе в Украине [ Редагувати ]

Мы производим кресла. Может быть, у нас было бы больше проблем в Украине, если бы мы делали бизнес в одной из стратегических отраслей. Но в Украине никто из "важных" не занимается производством кресел, а потому и не имел повода нам как-либо угрожать.
В 1998 году 30-40 процентов нашей продукции экспортировалось в Россию. Бывало, отправляли по 10 фур с креслами в день. Когда в России настал кризис, у нас начались проблемы со сбытом на этот рынок. Закрылась граница, была введена непомерная пошлина на ввоз мебели - минимум два евро за килограмм, тогда как сейчас 1,1 евро. Нам пришлось помозговать, как удержать этот важный для нас рынок. Тогда и пришла мысль об Украине. У нас там было несколько знакомых, которые побудили нас открыть фирму в Харькове. Ехали в этот город с огромными опасениями за все: за гостиницу, за питание, за безопасность. Но по приезду мы были приятно удивлены. И дороги были совсем не такие ужасные, и жилье нам предоставили неплохое. Все было в порядке.
Мы сразу приняли решение, открыть здесь фабрику. Старт был скромным. В январе 1999 года мы начали сбор мебели в Харькове привезенных с нашей польской фабрики частей. Затем пошли большие инвестиции. Из года в год новые технологии, новые производственные линии.
У нас было два варианта: либо утратить навсегда российский рынок, либо рискнуть наладить производство в России или Украине. Рискнули сначала 1,5 миллионами долларов - такой была квота инвестиции. Немного, если сравнить с оборотами, каковые имеем там на сегодняшний день - 25 миллионов долларов в год и стабильный годовой прирост 20 процентов.
На данный момент эта фабрика уже вполне независима. Вокруг нее уже создан ряд дочерних предприятий, которые производят сборочные узлы, ранее завозимые из Польши. В Харькове у нас работают более тысячи человек и производят 1,7 миллионов кресел в год.
Открывая фабрику в Украине, думали о российском рынке, но туда не решились инвестировать. Мы посчитали, что в России значительно труднее будет найти гарантии для своего бизнеса - край этот был даже менее стабильным, нежели Украина. А позднее стала вырисовываться несколько иная картина - России прогнозировали более быстрый экономический рост. Но и это стало для нас определенным аргументом в пользу Украины: ведь если в России будет повышаться уровень жизни, то будут расти и затраты на производство - придется подымать заработную плату. А в Украине...
В среднем один работник обходится нам в 170 долларов брутто, но можно было бы ограничить и 120-ю долларами.
Проблемы: коррупция администрации в Украине очень сильна и это единственная проблема. Никакая мафия в Харькове нас не трогала, не нужно платить никакой дани, на улицах безопасно. Все же мы сознательно не афишируемся, ездим на умеренно скромных авто, нет у нас и роскошных офисов. Может быть, у нас было бы больше проблем в Украине, если бы мы делали бизнес в одной из стратегических отраслей. Но в Украине никто из "важных" не занимается производством кресел, а потому и не имел повода нам как-либо угрожать.
Раздражает периодически и неорганизованность. Например, грамматически неправильно написанные таможенные или налоговые предписания полностью могут изменить их интерпретацию. Нас часто заставляют платить за то, за что мы не должны платить.
Рынок: очень высок спрос на вещи максимально дешевые и супердорогие. Среднего класса здесь нет.