Эксперты: Рудьковского и Шуфрича не уволят [ Редагувати ]
Эксперты сомневаются в возможности отставки министра транспорта и связи Николая Рудьковского и министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича из-за техногенной катастрофы на Львовщине. Об этом свидетельствуют результаты эксперт-опроса, проведенного "Центром исследований политических ценностей", который обратился к политологам с вопросом: "Следует ли ожидать кадровых изменений в правительстве после аварии на Львовщине?"
Виктор Небоженко (руководитель социологической службы "Украинский барометр"):
Я думаю, что нет. И МЧС и Министерство транспорта являются главными составляющими любого административного ресурса. Так было все пятнадцать лет. И сейчас административный ресурс рассчитывает не сколько на деморализованную милицию, сколько на вышеупомянутые министерства. Поэтому сейчас вряд ли будут менять руководителя МЧС или транспорта только на том основании, что произошла авария.
Единственное, что может поколебать уверенность Шуфрича или Рудьковского на своих должностях это какие-то финансовые прорехи - если они, например, не уступят какому-то олигарху, а попытаются сыграть самостоятельную игру. В этом случае их снимут буквально в течении несколько часов. А аварии такого рода по традиции не являются основанием для украинских чиновников для потери поста.
Олесь Доний (председатель Центра исследований политических ценностей):
Механизма замены членов правительства при распущенной Верховной раде не существует. Бесспорно, должна быть проведена проверка и определено, из-за чьей халатности в Украине могут происходить такие катастрофы. Но, скорее всего, исправлять ситуацию, придется уже новому правительству (независимо от персонального состава), утвержденному новой Верховной радой. Оппозиция получила дополнительный козырь во время предвыборной кампании в своей критике правительства за неэффективное управление. Но очень бы не хотелось, чтобы все сводилось к критике в предвыборный период. Политикам и чиновникам стоит больше задумываться над безопасностью украинцев и их защитой от техногенных катастроф. Причем беспокоиться о такой защите украинского населения должно любое правительство, независимо от цветов политических сил, которые его будут формировать.
Кость Бондаренко (директор Киевского института проблем управления им. Горшенина):
Они были бы полностью логичными, но нужно дождаться анализа того, как действовали те или другие должностные лица в этой ситуации: кто пытался спасти ситуацию, а кто отсиживался за границам или на морях. Никто не застрахован от техногенных катастроф. Оценивать деятельность тех или иных министров, губернаторов следует не по тому, произошла техногенная катастрофа или не произошла, а по тому, что сделано для ликвидации.
Владимир Малинкович (директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований):
Кадровые изменения должны быть или не быть после того, как будет определена степень ответственности тех, кто причастен к этой аварии. Просто так увольнять человека, а говорят о министре транспорта и министра МЧС, в принципе нельзя. Хотя это касается их непосредственной сферы ответственности. Если ответственность их ведомств будет подтверждена, то лишь тогда можно будет говорить об увольнениях на высоком уровне. А внизу понятно, что кто-то будет не только смещен, но возможно и арестован.
Николай Михальченко (президент Украинской Академии политических наук):
Катастрофа на Львовщине имеет объективный и в то же время случайный характер. Объективный, потому что технологическая структура нашей страны находится в очень опасном состоянии, в нее вкладывают недостаточные средства для модернизации. Случайность заключается в том, что этот случай никто не мог предусмотреть, потому что такие случаи состоят из ряда факторов, которые могут отдельно каждый не сработать, а вместе срабатывают.
В то же время, безусловно, необходимы какие-то решения не только на кадровом уровне, но и на уровне принятия существенных политических и экономических решений. Уже многократно было сказано, что Украина находится на пути увеличения экологических катастроф, но модернизации транспортной сети, химической промышленности, металлургической промышленности, угольной промышленности и других сфер уделяется очень мало внимания. Кадровые изменения мало что изменят, если страна не примет решения о модернизации своего технологического базиса. И здесь не должно быть разных позиций ни Партии регионов, ни "Нашей Украины", ни БЮТ, ни даже коммунистов.
Андрей Ермолаев (президент Центра социальных исследований "София"):
Независимо от составов правительств, предвыборной или текущей ситуации, Украина вошла в фазу кризиса инфраструктуры жизнеобеспечения. Это циклическая проблема. Корнями своими она уходит во времена, когда в 50-х - 60-х годах произошло мощное реинвестирование инфраструктуры. К сожалению, модернизация дорог, коммуникаций, жилищно-коммунальных активов не происходила. Имеем чрезвычайно высокий уровень сноса инфраструктуры. Эту проблему переживает не только Украина, а большинство стран СНГ, Центральной Европы и, кстати, Западной Европы. Перед национальным правительством, независимо от его состава и сроков деятельности, появляется проблема составления долгосрочной политики реинвестирования и реабилитации национальной инфраструктуры. К тому же, большинство этих активов до сих пор являются собственностью государства. Решение этой проблемы следует совмещать с продолжением структурных реформ экономики и формирования национального либерального рынка. Это искусство. Такое искусство до сих пор не обнаружило ни одно из правительств всего периода независимости Украины: решали тактические проблемы, латали дыры.
Впрочем, понятно, что глубина проблемы не оправдывает тех, кто допустил нарушения, которые касались этого груза. По-видимому, были нарушения безопасности, транспортировки. Я не считаю, что ситуация, которая сложилась, должна иметь своим следствием отставку конкретного министра. В свое время у нас были проблемы с хранилищами вооружений, были взрывы, но министр не был уволен, поскольку все понимали, что та трагедия связана с системными вызовами, а не с конкретным должностным лицом.
В свое время в России почти одновременно затонула подводная лодка "Курск" и горела Останкинская башня. После длительной паузы российский президент в одном из своих комментариев честно признал, что Россия переживает кризис инфраструктуры жизнеобеспечения. Эти слова Путина можно перенести и на проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Украина.