К 80-летию Леонида Гайдая [ Редагувати ]

30 января благодарные зрители отметят 80-летие российского кинокороля смеха Леонида Гайдая (1923-1993). Умение смешить, возможно, самый редкий дар среди творческих людей, насколько легче растрогать до слез или напугать. Количество трагиков всегда превышало число комиков, а королей смеха в кино, можно считать на пальцах. Дар же снимать комедии - еще более редок.
Леонид Гайдай умел снимать комедии как никто другой, хотя при жизни его дар чаще ругали, чем поощряли. Зависть коллег к Гайдаю была исключительно дружной и беспощадной.
В кино он пришел как комедиограф сразу из ВГИКа, где закончил мастерскую еще одного мастера смеха Григория Александрова, но учитель умел соединять смех с лиризмом. А главное с патетикой социализма.
Ученику Гайдаю судьба нагадала другое. У Гайдая был талант циркового клоуна, дарование мастера смешных гэгов и эквилибриста масок. Этот дар требовал точного попадания в цель, приблизительность тут не проходит.
Он долго искал свою манеру (сначала как актер), играл в череде ныне забытых фильмов: музыкальная комедия "Ляна", "Ветер", пока, наконец, получил право снять свою первую комедию "Жених с того света" (1958). И хотя всю жизнь Гайдай упрямо считал этот фильм самым наилучшим и любимым, "Жених..." как блюдо явно пересолено шутками и переперчено эксцентрикой.
Этим же переизбытком смеха был подпорчен и второй фильм Гайдая "Трижды воскресший". Ему на первых порах не хватало чувства меры.
Славу и имя режиссеру сделали последующие шедевры, снятые в 60-х годах. Первым из них стала короткометражка "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), в которой Гайдай, наконец, нашел и самого себя и трех коронных комических персонажей. Трус, Балбес и Бывалый. Эту троицу дуралеев великолепно сыграли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
Триумф тройной маски отчасти был неожиданностью для самого Гайдая. Он не сразу понял, что нашел золотую жилу.
Впрочем, немедленная попытка повторить успех короткометражки в другой картине "Самогонщики" (1961) не удалась, ленте не хватило краткости анекдота, тройка масок почти не смешила.
Нащупывая путь развития своих комедий, Гайдай верно почувствовал необходимость найти соперника знаменитой тройке комических глупцов, по сути он искал героя на место положительного пса Барбоса. И эврика! Нашел интеллигента-очкарика Шурика в исполнении Александра Демьяненко.
"Операция "Ы" (1965) и "Кавказская пленница" (1966) стали культовыми советскими комедиями.
Плаксивый нытик в исполнении Вицина, бравый дурак Никулина, монументальный болван Моргунова и нескладный, но интеллигентный и добрый Шурик стали комическим портретом всей страны.
Но триумф совпал с усталостью от повторов, и Гайдай решился отказаться от своей блестящей творческой находки. Больше того, развивая комедию положений, Гайдай поручает актеру Никулину играть уже не Балбеса, а порядочного простака в комедии "Бриллиантовая рука".
Эксперимент с блеском удался - фильм стал лидером проката тех лет. И хотя шуточки главных героев слышатся в повседневной речи и поныне, а диалоги помнятся почти наизусть, "Бриллиантовую руку" зритель готов смотреть еще и еще.
Следующие ленты - "12 стульев" по Ильфу и Петрову и "Иван Васильевич меняет профессию" были тоже вполне успешными. Другие фильмы режиссера, включая "Не может быть!" (1975) и последнюю картину Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода..." (1992) не достигли взятого уровня.
Гайдай умер в 1993 году, не получив ни одной награды за свои комические шедевры, если не считать звание лауреата на Всесоюзном кинофестивале с расплывчатой формулировкой "за режиссуру комедий в 1972 году".