Турции нужен контроль над курдами, а не деньги [ Редагувати ]

Госсекретарь США Колин Пауэлл провел 2 апреля переговоры с турецким руководством: президентом Ахметом Недждетом Сезером, главой МИД Абдуллой Гюлем и военными чиновниками. Ожидается также его встреча с политическим лидером Турции премьер-министром Тайипом Эрдоганом. В повестке дня две проблемы, которые самым серьезным образом влияют на ход иракской кампании - военный транзит через территорию Турции и проблема ее вторжения на территорию Ирака.
Турецкая пресса назвала визит Пауэлла в Анкару "поцелуйно-примирительным". Госсекретарь приехал восстанавливать утерянный "дух сотрудничества" между двумя союзниками.
По словам Пауэлла, в ходе переговоров обсуждалась возможность использования турецкой территории для снабжения американских военных на севере Ирака. Гюль в свою очередь добавил, что пока речь идет только о поставках еды и топлива, а также гуманитарной помощи населению Ирака. Он также подчеркнул, что для этого не требуется новых резолюций турецкого парламента. Это, несомненно, подвижка в позиции Анкары по вопросу помощи США в иракской кампании.
Напомним, что месяц назад, 1 марта, турецкий парламент отказался дать разрешение на размещение на военных базах страны 62 тысяч американских военных. Вашингтону не помогли даже обещания оказать Анкаре финансовую помощь в размере 6 миллиардов долларов и посулы кредита на сумму около 24 миллиардов долларов. Однако сильная оппозиция войне внутри страны, угроза роста экстремистских настроений среди населения, раскол в парламенте заставили Турцию отказаться от сотрудничества с США в военной операции в Ираке, что вызвало, по словам Пауэлла, "чувство разочарования" в Вашингтоне.
1 апреля, накануне визита Пауэлла, в американском конгрессе обсуждалась возможность выделения дополнительных 75 миллиардов долларов на войну в Ираке. В эту сумму по просьбе президента США Джорджа Буша включен и 1 миллиард долларов финансовой помощи Турции, который может быть заменен 8,5 миллиардным кредитом. Пауэлл считает, что нет никаких препятствий для предоставления кредита, поскольку он надеется на "полное сотрудничество со стороны Турции". Но денежная приманка по-прежнему остается не самым главным в переговорах между Вашингтоном и Анкарой.
Однако фоном визита высокопоставленного американского дипломата в Анкару стали сообщения об американских ракетах, вместо Ирака залетевших на территорию Турции, и это вряд ли сделало бы позицию турецкого парламента более благосклонной. Зато турецкое правительство радо оказать хоть какую-то помощь Вашингтону.
Дело в том, что в Анкаре опасаются, что если американцы и британцы не смогут быстро продвинуться к Багдаду, то счет за это может быть предъявлен Турции, поскольку она свела на нет планы США открыть полномасштабный второй - северный фронт в Ираке. Ведь во вторник, 1 апреля в Кувейт прибыл американский контингент, который более месяца ожидал добро Анкары на военный транзит через территорию Турции.
Турции, разумеется, не выгодно ссориться с Вашингтоном, поскольку союзнические отношения позволяют ей занимать особое положение в регионе. Она также нуждается в помощи США в преодолении финансового кризиса, а также в американской поддержке в ее спорах с Евросоюзом.
Впрочем, несмотря на дружбу, Турции не удалось договориться с США о ее "особой" роли в послевоенном урегулировании в Ираке. Анкаре также не удалось получить от Вашингтона карт-бланш на создание так называемой буферной зоны безопасности вдоль турецко-иракской границы, вернее вдоль границы Турции с Иракским Курдистаном. А именно это, а не предоставление кредита, являлось основным политическим вопросом для Анкары. Поэтому турецкая политическая элита сейчас разочарована.
В Турции опасаются, что война в Ираке вызовет новую волну сепаратистских настроений среди иракских курдов, которые могут распространиться и на их турецких собратьев. Поэтому, введя войска на территорию Иракского Курдистана, Анкара намеревалась не допустить возможности создания независимого курдского государства, а также контролировать поток беженцев из Ирака. Иракские курды в свою очередь заявили о намерении силой остановить турецкие войска, если те войдут на подконтрольную им территорию. В результате вместо двух союзников в лице турков и курдов - США получили бы еще один конфликт, который никак не способствовал бы не только успешному введению военных действий против Багдада, но и дальнейшему послевоенному урегулированию в Ираке.
Поэтому и США заинтересованы в продолжении переговоров с турецкой стороной.
Накануне визита Пауэлла американским дипломатам удалось удержать Анкару от незамедлительного ввода войск на территорию Иракского Курдистана. Начальник генерального штаба вооруженных сил Турции, генерал Хилми Озкок заявил, что турецкие войска войдут в Ирак только при согласовании с армией США. Однако турки не намерены полностью полагаться на США в вопросах безопасности в приграничной территории Северного Ирака, несмотря на все заявления американской администрации и лично Пауэлла, который утверждает, что нахождение американских военных в Северном Ираке делает ввод туда турецких войск бессмысленным. Пауэлл также пообещал, что Вашингтон не допустит "нежелательного для Турции" развития ситуации в Северном Ираке. Т.е. США проследят и за сохранением целостности Ирака, и за курдами и за гуманитарной ситуацией в этом районе. Но Турции нужны не обещания США, а возможность самим реально влиять на ситуацию. И в Вашингтоне понимают, что в любой момент баланс сил на севере Ирака может быть нарушен.
Неслучайно глава американо-британской коалиции генерал Томми Френкс заявил, что "американские войска на севере Ирака призваны не только сражаться с иракской армией, но и не допустить столкновений между курдами и турками". Похоже, не только американские солдаты оказались между турками и курдами, но и в целом американская внешняя политика оказалась поймана в хитроумные этноконфессиональные сплетения Ближнего Востока