"Утром стулья - вечером деньги". Ситуация на украинском энергорынке [ Редагувати ]

Финансовую поддержку Киеву на минувшей неделе пообещал директор Всемирного банка по Украине и Беларуси Лука Барбоне. 100 миллионов долларов могут быть перечислены уже в ближайшие дни. Но всё опять упирается в условия. Оказывается, деньги перечислят только в том случае, если в Украине будут увеличены тарифы на электроэнергию. Требование, нужно признать, очень несвоевременное. Ситуация в ТЭК далека от идеальной. Профильный комитет Верховной Рады признаёт подготовку к осенне-зимнему периоду недостаточной. А облэнерго все чаще отключают потребителей-должников.
В рыночной экономике всё должно иметь свою цену. Именно этим принципом руководствовались представители украинского правительства и зарубежных компаний, когда договаривались о приватизации областных энергокомпаний. В Кабмине настаивали на 100-процентной оплате за поставленную электроэнергию. Претенденты - требовали дополнительных полномочий. Прежде всего - права отключать потребителей, которые не платят по счетам.
На том и сошлись - тем более, что представители тех самых потребителей в переговорах не участвовали, а значит возразить против такой сделки не могли. Госбюджет получил несколько сотен миллионов гривен, а хозяева - и новые, и старые - приступили к работе с должниками.
Василий Ковач, председатель правления "Закарпатьеоблэнерго'': "Заходи вживаються. В першу чергу це - претензійно-позивна робота і з юридичними і з фізичними особами. За 9 місяців 2001-го року подано 169 позовів на загальну сумму 22,3 мільйони гривень".
Правда, очень скоро выяснилось, что такие методы не особенно действенны. Тогда на смену уговорам пришли отключения.
Станислав Баранник, заместитель председателя правления ''Харьковоблэнерго'': "В общем, это вполне нормальные меры. Ведь, никто не отпустит товар со склада без оплаты или если один раз не оплатили - второй раз никто не отпустит. Часто говорят: отключили, отключили, мы просто не отпустили тот товар, который не оплачен".
В облэнерго уверены - большинство потребителей не платило лишь потому, что на этом никто не настаивал. И в числе неплательщиков часто оказывались крупные и весьма преуспевающие промышленные гиганты. За последнее время уровень оплаты "живыми деньгами", действительно вырос и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и даже среди населения. Но должниками, как правило, остаются жилищно-коммунальные хозяйства, водоканалы, предприятия электротранспорта. Бывают и необычные неплательщики. К примеру, железная дорога в Кировоградской области.
Доля потребления электроэнергии в Кировоградской области железнодорожниками составляет пятую часть. Поэтому неплатежи этого крупного потребителя очень сильно ощущают в местном облэнерго.
На сегодняшний день железная дорога задолжала энергетикам около 12 миллионов гривен. Верится с трудом, что такая серьезная организация не нашла денег на оплату услуг облэнерго. Скорее всего, железнодорожники просто ждали, когда же им разрешат провести привычный взаимозачет. Договориться смогли только после того, как на несколько дней были обесточены пять железнодорожных подстанций. Конечно, это можно расценить как шантаж, но с другой стороны, взял - будь добр рассчитайся. Такого мнения придерживаются все руководители энергопоставляющих компаний.
Сергей Давиденко, коммерческий директор ''Кировоградоблэнерго'': "Нежелание "Укрзалізниці" рассчитываться деньгами мне не понятно. Ну, я могу это понять, но не могу принять. Для меня "Укрзалізниця" в лице одесской железной дороги является должником, поэтом я применяю к ней все санкции, которые мне даны законом, как к должнику".
Станислав Баранник, заместитель председателя правления ''Харьковоблэнерго'': "Мы ежедневно в быту отключаем от 500 до 600 потребителей. Что касается юридических лиц - больше 400 из них стоят в отключенном состоянии. Ежедневно мы отключаем 13-20 потребителей, и примерно столько же включаем, когда происходят расчеты. Население, которое является большими должниками, - мы предоставляем возможность оплатить этот долг в рассрочку от полугода до года, понимая тяжелое состояние".
Василий Ковач, председатель правления ''Закарпатьеоблэнерго'': "Само собою приймаються міри і по відключенню. На сьогоднішній день відключено 834 юридичні особи і більше 34 тисяч споживачів у побуті".
Казалось бы, все справедливо. Но, к примеру, в случае с отключением теплокоммунэнерго страдают не только предприятия, но и рядовые граждане. И это притом, что в некоторых регионах уровень оплаты населением достигает 90%. В чем же проблема? Оказывается, заплатив за электроэнергию, люди не очень-то торопятся рассчитаться за тепло и воду. Сказываются старые стереотипы, мол, раз водоканал и теплокомунэнерго государственные - отключать не имеют права.
Николай Лавренко, первый заместитель председателя Кировоградской обладминистрации: "Дуже складно, дуже. Етап повної відповідальності: скільки взяв - на стільки і розрахувався. Повністю ще не зарекомендувався. Люди десь зрозуміли, а десь думають, що влада скаже, зателефонує, накаже - і всіх включать, чи не відключать".
Головной болью для коммунальщиков остаются субсидии. Средства на компенсацию потерь от предоставления льгот поступают в регионы нерегулярно и часто не в тех объемах. В облэнерго говорят - понимаем, но помочь ничем не можем. Ведь условие собирать 100% средств за потребленную электроэнергию пока не отменяли. И если хозяева энергопоставляющих компаний его не выполнят, то просто лишатся собственности. Они не против использовать другие способы воздействия на должников. Но пока их никто не предложил.
На сегодня самым эффективным способом борьбы с неплательщиками остается элементарное отключение. Поэтому энергетикам ничего больше не остается делать как командовать - тушите свет.
Но это еще не светопреставление. Ведь отключения - это только одно из условий сделки предыдущего правительства с новыми собственниками энергокомпаний. Виктор Ющенко в бытность премьером успел пообещать покупателям облэнерго еще и повышение тарифов на электроэнергию. А отношение к обещаниям государственных чиновников в Украине и на Западе отличается радикально. Правда Ющенко теперь экс-премьер, и Мировой банк напоминает о взятых им обязательствах новому руководителю правительства.
Лука Барбоне, директор мирового банка по Украине и Беларуси: "Мы говорим не о своих условиях, а об условиях договора. Ведь Украина обещала продемонстрировать серьёзный прогресс в приватизации, а тарифы - это одна из ее составляющих. Если тарифы повысить не удастся, у нас возникнут вопросы к правительству - как оно намерено проводить приватизацию в дальнейшем".
С другой стороны - рост цен на электричество потянет за собой и повышение себестоимости большинства товаров и услуг. Поэтому лёгкость, с которой предыдущий кабинет согласился с требованиями покупателей облэнерго, у многих отечественных политиков вызывает в лучшем случае недоумение.
Виктор Медведчук, первый заместитель председателя Верховной Рады Украины: "Я думаю, що це рішення, - і тоді ми давали йому оцінку, і сьогодні, - є злочинним для України. І я впевнений в такій категоричній оцінці. Підвищення тарифів на електроенергію навіть у всіх шести регіонах буде означати підвищення цін, власне кажучи, на життя".
Конечно, о том, что жизнь подорожает уже в ближайшие месяцы, речь не идет. Накануне выборов в парламент омрачать настроение людей в правительстве вряд ли решаться. Но государственный деятель от заурядного политика тем и отличается, что думает - как сложится жизнь после выборов. И если всё в рыночной экономике должно иметь свою цену, то не слишком ли высокой оказывается цена, которую Украина платит за получение западных кредитов?