С 1 января вводятся штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг [ Редагувати ]
На этой неделе депутаты потрудились ещё над одним законом. С первого января украинцев будут штрафовать за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Правда, это коснётся лишь долга, который возникнет в будущем. Вместе с тем, парламент обязал Кабмин в течение полугода погасить задолженности по зарплатам, пенсиям и стипендиям. Но и те, кто исправно платит, не понимают, почему нужно платить за лифты, трубы и тротуары, которые становятся причиной смерти людей. Коммунальная отрасль превратилась в незримого монстра, который, с каждым днём разрастаясь, представляет реальную угрозу национальной безопасности. Как с этим справиться, знает Светлана Чернецкая.
За этой дверью идёт настоящая борьба. Мужчина из последних сил цепляется за жизнь. На пятые сутки после трагедии врачи ещё боятся делать прогнозы. С такими поражениями - шансы мизерные. Впрочем, пациент не сдаётся, и это уже хорошо.
Владимир Калашников, заведующий отделением шоковой терапии киевского ожогового центра:
- Если он поступал, этот больной тоже в крайне тяжелом состоянии, но его состояние было нестабильное, то есть в течении минуты, двух, трёх с ним могло произойти всё что угодно, то сейчас мы оцениваем его состояние как прежне крайне тяжелое, но стабильное.
Владимир Шкныр - коллега пострадавшего. Всё произошло на его глазах. Он вспоминает, как в считанные секунды двор буквально окутал пар.
Владимир Шкныр, коллега пострадавшего:
- Тут була вода, весь двір був покритий парою, вода діставала до того крильця. Він став от так - оце машина, він відкривать двері, а це все пішло вниз, земля, і він провалився і впав до того ж.
Самое страшное, что эта трагедия совсем не удивляет Владимира. Говорит - порывы теплотрассы в этом небольшом дворике происходят каждый год. Но с такими последствиями - впервые. Его коллега очень пострадал - у мужчины обожжены 75 процентов тела. Это уже не отдельные случаи, а статистика. В прошлую субботу под землю провалился мужчина. Всего месяц назад в яму с кипятком упала женщина. Угроза жизни украинцев - не только из-под земли, но и сверху. На людей обрушаются балконы и килограммы штукатурки. Вздохнуть с облегчением не получится и в доме. Внутри - проваливаются ступени и обрываются лифты. А зимой ко всему этому добавлется гололёд и падающие с крыш сосульки.
Жить в Украине небезопасно, соглашаются в министерстве жкх. И приводят статистику. Каждый четвёртый горожанин обитает в аварийном доме. Каждый второй лифт страны - отработал свой строк. 15% тепло- и почти 40% - водопроводных сетей - нужно срочно менять. А это означает, что люди и дальше будут проваливаться под землю. И с каждым годом ситуация ухудшается. Поэтому, - говорят в профильном министерстве, - без широко-масштабной реформы Отрасли не обойтись. Но опять же - всё упирается в деньги.
Георгий Семчук, первый заместитель министра ЖКХ Украины:
- Враховуючи правильну, виважену тарифну політику, і дисципліну у платіжній сфері, ми зможемо поліпшити фінансовий стан підприємства. Це дасть можливість мати оборотні кошти, це дасть можливість своєчасно проводити ремонти, регламенти необхідні, тоді буде менше негараздів і цих випадків, які сьогодні є у нашій системі.
В одночасье реформу не проведёшь. Поэтому пока здесь предлагают законопроект об ужесточении ответственности за несчастные случаи. Вплоть до тюремного заключения. Он принят в первом чтении. Этот документ - реакция профильного министерства ситуацию, произошедшую прошлой зимой.
Ей больно смотреть на снег даже из окна. Теперь Евгения не любит это время года. В этот самый день в 2009-м она поскользнулась и сломала шейку бедра. Операция, костыли и трость - уже в прошлом. Но оказалось, гораздо тяжелее физической боли - боль моральная.
Евгения Борщевская, потерпевшая:
- Ось почалася зима і я не можу вийти з дому, я не можу себе примусити, бо як бачу цю ожеледь, цю кригу, це викликає в мене паніку, жах і мені дуже важко примусити себе виходити на вулицю взимку.
Из нескольких тысяч пострадавших, они в числе тех десяти, которые решили отстаивать свои права. Евгения и её муж Александр пОдали в суд на столичную власть. Требуют возместить ущерб, но главное - наказать виновных.
Александр Борщевский, муж потерпевшей:
- Никто не понёс ответственности, наказания, и никто ещё поданый иск не выиграл в суде, возмождно мы будем первый прецедент, если мы выиграем, но мы намеренны идти даже до европейского суда, если здесь не добьёмся правды и справедливости.
А шансы на это - призрачные, сознаётся Александр. Он ещё ходит на заседания, Евгения отказалась. Называет их фарсом. Дело затягивают, соглашается адвокат семьи.
Ольга Дубинская, адвокат потерпевших:
- Державні органи сперечаються між собою - хто має відповідати. ми подавали на київську владу, яка прямо за законодавством має обов'язок стежити за тим, щоб вулиці були розчищені. Вони вважають що оскільки пані євгенія впала біля будинку мінюсту, то за це має відповідати Мін'юст, я вважаю, що це нонсенс.
Не стоит сваливать всё на городские власти, - парирует начальник управления жкх Киева. Сознаётся, и сам с опаской ходит по родному городу. Внимательно смотрит под ноги и по сторонам. Но каждый отдельный несчастный случай требует скрупулёзного изучения, - уверяет Владимир Стороженко.
Владимир Стороженко, начальник ГУ ЖКХ Киева:
- Балансоутримувачі територій, є балансова приналежність тих же мереж, тому казати, що на київську міську державну адміністрацію, це буде не зовсім правильно, але як порушена кримінальна справа, звичайно там проведене буде розслідування і балансоутримувач буде нести відповідальність.
Вот только на практике всё получается не так просто, как на словах. Определить и наказать виновных вот уже год как не удаётся Ольге Кравец. Женщина добивается справедливости - ради дочери. Ей было 20, она ждала ребёнка. Семейную идиллию разрушила эта железная конструкция. Девушка не успела войти, как двери зажали её словно в тиски и лифт рвонул вверх. Эти папки с документами - её аргументы. Впрочем, сетует женщина, в суде к ним - не прислушиваются.
Ольга Кравец, мать погибшей в лифте девушки:
- И с этими документами это наяву - фальсификация, подлог. Передо мной здесь закрыты все двери. Мне другие страны помогают, с других стран, у нас добиться правды невозможно…
По факту каждого смертельного случая возбуждают уголовное дело. Но в Генпрокуратуре оказались не готовы предоставить статистику таких дел и сообщить - полетела ли хоть одна шапка и был ли наказан хоть один виновный. Вот и получается, что о смертельной опасности, которая ожидает на каждом шагу, напоминают только исскуственные цветы и слова "он погиб здесь безвинно". Светлана Чернецкая, Светлана Трунова, Сергей Бордюжа, Вячеслав Фролов, Подробности недели, "ТК Интер".