Глава ВСЮ Владимир Колесниченко: Пусть Киреев понимает, что оценка его действий идет [ Редагувати ]

Владимир Колесниченко поведал изданию "Главком" о том, что происходило и происходит в Печерском районном суде Киева, и какие решения он принимает, знает достаточно ограниченный круг лиц. Среди них – человек, который несколько лет председательствовал в этом суде.
Правда, сегодня Владимир Колесниченко возглавляет Высший совет юстиции (ВСЮ). Это именно тот орган, который оппозиция обвиняет в "крышевании" скандального дела Тимошенко. А народный депутат от БЮТ Елена Шустик прямо заявила, что судья Киреев, рассматривающий "газовое" дело, напрямую зависит от членов ВСЮ – главы этого же суда Инны Отрош и зама генпрокурора Рената Кузмина, курирующего процесс. Чтобы понимать нынешний вес ВСЮ, нужно учитывать, что именно Совет имеет все полномочия вносить представление на увольнение судей президенту. Что, собственно, может ожидать и "печерского судью" Родиона Киреева, прими тот "неправильное" решение.
Сам же Владимир Колесниченко всячески уклоняется от прямых вопросов о подобном конфликте интересов. Правда, признает, что некая "дубина" над Киреевым все же занесена: сейчас Совет рассматривает 10 жалоб на действия судьи. Однако считает, что такое положение дел только подстегивает судью к принятию взвешенных решений. Колесниченко также утверждает, что сегодня не актуальны, как таковые, и телефонные "указки" с Банковой: чтоб угодить Президенту, достаточно просто следить за прессой. О нынешней власти глава ВСЮ распространяется с неохотой, вскользь упоминая о недоработках судебной реформы. Зато отводит душу, когда вспоминает времена Ющенко: как им пытались руководить при помощи "телефонного права" и что нужно было Тимошенко от Печерского суда.
Несмотря на отрицание политики в работе, Владимира Колесниченко смело можно назвать политическим игроком. Он появился на столичном небосклоне сразу после победы "оранжевых", когда в 2005-м возглавил самый скандальный суд страны – Печерский. Утверждает, что на посту до конца был верен судейским принципом. И тут же признает, что новые демократы его буквально атаковали с просьбами о "правильных" решениях. Как под таким "прессингом" удалось два года удержаться в "козырном" кресле – можно только гадать. Так или иначе, но весной 2007-го он попал в немилость Ющенко, который его уволил. При поддержке депутатов-регионалов и по решению суда штурмовал здания Печерского суда, даже захватывал печать. Не помогло. Правда, уже осенью 2008, в процессе политического пасьянса тот же Ющенко вновь восстанавливает его. И здесь неудача: Окружной суд и Совет судей не признал это решение. И в марте прошлого года Колесниченко был избран главой ВСЮ. Говорят, не последнюю роль в выборе его кандидатуры сыграл кум – регионал Сергей Кивалов.
- В Украинском Хельсинском союзе по правам человека утверждают, что за год после старта судебной реформы систему покинуло около 20 % судей. Почему?
- Общее количество судей в Украине приблизительно 8 600. В прошлом году ушло около 490 человек, в этом еще меньше. Так что до 20 % этот показатель точно не дотягивает. Думаю, увольнения связаны с принятием нового закона о судоустройстве. С одной стороны предусмотрено поэтапное повышение оклада судьи к 2015 году до 15 минзарплат. Это приблизительно 15 тысяч гривен. С другой, уменьшается выходное пособие. По старому закону оно было порядка 200 тысяч гривен, по новому – значительно меньше. И судьям предпенсионного возраста экономически выгоднее уйти сейчас.
Еще один фактор - массовое изменение законодательства. Появится новый закон о прокуратуре, об адвокатуре, с ног на голову будет перевернуто понятие досудебного следствия, будет отсутствовать институт дополнительного расследовании. Таким образом, человеку надо начинать науку с начала. Он посмотрел, взвесил и … решил уволиться.
К тому же на протяжении последних 7-8 лет обострилась общественно-политическая обстановка: попытки политиков использовать суды в своих целях не прекращаются. Изнасилование судебной системы началось с 2004-2005 года, когда Верховный суд принял незаконное решение. Суд не имел право назначать третий тур выборов. Мы не говорим о понятии справедливости – это разные понятия и они не всегда тождественны…
- Следуя вашей логике, до 2004 года в украинских судах не было проблем.
- Я проработал 20 лет судьей первой инстанции. И впервые услышал, что надо сделать вот так-то и так в 2005 году, когда прошел в Печерский суд.
- Что вы имеете ввиду?
- Я услышал команду о том, что надо сделать вот так. Не спрашивали меня, мол, если это решение вы примете, оно будет законно или нет? Просто звонили и говорили, что это надо сделать. Звонили из Секретариата Президента при Ющенко. Приходил Сергей Пашинский (нардеп БЮТ, экс-гендиректор "Укррезерва"), тот, который подозревался в воровстве сахара из "Укррезерва", и протягивал трубочку. И мне начинали рассказывать: вы такой хороший, вы гордость наша, но надо сделать вот так.
- И чей голос звучал из трубки?
- Юлии Владимировны. Потом я имел неоднократно разговоры с Юлией Владимировной и говорил – прошу вас, относитесь ко мне, как к судье. И тогда вы будете в равных условиях. Я это, кстати, говорил и Ющенко, и Януковичу. Но наивно рассчитывать на справедливую игру, когда каждый садится играть в шашки и придумывает свои правила.
- При каких обстоятельствах поднималась эта тема? Вы к ним приходили, вас вывали или это были случайные встречи?
- Были разные ситуации. Например, я с Президентом довольно часто встречался на официальных мероприятиях. Такая же ситуация была и с Юлией Владимировной.
- Вы сами заводили этот разговор?
- Я отвечал на те пожелания, которые слышал. Мне говорили, вот идут выборы, мы бы хотели, чтобы вы лояльно относились к нам. Говорю, конечно, буду лояльно относиться. Но никому преференций делать не стану. В результате в 2006 году Печерский суд рассмотрел 300 жалоб на действия ЦИК. И не было ни одного замечания в наш адрес. Да, сначала депутаты ходили ко мне толпами. А потом прекратили это делать. Пока в 2007-м не встал вопрос императивного мандата – приняли закон, а теперь давайте его отменять в суде. Я говорю: "Это дело не Печерского, а Конституционного суда". Мне в ответ: "Ты сделаешь так!".
- Это кто вам говорил?
- Это Ющенко с Юлей говорили. Я: "Нет, не сделаю…". Тогда мне сказали, что будет роспуск парламента. И на передаче "Свобода слова" я заявил, что мы накануне указа о роспуске парламента. Я первый сказал об этом. И на следующий день был указ о роспуске парламента. Потом мы выдели, как меня выносили и заносили в Печерский суд. (В апреле 2007-го Ющенко со скандалом уволил Владимира Колесниченко с поста председателя Печерского райсуда. Но он попытался при поддержке депутатов-регионалов и решения суда сохранить пост. Тщетно. Осенью 2008 года он был вновь назначен указом Ющенко. Однако занять свое кресло так и не удалось, так как Окружной админсуд приостановил указ о его назначении – ред.)
- Как сейчас относитесь к тем событием?
- Это была Божья милость. Если бы я остался тогда, представляю, в каких условиях мне пришлось бы работать. Я бы точно подыгрывал кому-то и не смог быть тем судьей, которым себя позиционирую.
- С другой стороны вы все-таки подыгрывали, когда Пашинский вам протягивал трубку?
- Нет! Когда он протягивает трубку, я что должен был ее положить? Я слушал, но говорил, что не могу этого сделать. Предлагал действовать по закону.
- А какие вопросы тогда поднимались? О чем вас просила Тимошенко?
- По мелочам: какие-то решения судов, какие-то демонстрации, честь и достоинство… (Очевидно, речь идет о иске в канун президентских выборов, когда суд запретил размещать в СМИ и интернете "недобросовестную рекламу" о леди Ю. – ред.)
Много их было, не могу сейчас конкретизировать.
-То есть, оно обращалась исключительно по политическим вопросам?
- В том числе и политическим… И когда президентом стал Янукович, сразу был поднят вопрос о немедленном проведении судебной реформе. Все ли получилось в новом законе? Не все. Мы уже видим, где должны быть изменения в законе, чтобы усилить независимость судов.
- И где же?
- К примеру, сегодня экзаменующий не может общаться с претендентом на место судьи, сдающим экзамен. Тест проводится на компьютере и проверяющий не видит кандидата. Это не совсем правильно. Знаю много примеров, года человек на компьютере грамотно отвечает, правильно мыслит. Но когда начинаешь с ним разговаривать, то его моральные качества и позиция идет в разрез с общечеловеческими ценностями.
Потом, я не согласен с возрастом, с которого назначают судью. Его надо поднять с 25 до 30 лет. У человека к этому времени должен быть жизненный опыт, у него должны быть ценности, семья.
Еще один пример, объявляется конкурс в масштабах государства. А помощник судьи уже давно работает в одном из районов, к примеру, Одесской области. Его все знают, он знает специфику региона, особенности края, менталитет. И вот он проходит отбор, но попасть в свой район уже не может. Таким образом, мы делаем миграцию, при этом забываем, что не готовы обеспечить жильем, дать достойную зарплату и так далее.
- Мы знаем, что судебная власть является независимой ветвью. И тут же среди основного негативного фактора судебной реформы политолог Михаил Погребинский выделил подконтрольность ВСЮ, который сегодня имеет огромные полномочия, но находится под жестким контролем Президента. Что думаете по этому поводу?
- Давайте по квотам расскажу, где и на кого возможно влияние президента. Бондик, нардеп по квоте парламента. Человек амбициозный и не простой. Он офицер. И если что-то не так, Валерия Анатольевича убедить в ином не возможно. Поэтому говорить, что его можно поставить под козырек, не приходится. Сафулько, адвокат. Имеет определенный конфликт даже в среде адвокатов. Он с ярко выраженной проукраинской позицией и является защитником судей. Но если судья действительно злоупотребляет, остановить Сергея Федоровича не возможно. Портнов. Да сегодня можно говорить, что, работая в АП, он будет прислушиваться позиции Президента. Но это не значит, что она не справедлива…
-А что касается генпрокурор, зам генпрокурора?
- В ВСЮ представлены люди разных профессий, политических взглядов и уровня подготовки. И здоровый конфликт помогает принять справедливое решение.
- Хорошо, как вам работается в Совете, учитывая, что с некоторыми членами у вас, наверняка, не простые отношения? К примеру с председателем Печерского суда Инной Отрош, главой Верховного суда Василием Онопенко?
- У меня нет личных неприятелей. К примеру, я перевернул страницу личных отношений с Отрош. Иногда я ей завидую, что ей удалось удержаться на посту. Ведь суд не простой, он все время на виду, как столб посреди села. Только ленивый не хочет о него обтереться. Не думайте, что есть материальная составляющая. Люди есть амбициозные, которым ничего не надо. Им бы покрасоваться на определенном месте.
- Вы имеете в виду Отрош?
- Говорю вообще о людях. Не всегда зарплата является главным. Что касается Онопенко, то Василий Васильевич ведет себя очень толерантно на заседаниях. Мы знаем его позицию, но она не перекладывается на личные отношения. Такого нет, чтоб я садился и пил с ним кофе или еще что-нибудь покрепче. Но мне нравятся наши с ним отношения.
- Как считаете, есть ли у Василия Онопенко шанс остаться на посту главы Верховного суда? Могут ли с окончанием его каденции возвратиться те полномочия ВСУ, которые были утрачены после судебной реформы?
- По поводу шансов не скажу, так как могу сформировать определенное общественное мнение. В том числе и в судейской среде. Относительно возврата полномочий, то не думаю, что они вернутся.
- Правда, что нардеп-регионал Сергей Кивалов приходится вам кумом?
- Правда, он крестил моего сына. Как сошлись? Мой сын учился в Одесском университете, когда вуз еще не был академией, а Кивалов - ректором. И мне приходилось туда приезжать. И вот стоим мы возле здания юрфакультета с моим одноклассником Васей Доброновский. А он говорит, мол, давай познакомлю с замечательным человеком. Тогда Кивалов был завкафедрой. И с тех пор мы дружим. Я переживаю, когда у него неприятности, всегда был на его стороне. Но никого отношения к моему назначению в 2005 году он не имел. Это была рекомендация председателя ВСУ Василия Маляренко. А он исходил из того, чтоб председателем Печерского суда должен стать не киевлянин, хороший хозяйственник и администратор. А Уманьский межрайонный суд, где я был председателем, признавался последние годы лучшим среди судов первой инстанции.
- Согласитесь, что Кивалов является одним из ключевых правоведов Партии регионов. Таким образом, может сложиться впечатление, что вы ставленник регионалов. О чем и говорят в кулуарах.
- Отрицать, что меня не поддерживают - нельзя. За меня же голосовали в парламенте. Но с другой стороны я выдвинут не за квотой регионов – меня выдвинули социалисты. Думаю, когда принималось решение, все чувствовали, что ко мне была допущена не справедливость, когда меня гнали с Печерского суда. И та политсила, которая считала, что я действую в ее пользу, не проявила, кстати, настойчивости, чтобы меня защитить. Я защищался сам.
- Вы не отрицаете, что из Администрации президента поступают обращения относительно неправомерных действий судей. О каких фактах идет речь?
- В основном получается как: обращается гражданин, где пишет, что судья злодей и так далее. В АП есть управление, которое занимается жалобами и перераспределяет обращение. И когда мы начинаем проверять, но выясняется, что там совсем наоборот. Или человек обращается специально, когда решение еще не принято. С той целью, чтобы его напрячь судью, чтоб он знал, что уже под контролем. Об обращениях по политическим делам речь не идет.
- А если бы шла – признались?
- Наверное, не сказал. Но хочу сказать, что позицию АП не надо спрашивать у самого Президента, Азарова или Литвина. Сегодня в СМИ четко видна их позиция по той или иной проблеме. Решение может быть принято без любого звонка, но точно в точку как думает президент.
- Вы, как опытный судья, что думаете по поводу не простых отношений в самом громком судебном процессе между участниками процесса судьей Киреевым и Тимошенко?
- Конфликт явно спровоцирован. А поведение подсудимой не в ее пользу. Она должна была создать условия, которые дали бы возможность принять беспристрастное решение. Содержание под стражей это плод неприятной дискуссии, поведение самой подсудимой привело к тому, что суд пришел, наверное, к мысли о такой мере. Кстати, заграницей строго наказывают за неуважение к суду. Во Франции это общественные работы либо ограничение свободы до 2 лет, в Германии и Великобритании лишение свободы до двух лет, в Австрии - до трех.
- На месте Киреева вы бы арестовывали Тимошенко?
- Я бы сделал все, чтоб процесс осуществлялся согласно закону. А что касается контроля власти, то поверьте, если бы она тотально контролировала этот процесс, он состоялся не в Печерском суде. И ни судья Киреев это дело не рассматривал, а тройка пожилых людей, возможно, женщины. Это был бы суд какого-то района… Сейчас идет обращение послов, политиков к Президенту. Почему обращаетесь именно к нему? Ведь таким образом они провоцируют принятие главой государства волевого решения по вмешательству в деятельность суда.
- Насколько правомерным является запрет на трансляцию суда над Тимошенко?
- Разрешение на прямую трансляцию – это ошибка. Допрос свидетелей не возможет при ситуации, когда это доступно для тех, кто еще может быть допрошен в суде. Оценка доказательств построена на противоречиях в даче показаний. К примеру, в США даже фотографировать на суде нельзя. Это ж, наверное, для чего-то сделано.
- В ВСЮ поступило много жалоб на действия судьи Киреева?
- Около 10 обращений от депутатов. Жалуются на грубость судьи, что не заявляет отвод. Кроме того, игнорирует ходатайство защитников, безосновательно удаляет депутатов, рассматривает только одно дело…Когда говорят, что судья ведет предвзято, я бы мог ответить, что до окончания процесса никаких оценок ВСЮ давать не будет. Но я сделал не так – открыл производство, пусть проверяют. Пусть судья понимает, что оценка его действий идет. И если будут нарушения, которые повлекут процедуру рассмотрение ВСЮ – конечно будем это делать.
- Другими словами, ошибок судья Киреев еще не допускал?
- Сейчас есть поручения членам ВСЮ. Придут сроки, когда они должны отчитаться и представить свои материалы.
- То, что судьи тихо, практически не слышно, зачитывают тот или иной документ – не является ли это нарушением прав присутствующих на суде?
- Если кто-то плохо слышит, конечно, надо говорить об этом. И поскольку это открытый процесс, надо создавать условия, чтобы в зале слышали.
- За ведение громких процессов судьям предусмотрены надбавки – как-никак дополнительная эмоциональная нагрузка на них? Может, оружие для самообороны они имеют?
- Нет, работы в особо сложных условиях не оплачиваются. Если есть реальная угроза, то возможна выдача разрешение на оружие. У нас есть такие. Помните судью с Днепровского района, который в Черкасской области в результате конфликта с местными жителями применил оружие. Как выяснилось, он правомерно им воспользовался. Хотя я тогда было инициировал вопрос об увольнении судьи. Но когда начали разбираться, выяснилось, что все обстоит по другому.
- В июне помощница киевского судьи некая Наталья Соловений на джипе задавила мать троих детей на тротуаре. Эта трагедия имеет правовые последствия?
- Помощники в нашу юрисдикцию не входят, и через судью повлиять не можем. Это вопрос правоохранительных органов.
- ВСЮ может как-то повлиять на ситуацию в Симферополе, где судья Железнодорожного райсуда Симферополя Оксана Корогодина отпустила Виталия Файнгольда, сбивший насмерть девушку на своём Bentley?
- У нас обращение не было. Но мы здесь не причем, тогда как он попал под амнистию. Да, это несправедливо. Поэтому сегодня уже есть законопроект, по которому к амнистии не допускаются люди, совершившие ДТП со смертельным исходом.