Сергей Соболев: Без участия ключевых лидеров мир не признает выборы демократическими [ Редагувати ]

Вчера, после полумесячного тайм-аута, возобновились слушания по делу, где в роли обвиняемой выступает Юлия Тимошенко. Представители Генпрокуратуры просят Фемиду лишить экс-премьера свободы на семь лет. Прокурор Лилия Фролова заявляет, что вина бывшей главы Кабмина доказана и смягчающих обстоятельств в деле не установлено. Защитники экс-премьера прогнозируемо оказались не согласны с затребованными сроками тюремного заключения.
Внимательно следят за событиями в Печерском райсуде столицы и соратники Юлии Тимошенко. С оценками и выводами осторожничают, но намекают – развязка не за горами. К примеру, сегодняшний собеседник "Обозревателя" - зампредседателя фракции "БЮТ-Батьківщина" Сергей Соболев говорит: "Ключевой вопрос – это не просто освобождение Тимошенко. Это вопрос, который абсолютно правильно ставит украинская оппозиция и мировое сообщество – она должна принимать участие в выборах. Причем, в ближайших парламентских, а не следующих президентских". Словом, в "сердечном" лагере надеются на оправдательный приговор, поскольку только он может стать избирательной путевкой для Юлии Тимошенко. О ходе и вероятном исходе "газового дела" мы говорим с Сергеем Соболевым.
- Перед беспрецедентным, двухнедельным перерывом в деле, где в роли обвиняемой выступает Юлия Тимошенко, только и разговоров было о том, что командная игра европейских лидеров, которые поставили знак равенства между свободой экс-премьера и европейской перспективой Украины, сыграла свою позитивную для лидера "Батьківщини" роль. Вы согласны с такими гипотезами?
- Знаете, я думаю, что ни Янукович, ни Партия регионов даже в страшном сне не могли себе представить, что решение о возбуждении уголовного дела и аресте Тимошенко вызовет такую реакцию мира. Поэтому теперь они делают все возможное с тем, чтобы хоть каким-то образом нивелировать заявления серьезных политических центров. Имею в виду, прежде всего, Соединенные Штаты. Есть, и это не секрет, заявление госпожи Клинтон, заявление Госдепартамента, реакция президентской администрации США на этот арест и уголовное дело. Кроме того, есть прямая реакция Европейского Союза. Фактически, сегодня нет ни одного лидера, который не осудил бы действия Януковича. Я еще раз подчеркиваю - не Киреева, а Януковича, потому что все прекрасно понимают, что первый – марионетка в руках второго. Есть заявление России, озвученное главой МИДа Лавровым, а также спикерами президентской администрации РФ.
Все это в целом, четко демонстрирует отношение мира к теме политических репрессий в Украине. А то, что в команде Януковича есть уже первые трещины в этом вопросе, то, что мусор начали выносить из избы – факт. Заявление Герман о том, что, если бы она знала, кто утверждал решение об аресте Тимошенко, то совершила бы в отношении этого человека соответствующие действия – лишнее подтверждение того, что не Киреев утверждает решения. Их утверждают в президентской администрации.
- То есть, напор извне таки переломал ход "газового дела"?
- Я убежден в том, что перелом в деле еще не наступил. Это - вопрос ближайших дней. Думаю, перелом наступит после саммита в Варшаве, где Украина в целом и украинские власть имущие окажутся перед выбором: или дальше стоять в очереди и ждать, когда ЕС, опять-таки протянет руку, или уже сейчас сделать все для того, чтобы исторический выбор Украины (а именно – европейская перспектива), был, как никогда, реальным. На мой взгляд, варшавский саммит, который пройдет 29-30 сентября, даст ответы на очень многие вопросы.
- Каким именно, на ваш взгляд, будет исход уголовного дела?
- Одно могу сказать: дело Тимошенко разрешится на протяжении октября. В противном случае, Украина потеряет перспективы европейского вектора развития. Когда на кону европейские ценности, а главное – огромнейшие возможности для украинской экономики, решение будет утверждено таким способом, каким это предлагает сделать весь мир и ключевые мировые центры влияния, а именно – немедленно закрыть это дело. Я думаю, это будет ответом на вопрос, который, к слову, предоставляет возможность для маневра и для Януковича. Представьте себе: озвучен оправдательный приговор суда. Что это означает? Это означает, что после этого у Януковича есть возможности что угодно делать с любыми следующими фигурантами политических репрессий. Думаю, в президентской администрации это четко просчитали, поэтому, как мне кажется, решение вопроса Тимошенко – не за горами.
Однако ключевой вопрос – это не просто освобождение Тимошенко. Это вопрос, который абсолютно правильно ставит украинская оппозиция и мировое сообщество – Тимошенко должна принимать участие в выборах. Причем, в ближайших парламентских, а не следующих президентских. Поэтому решение вопроса не только освобождения Тимошенко, но и ее активного участия в выборах – это ответ на все вызовы, которые на сегодня стоят перед Януковичем и его окружением.
- А что касается Юрия Луценко. Здесь, думаете, финальная формула будет такой же: свобода и возможность баллотироваться?
- Вы знаете, в моем понимании, уголовного дела касательно Луценко, не существует. Любой беспристрастный человек, который посмотрит на статьи Гражданско- процессуального кодекса, поймет: отношения, которые сейчас пытаются причислить к разряду уголовных, ничего общего с уголовными отношениями не имеют. Это в лучшем случае – административная ответственность. И то – административная ответственность не Луценко (поскольку его личной выгоды нет ни в одном деле), а тех лиц, в отношении которых инкриминируются нарушения.
Я думаю, что дело Луценко – это дело, которое тем или иным способом должно быть решено так же, как и дело Тимошенко. Только, если по делу Тимошенко мы четко понимаем, что политическая статья УК (365-я) должна быть декриминализирована, то дело Луценко, на мой взгляд, вообще не имеет никакого продолжения, поскольку никакого отношения к Уголовному Кодексу она не имеет.
- Сейчас в масс-медиа много говорят о вероятном объединении оппозиционных политических сил для участия в парламентских выборах. Обсуждалась ли эта тема в рамках КОДа?
- КОД собирается регулярно, в зависимости от событий, развивающихся в стране. Это может быть ежедневно, а может – 2-3 раза в неделю. К примеру, последнее заседание КОДа было в понедельник.
- И что же обсуждали в ходе последнего заседания?
- Среди прочего, вырабатывали общую позицию по избирательному законодательству. Эта позиция абсолютно четкая и прозрачная: тот законопроект, который, по поручению Януковича, внес в Верховную Раду Лавринович, не отвечает ни одному демократическому принципу.
Еще один из обсуждаемых вопросов – координация наших усилий во время следующих парламентских выборов. Многое будет зависеть от того, каким именно будет избирательный закон. Также многое будет зависеть от того, каким образом этот избирательный закон позволит проводить выборы абсолютно прозрачно и честно. Мы обсуждали, что и как сделать с тем, чтобы при любом избирательном законодательстве, иметь возможность четко координировать свою работу. Кроме того, мы, конечно же, обсуждали координацию наших общих усилий в парламенте.
И, наконец, третий вопрос. Мы в очередной раз подтвердили, что действующий закон является наилучшим из всех, которые были за 20 лет независимости. Однако если он нуждается в каких-то доработках – без сомнения, это возможно. Но, еще раз подчеркиваю: это возможно только в виде доработки именно действующего закона о выборах.
- Сейчас наблюдается (пока что де-факто) укрупнение ПР за счет других партий. С учетом этого, как вы считаете, оппозиции лучше идти на выборы единым фронтом или разными колонами?
- Вряд ли можно говорить об укрупнении, когда бесконечно малые величины присоединяются к какой-то величине. Рейтинг Литвина после всех его решений (и в парламенте, и за его пределами) упал меньше 1% и вряд ли это что-то придаст Регионам. Не исключено, что напротив – это отберет отдельные голоса. А если к этому приплюсовать анти рейтинг Тигипко, которого прямо связывают с проведением так называемой пенсионной реформы (а точнее – уничтожением пенсионеров в Украине)? Думаю, мы попадаем в ситуацию, когда анти рейтинг Тигипко не даст дополнительные голоса Партии регионов.
Что касается оппозиции. Стратегия оппозиции абсолютно однозначна: если не будет избирательных блоков, думаю, мы найдем другую форму координации нашей работы в рамках того, что будет предложено в законодательстве. Однако ответы на все эти вопросы мы получим тогда, когда будем понимать, по какой избирательной системе пройдут следующие выборы в Украине.
- Ваш личный прогноз: каким будет закон, регламентирующий избирательные правила игры? Кстати, Венецианская комиссия в предварительных выводах, указывает на необходимость согласования в этом вопросе позиций власти и оппозиции.
- Ни одного официального представителя от фракций оппозиции не включили в рабочую группу. Это - наилучшая характеристика того, как собирается работать с оппозицией нынешнее большинство. Однако я понимаю, что у нынешнего большинства нет пока что контрольного пакета голосов по избирательному законодательству. Нет единой точки зрения ни в самой Партии регионов, ни в лагере из сателлитов. Именно поэтому, думаю, так тяжело и решается данный вопрос.
Теперь, что касается предварительных выводов Венецианской комиссии. Если поднять предварительные выводы (окончательные, напомню, будут 14-15 октября), их суть очевидна: изменение избирательной системы накануне выборов ни к чему хорошему не приведет, а только лишь ухудшит ситуацию с демократией в Украине. Это – не учитывая десятки статей, которые не соответствуют демократическим принципам прозрачных и честных выборов. В целом, в этом вопросе позиции Венецианской комиссии, ОБСЕ, IFES (Международная фундация избирательных систем) сходятся: закон, поданный Лавриновичем по настоянию Януковича, не отвечает принципам демократии.
- Сейчас также муссируется информация о том, что парламентские выборы могут перенести с осени на весну – 2012. Вы готовы к такому сценарию?
- Откровенно говоря, меня эта информация не удивляет. Думаю, любой непредвзятый эксперт видит, что происходит с рейтингами Партии регионов, которая теряет почти 2% ежемесячно. Поэтому, не удивительно, что в ПР начали думать о том, как ускорить выборы, которые они в свое время, наоборот – отстрочили, нарушив Конституцию. Все ведь прекрасно помнят, что, согласно с Конституцией, на которой так настаивал Янукович, выборы должны были пройти в мае нынешнего года. Май давно за горами…
Убежден: необходимо четко определиться: что будет дальше (не только с избирательным законодательством), но и с датой выборов. Мы готовы к выборам в любой момент. Однако то, что вопрос Тимошенко и других полит заключенных, должен быть решен до старта избирательной кампании (и они должны участвовать в выборах) – очевидно. И вокруг этого вопроса в оппозиции, поверьте, нет разногласий. Сегодня все четко понимают, что без участия ключевых лидеров, это не будут демократические выборы. Их не признают в мире. Поэтому, мы считаем, что этот вопрос должен быть решен как можно быстрее.