Максим Луцкий: Никаких кардинальных изменений во вступительной кампании 2012 не будет [ Редагувати ]

Чуть больше недели народный депутат от Партии регионов Максим Луцкий является председателем Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. В интервью УНН он, в частности, рассказал о первоочередных шагах на новой должности, вступительной кампании следующего года и поделился своим видением перетрубаций в парламенте осенью 2012 года.
- Ожидаемым ли для Вас было назначение на должность председателя Комитета ВР по вопросам науки образования и видели ли вы среди тех, кто хотел занять это место, реальных конкурентов?
- Я считаю, что мы не конкуренты, потому что все претенденты были членами Комитета по вопросам науки и образования. Просто они представляли различные фракции. Что касается того, были ли шансы у моих коллег, думаю, что нет. Потому что я представляю большинство. Меня поддержала большая часть состава Комитета, обращением к председателю нашей фракции - с просьбой выдвинуть мою кандидатуру. Меня поддержала фракция Блока Литвина ("Народная партия" - ред.), коммунисты, некоторые члены НУ-НС и внефракционные депутаты. Голосование меня не удивило. Мы рассчитывали на то, что должно было быть 250-251 голосов, а получилось 248 и я считаю, что это хороший результат. Есть разные взгляды на дальнейшее развитие образования: есть сторонники нашего вектора, который мы начали, есть сторонники того, что вообще ничего не нужно менять, а есть радикалисты.
Что касается того, какие шансы были у моих коллег, то мы видели, что за Степана Давымука (народный депутат от фракции "БЮТ-Батькивщина" - ред.) было около 90 голосов. Это был консолидированный кандидат от оппозиции. Что касается группы "Реформы ради будущего", которая выдвинула Виталия Курило, то если у них 21 член группы, то наверное столько голосов он и имел. Все остальные фракции высказались за меня. Таким образом у нас был расклад где-то 250 голосов, 90 и 21. Сегодня Степан Давимука является заместителем председателя комитета. Мы абсолютно нормально сотрудничаем. Что касается Виталия Семеновича Курило, то он может идти работать секретарем комитета или заместителем. Я абсолютно не возражаю. У нас вообще в комитете чрезвычайно конструктивная работа. Если посмотреть решение комитета за последний год, когда я фактически исполняю обязанности председателя комитета, они кардинально отличаются от тех резких выступлений с трибуны Верховной Рады, где играет исключительно политика.
- А то, что было после вашего избрания: я имею в виду, когда оппозиция начала критически высказываться в ваш адрес. Оскорбляет ли вас такая критика?
- Конструктивная критика всегда должна быть. Позитивные высказывания не всегда откровенны. Если есть критика, то на это нужно учитывать и, возможно, что-то поправлять в своей работе. Критика, которую я услышал в свой адрес, возмутила не только представителей большинства. Даже представители оппозиции откровенно отреагировали в зале на обвинения. Да, у нас были разные взгляды на образовательные процессы, но с первого дня моего прихода в комитет, мы собрались в кабинете и четко разделили полномочия. То есть первый заместитель руководит высшей школой, а руководитель комитета проводит общий надзор, фактически по всем направлениям работы. И у нас с Владимиром Ивановичем (бывшим председателем комитета В.Полохало - ред.) не было ни одного конфликта.
Обвиняли меня и в том, что я подделывал подписи членов комитета. Это опять же неправда. Нужно было бы показать хотя бы одну поддельную подпись. Я считаю, что подделать подпись народного депутата - это уже серьезная уголовная ответственность. Фальсификации решений комитета тоже не было.
А оппозиция, если кворум есть, не участвует в работе комитета, если кворума нет и при их участии тоже его не будет, то они, конечно, придут и будут критиковать.
Сегодня уже есть рабочее большинство в комитете. И, если, когда я начинал исполнять обязанности председателя комитета, мы рассматривали по 19-30 вопросов за одно заседание, потому что вообще не проводились заседания комитета по болезни Владимира Ивановича Полохало. А на последнем заседании комитета рассмотрели всего четыре вопроса. На мой вопрос председателю секретариата: а что еще рассмотреть, услышал ответ - уже все рассмотрели. Такого за последние полтора года не было. Вообще, нужно уважать регламент, законодательство и, когда документ не рассматривается в течение 30 дней в комитете - это уже знак.
- Чем более публичный человек, тем он более уязвим. О нем много чего пишут, обсуждают его персону ... Как вы переживаете эти моменты? Что вас спасает от критики и обвинений?
- Я думаю, что обращать внимание на обвинения или на то, что периодически о себе читаешь, не стоит. У человека, который имеет здравый смысл, возникнет вопрос: правда ли это. Обо мне писали, что я и приговорен от 5 до 15 лет, и много чего еще писали, и то, что сам на себя покушался на жизнь. Все это выглядит смешно. Я совершенно не реагирую на это. Если дать возможность затянуть себя в эти конфликты и распри, мы будем похожими на наших оппонентов, которые по несколько месяцев не могут ни коалицию создать, ни должности поделить, и только каждый день говорят, что вот-вот мы выходим с решением. Все-таки наша политическая сила демонстрирует постоянно целостную позицию Президента, Правительства, Парламента. Если будет конструктивная критика, тогда я эту точку зрения буду уважать.
- Какие Вы законопроекты планируете инициировать в новой должности?
- Сегодня главный вопрос - внести на рассмотрение ВР новую редакцию законопроекта о высшем образовании и на этой сессии принять его в первом чтении, чтобы потом депутаты могли поработать и внести свои поправки. Думаю, что этих поправок будет как и в Налоговый кодекс. Потому что это очень серьезный документ, который на многие годы определяет стратегию развития образования. Ее уже будет трудно изменить.
Много очень вопросов, которые нужно сегодня урегулировать. Это и законодательство по вопросам информатизации, дистанционного образования. Нет сегодня вообще законодательства о последипломном образовании. Революционным решением является утверждение на уровне закона о высшем образовании, стипендий на уровне минимальной заработной платы. Такого даже представить мы не могли. Мы будем заниматься и вопросом расширения автономии вузов.
- Уже известный, конкретный день, когда законопроект о высшем образовании будет внесен на рассмотрение ВР?
- Я думаю, что Кабинет Министров внесет в среду или в четверг этот законопроект. Мы подготовили в комитете соответствующие документы для того, чтобы за понедельник-вторник урегулировать все вопросы, связанные с процедурой внесения законопроекта в парламент.
- Насколько мне известно, то в законопроекте о высшем образовании предусмотрено, что за плагиат дипломных работ планируется исключать из учебных заведений ...
- Это нормальная ситуация. Если вы сейчас зайдете в метро или посмотрите объявления, то увидите, что за небольшие деньги можно купить себе такие работы. Поэтому есть соответствующие программы - антиплагиат, которые проявляют перепечатку. Сегодня все дипломы сдаются на электронных носителях, и если раньше не было никакой ответственности за это (за плагиат - ред.), то абсолютно нормально, что с принятием закона за это будут отчислять. Это должно остановить массовый поток псевдодипломов и псевдоспециалистов. Вообще, нужно менять подход к формированию тем дипломных проектов и других работ. Это должно быть прикладной задачей, которая будет прорабатываться совместно с будущими работодателями или с профильными предприятиями. Это трудно реализовать с гуманитарными направлениями, но это нужно делать хотя бы для технических, естественно-математических специальностей.
- У Вас есть дети ... Помогает ли председатель комитета учить уроки своим детям?
- Я считаю, прежде всего, что родители должны быть примером для своих детей. Во многом я и себя ограничил. Я почти 15 лет курил, но бросил, когда мой ребенок начал на это обращать внимание. И я не жалею, честно говоря, потому что чувствую себя намного лучше.
Что касается физического развития, то у меня ребенок занимается футболом, бегает. На выходных мы обязательно почти целый день, проводим на свежем воздухе, даже если он не хочет, или хочет посмотреть мультики с младшим. Всем родителям советую обращать внимание на то, чтобы ребенок больше проводил времени на свежем воздухе.
- Но все же, есть ли у вас время проверять, сделал ли сын домашнее задание или помочь ему с уроками?
- Да, я стараюсь находить для этого время. И вместе с тем, сегодня чрезвычайно важна роль учителя начальной школы. В школе, когда нет родителей рядом, отцом и матерью в одном лице, есть учитель начальных классов. Это все ее дети, она всех их любит. Фактически, сегодня не школу выбирают, а первого учителя. Скажем, мой старший сын учится, и я очень доволен его первой учительницей, поэтому и мой младший, когда будет поступать в первый класс, опять же будет учиться в этой же учительницы.
- Если вернуться к высшей школе. Будут ли какие-то кардинальные изменения во вступительной кампании 2012 года?
- Нет. Никаких кардинальных изменений не будет. Если мы вспомним вступительную кампанию 2010 года, то она была скандальной, политически подогретой, другие вопросы были. Вступительная кампания, прошла без замечаний. Продлили срок приема документов, продлили срок подачи оригиналов, предоставили возможность абитуриентам поступать по результатам тестирования предыдущих лет, отменили тестирование для "взрослого" образования, ограничили количество льготников до 25%. Потому, что вступать надо за знаниями, а соответствующие льготы получать уже в течение обучения, а не до него. В этом году оппозиционерам, даже заметить что-то было трудно, так как жалоб почти не поступало, а если и поступали, то незначительные.
- Сейчас оппозиция вновь обсуждает ВНО и говорит, что министерство против тестирований, но в законопроекте о высшем образовании наоборот легализовано ВНО ...
- Это работа оппозиции. Если они не умеют читать закон, то это их проблемы. Если они говорили, что мы против тестирования, то это не так. При их власти, они так и не смогли узаконить тестирование ... Мы в законопроекте узакониваем тестирования, но если вас интересует мое субъективная точка зрения, то я считаю, как и большинство работников высшей и средней школы, что тестирование не дает объективной оценки знаний абитуриента.
- Совсем недавно Президент РФ подписал закон, согласно которому коммерческие вузы могут выделять бюджетные места для студентов. Возможно ли такую практику ввести и в Украине?
- Для того, чтобы реализовывать такие проекты, нужно чтобы государственные и частные вузы, были в равных условиях. Потому, что сегодня первая и главная проблема - финансовая самостоятельность государственных вузов.
- То есть, по вашему мнению, у нас нереально, чтобы бюджетников принимали в коммерческие вузы?
- Должно быть все постепенно. Первое - нужно поставить государственные и частные вузы в равные, конкурентные условия, а дальше уже рассматривать эти вопросы.
- И немножко о большой политике. Это уже не касается образовательной темы. По закону о выборах. Как мы видели, это был спорный закон. По Вашему мнению, совместное голосование оппозиции и провластной команды за этот закон, поможет в дальнейшем находить общий язык между различными политическими силами при голосовании за другие законы?
- Основные позиции закона о выборах - возвращение к смешанной системе выборов, повышение проходного барьера и возможность самовыдвижения и т.п.. Можно по-разному говорить, слушать международных специалистов по данному поводу, но жить нам в этой стране, и нашим детям и родителям. И голосование в 366 голосов, говорит само за себя. То, что каждый депутат примерял на себя этот законопроект, это факт.
- Не считаете ли вы, что это лишь один закон, за который и оппозиция и власть проголосовали, а дальше все равно не будет общего языка в парламенте?
- Речь идет о том, что должны приходить ответственные политики. И очень обидно наблюдать, что мы как власть не знаем, кто есть оппозиция. Потому что очень много партий и не понятно, с кем договариваться, потому что они все измельченные и те поддерживают, а эти не поддерживают. Конечно, власть не может существовать без оппозиции. Поэтому то, что 366 голосов отдали за этот законопроект - свидетельство того, что обе стороны понимают ответственность, которая сегодня есть перед обществом, и я уже говорил и могу еще раз повторить: поднятие проходного барьера до 5% - это хороший сигнал.
- Каким вы видите парламент после выборов 2012 года?
- Я считаю, что будет, пожалуй, 4-5 партий в парламенте, как и было. Может название измениться какой-то из партии, но не Партии регионов. Партия регионов как есть, так и будет. Мы увидим достаточно много новых лиц.
Нужно четко понимать проблемы и чтобы люди видели, что ты полезен, от тебя есть помощь в бытовых каких-то вопросах, чтобы работала общественная приемная народного депутата ... Я думаю, что мы увидим много новых молодых лиц и важно, чтобы порядочных людей было больше. А сейчас народ образованный и будет четко оценивать ситуацию.