Янукович подбил итоги [ Редагувати ]

Итоги 2011 года глава государства подвел на специальной пресс-конференции. 21 декабря президент пояснил, почему реформы идут не теми темпами, которых от них ожидали, рассказал о справедливой цене на газ, а также прокомментировал проблемы Юлии Тимошенко и взаимодействия с ЕС.
Непростой позитив
Встречаясь с журналистами 21 декабря, Виктор Янукович начал пресс-конференцию с поздравления в прямом эфире с приближающимися новогодними праздниками. После чего, переходя к подведению итогов, президент признал: уходящий год был "непростым" и "очень насыщенным", и властям удалось выполнить лишь часть запланированного. Но останавливаться на достигнутом сильные страны сей не намерены. "Самое главное: все, что нам удалось сделать - это уже тот позитив, который дает нам надежду на будущее. У нас всегда была, есть и будет вера в собственные силы, возможности нашей страны. С такой верой мы живем и будем жить. Следующий год, я убежден, также даст позитив", - поделился оптимизмом гарант.
Надолго задерживаться на ноте "Не всегда происходит так, как нам хочется" глава государства не стал. Памятуя о позитиве, Виктор Федорович достаточно подробно описал то, чем наше государство должно гордиться. Президент напомнил, что подходящий к концу год был сложным для всего мира, но Украине, по его словам, удалось заложить основу для будущего благополучия и фундамент для дальнейшего наступления реформ. Роль "основы и фундамента" в отчетном периоде сыграли продолжающийся рост экономических показателей, рекордный урожай и новые условия для работы бизнеса (под которыми, похоже, в первую очередь подразумевалось вступление в силу новых налоговых правил — но довольство последними всей бизнес-среды все-таки по-прежнему остается несколько спорным вопросом). Не обделил вниманием гарант и увеличение притока иностранных инвестиций, и рост товарооборота, и инфраструктурные прорывы "на фоне" приближения "Евро-2012". А на судьбах украинцев должны были сказаться повышение соцстандартов (пусть даже не до такого уровня, которого власть хотела бы для своего народа), непростой запуск реформ в медицине и ЖКХ.
Какой бы привлекательной ни выглядела описанная главой государства картина, следует заметить, что далеко не все украинцы успели заметить такое "улучшение жизни уже сегодня". Впрочем, существование протестных настроений президент и не отрицал. Более того, он признал, что ответственность за их рост во многом лежит на правящем лагере. Как уже бывало, вина за происходящее была разделена надвое: с одной стороны, сказывается "общественная инерция" (но тут "досталось" и политикам, "манипулирующим на проблемах "чернобыльцев"), с другой — виноваты и неготовые меняться исполнители. "И когда люди выходят с разными протестными акциями, это неслучайно. То есть, к этому их вынуждают те просчеты, которые существуют на разных уровнях", - пояснил Виктор Федорович. Однако сходить с пути реформ власть имущие не намерены. "Каждый человек хорошо понимает: для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, нужно движение вперед, нужны изменения. Нельзя идти в будущее боком или, как говорят, задом", - убежден гарант. Вот только "движение вперед", судя по всему, не должно быть чрезмерно резким. Во всяком случае, о революционном пути развития Виктор Янукович высказался не очень определенно, но при этом — весьма неодобрительно. "Мы должны понимать, что движение вперед – оно всегда поступательное, оно всегда глубоко продуманное, очень часто оно осторожное. И это полностью понятно, потому что мы видим: то, что происходит в мире, — негативно. Что несут непродуманные шаги разных лидеров, к чему приводят революции…", - не стал дальше развивать мысль президент.
"Поступательный" подход, очевидно, должен работать и с реформами. Во всяком случае, даже по поводу почти обещанных два месяца назад отставок "отстающих" представителей исполнительной власти президент высказался аккуратно. "Есть сегодня планы сделать определенные кадровые изменения и они будут. Будут, когда придет время. Это не самоцель", - заявил Виктор Янукович. Как и ранее, глава государства готов предоставлять желающим еще один шанс: "А если еще остается хотя бы маленькая надежда, когда открывается второе дыхание у человека на дистанции, нужно дать такую возможность", - благодаря чему пресс-конференция обошлась без кадровых сенсаций...
Посетовав на просчеты, глава государства пообещал в следующем году использовать все накопленные преимущества: опыт проведения реформ; экономический рост, позволяющий надеяться на большие доходы бюджета; сокращение бюджетной нагрузки, требуемой обслуживанием госдолга (по словам Виктора Януковича, в следующем году на это уйдет 61 миллиард гривен против нынешних 89 миллиардов). Что интересно, о том, что следующий год, скорее всего, так же будет непростым во многом из-за приближения парламентских выборов, гарант не вспомнил. Зато президент пообещал дальше работать над повышением соцстандартов, понадеялся на улучшение имиджа страны, с чем должен помочь грядущий чемпион Европы по футболу, гарантировал защиту журналистам (что не помешало главе государства "не позавидовать" журналисту, поинтересовавшемуся успехами президентской семьи). А немаловажная роль в намеке на будущее благоденствие, по всей видимости, отведена "прагматичной внешней политике". Ведь ключевая, по мнению главы государства, проблема сейчас — "газовые" отношения с Россией.
"Европейские" требования
Особенно горячей темой дня судьбу контрактов 2009 года сделали вчерашние ночные встречи Виктора Януковича и Николая Азарова с российскими президентом и премьером. Подробности поездок в Москву разглашать не спешили, а предваряющие пресс-конференцию анонсы имели привычно-общий характер а-ля "Видна перспектива". Что конкретно обсуждалось в Белокаменной президент так и не рассказал — ответов на вопросы "в лоб" по поводу условий возможных взаимных уступок Виктор Федорович избегал, ссылаясь на то, что переговоры продолжаются и эксперты (среди которых в столице РФ остались "топливно-энергетический" министр Юрий Бойко и глава Минюста Александр Лавринович) продолжают работать над формулировками. Вместо этого глава государства подробнее остановился на том, чего именно Украина хотела бы от энергетического сотрудничества с Россией.
Заговорив о газе, Виктор Янукович придерживался принципа максимальной наглядности. Президент объяснил, что ежемесячно "Нафтогаз" тратит на оплату "газовых" счетов около миллиарда долларов, тогда как со всех потребителей собирает — около пятисот миллионов. Промышленность это не устраивает, себестоимость украинской продукции повышается, поднимать тарифы для населения — "дальше нельзя"... Вывод, по мнению, главы государства может быть один — снижать цену. "Мы видим национальный интерес в снижении цены до уровня европейской, нам нужна цена справедливая. А с учетом того, что мы заключили харьковские соглашения, мы будем требовать снизить ее от этого уровня на 100 долларов. Такую цену мы хотим для Украины", - пояснил гарант, позже уточнив, что "справедливая и европейская" в его представлении — это до 250 долларов за "куб" в конечном итоге.
Готова ли Россия идти на такие уступки (не стоит забывать о том, что Москву и нынешний контракт вполне устраивает) и чем может поступиться Украина, президент так и не уточнил. Зато немало внимания он уделил теме неизбежности создания газотранспортного консорциума. О еще недавно теоретическом построении ныне власти говорят как о чуть ли не единственно возможном выходе из ситуации. "Есть угрозы, что ГТС Украины будет девальвировать. И в политическом плане, и в экономическом. Мы сегодня тратим около 7 миллиардов кубометров технологического газа на прокачку газа. Годы идут, она становятся старее. Модернизация стоит от 5,5 до 7 миллиардов долларов", - делился опасениями глава государства. Примечательно то, что главным "девальватором", судя по заявлениям власть имущих, официальный Киев считает Европейское энергетическое сообщество. Во всяком случае поощрение последним идеи строительства "Южного потока" после "Северного" воспринимается с наибольшим негодованием. "Но как нам в этой ситуации быть, когда мы видим, что Европа игнорирует обязательства Энергетического сообщества, членом которого Украина стала в этом году. То есть, фактически без нашего согласия принимаются такие решения. А это уставом не предусмотрено", - возмутился президент действиями европейцев. Однако и сам он уточнил: потенциально неблагоприятные факторы для Киева, которые требуют необходимости гарантировать объемы прокачки через украинскую газотранспортную систему, - это и строительство "Потоков", и полный выкуп "Газпромом" ГТС Беларуси — то есть, во многом вписывающиеся в интересы не только Европы, но и Москвы. Но отношения Украины с Брюсселем в последнее время заметно попрохладнели, а переговоры с Россией — в самом разгаре...
Гарантией спокойного транзитного будущего глава государства считает именно создание пресловутого консорциума. Пока — трехстороннего. "Есть желание создать газовый консорциум, чтобы разделить ответственность за эту работу между Украиной, Россией и Европой", - рассказал Виктор Федорович. "Ответственность" за работу, вероятнее всего, предполагает и участие всех сторон в модернизации ГТС, и в обеспечении уровня прокачки. Тем более что складывающие обстоятельства помогают правящему лагерю надеяться на лучшее. "Естественно мы ведем переговоры о модернизации, о сохранении объемов прокачки газа и с возможностью увеличения объемов прокачки, ибо с закрытием АЭС (в Европе, - "Подробности") объемы потребления газа будут расти", - уточнил президент. Но опять-таки — о том, какая цена будет назначена за это взаимодействие, гарант не рассказал. Избегал он и ответов на вопросы по поводу вероятного уплотнения сотрудничества с Россией или наоборот — отдаления от ЕС. О возможном присоединении к ЕврАзЭС Виктор Янукович говорил в стиле "Поживем — увидим, обсудим, решим", форсировать обсуждение выхода Украины из Европейского энергетического он также не стал. И неудивительно — как бы ни возмущался Киев "газовым" поведением европейских партнеров, слишком острые заявления в адрес Брюсселя пока, похоже, не ко времени.
"Верховенство" — прежде всего
В "общее" будущее отношений с Евросоюзом глава государства в целом смотрит с оптимизмом. Он вскользь, но одобрительно оценил итоги недавнего саммита Украина-ЕС и еще во вступительном слове рассказал, что в 2012 году Киев с Брюсселем будут обсуждать вопрос перехода к безвизовому режиму уже с конкретными датами. Тем не менее, на попытки журналистов связать интеграционное будущее Украины с судьбой Юлии Тимошенко и участием оппозиционеров в парламентских выборах президент не реагировал: подобный вопрос задавался дважды — и дважды гарант уходил от ответа в уже привычную сторону "Верховенство права — превыше всего".
Поначалу говоря о "проблеме Тимошенко" Виктор Янукович не забывал уделить внимание уже не раз поднимавшейся 21 декабря теме — непосильных контрактов 2009 года, с которыми теперь невозможно нормально сосуществовать. В таком контексте из уст главы государства "уголовно-судебное" развитие ситуации звучало логично. "Что я должен был сделать, запретить правоохранительным органам расследовать этот вопрос? Единственное, чего я требовал, чтобы здесь не применялся выборочный подход", - задавался почти риторическим вопросом гарант, не забывая напомнить, что условный старт происходящему дало заседание СНБО еще во времена правления Виктора Ющенко. Теперь же, убежден Виктор Федорович, работу "системы" остановить нельзя — разве что ценой превышения полномочий. "Однако расследование прекратить нельзя, судебные дела прекратить нельзя, вмешиваться – ни у кого нет таких полномочий, то есть система независима, она работает", - не в первый раз повторил он.
Хотя вопрос о том, может ли на экс-премьера распространиться амнистия, так же не получил конкретного ответа, президент не отказался от шанса напомнить, что он сам заинтересован в освобождении Юлии Тимошенко: "Я не против того, чтобы Тимошенко была освобождена при определенных условиях, предусмотренных в украинских законах. Более того, я хотел бы, чтобы это дело как можно быстрее было завершено. Я заинтересован больше, чем кто-то другой". Но предпринимать что-либо ради этого он не готов. Судя по его словам, ответственность вновь переложена на парламент — вернее, на оппозиционную его часть. "Когда мы пришли к выводам, что этот законопроект (о декриминализации экономических преступлений, - "Подробности") должен приниматься консенсусом в парламенте, было принято решение, что президент вносит по 19 статьям законопроект о гуманизации наказаний, декриминализации некоторых статей… глава фракции (БЮТ-Батьківщина, - "Подробности") Иван Кириленко выступил с заявлениям, что Тимошенко сказала, что это им не нужно", - поделился Виктор Федорович подробностями. Соответственно,если в Раде накопится консенсус на новый закон — вот тогда и можно будет обсудить роль главы государства... О том, что поправки, касающиеся статьи 365, предложенные позже оппозицией, не были приняты, поскольку за них не голосовало большинство, президент не вспомнил.
Заявления Виктора Януковича позволяют предположить, что укреплять дружбу с Евросоюзом Украина пока планирует не ценой свободы Юлии Тимошенко, а демонстрацией собственных реформенных успехов. На пресс-конференции глава государства рассказал и о прогрессивности подготовленного проекта Уголовно-процессуального кодекса, и о будущей образцово-показательной конституционной реформе. "Конституционная реформа - подход к ней уже сделан, принято решение о создании Конституционной ассамблеи, и мы очень системно при участии широкой общественности, международных организаций будем работать над этой реформой, глубина которой будет определена во время этой работы", - планирует президент. И в этом отношении его реакция на происходящее совпадает с общим духом итоговой пресс-конференции, который уже вызвал отторжение у оппозиции. Трудности преходящи, есть просчеты, но с ними можно бороться, сейчас сложно, но стоит только потерпеть — и все будет хорошо. Вот только 2012 год с его экономическими рисками и приближающимися парламентскими выборами вряд ли будет намного проще...