Безапелляционный суд [ Редагувати ]

Рассмотрение апелляции по "газовому" делу вновь приковало внимание к судьбе Юлии Тимошенко. Однако возможным надеждам оптимистов предстояло быстро развеяться: судебные реалии привели к отказу защиты от участия в процессе, да и сам он — надолго не затянулся.
Скорое дело
После того как провалилось несколько попыток декриминализовать профильную для "газового" дела статью 365 УК через парламент главной надеждой на удобный выход из неудобной ситуации стала апелляция. Возможный пересмотр решения Печерского суда упростил бы будущее оппозиции и вполне устроил бы Запад, который продолжает настаивать на допуске Юлии Владимировны к выборам. Свою лепту в привлечение внимания к происходящему внес и правящий лагерь, представители которого неоднократно уверяли: решить судьбу экс-премьера может суд и только суд.
Однако у сторонников бывшей главы правительства обстоятельства такого потенциального решения вызывали обеспокоенность еще до старта заседаний Киевского апелляционного суда. Первый серьезный повод для негодования защитникам Юлии Тимошенко дала замена состава коллегии судей незадолго до начала заседаний. Взаимодействие со служителями апелляционной фемиды у защиты и в самом деле не заладились — ее ходатайства регулярно отклонялись и в ходе предварительных слушаний, и во время основного процесса. Неоднократные попытки отвести либо всю коллегию, либо председательствующую судью Елену Ситайло (в том числе — и за публичное зачитывание медицинского заключения о состоянии здоровья экс-премьера) оставались без ответа. Добиться освобождения Тимошенко (которую, тем временем, успели арестовать повторно прямо в камере) не удалось так же, как и приостановки процесса до тех пор, пока подсудимая сможет появляться на заседаниях. Увидеть Юлию Тимошенко в зале суда нельзя было даже тогда, когда 20 декабря коллегия занялась рассмотрением жалобы по существу: защита настаивала на том, что Юлия Владимировна не может держаться на ногах, суд же зачитывал справки об отсутствии принципиальных помех для участия в заседаниях...
Однако вскоре рассмотрение апелляции без ее инициатора из несколько странной особенности процесса превратилось в осознанную позицию и самой Юлии Тимошенко, и ее адвокатов. Двадцать первого декабря защита проиграла другое обжалование — законности повторного ареста находящейся в СИЗО бывшей главы правительства, решение о котором было принято Шевченковским райсудом столицы 8 декабря. Свежий вердикт со "старым" смыслом нардеп Сергей Власенко сходу назвал "позорным для Украины". А 22 декабря через прессу было распространен текст "тематического" заявления Юлии Тимошенко. "Наблюдая из-за решетки Лукьяновского СИЗО за спектаклем ужаса, бессмысленности и абсурда, в который превратился судебный процесс, связанный с моим именем, я приняла решение: отказаться от всякого участия в этом позорном процессе и от представления кассации на решение судов первой и второй инстанций", - решила экс-премьер, ссылаясь и на провал новой апелляции, и на условную кампанию "Покажи всем камеру Тимошенко", развернувшуюся в прессе с легкой руки правоохранителей, защищающих честь "СИЗО-мундира".
Несмотря на то, что солидарность с решением Юлии Тимошенко продемонстрировали и все ее сторонники: от адвокатов до митингующих, которые на следующий день не стали пикетировать Апелляционный суд, "продолжению банкета" это ничуть не помешало. Впрочем, откладывать "газовое" дело в долгий ящик возглавляемая Еленой Ситайло коллегия не стала. Уже 23 декабря, после кратковременных дебатов, в ходе которых обвинению было некому оппонировать, суд отправился в совещательную комнату. Долго он там не оставался — менее чем через час стало известно, что вердикт Родиона Киреева остается в силе. "Приговор Печерского районного суда относительно осужденной Тимошенко оставить без изменений", - решили в Апелляционном суде. Оставили в силе и отдельные постановления Печерского суда, которые хотела оспорить защита. Второй раунд "газового" дела завершился.
Страсбург всему голова?
То, что рассмотрение апелляции "газового" дела надолго не затянется, окружение экс-премьера допускало и ранее. "Пока они слушают дело достаточно быстро, слушают его в режиме сегодня на завтра с небольшими перерывами на День судьи. Поэтому я не думаю, что они будут затягивать. Они будут делать попытку все ускорять", - отмечал Сергей Власенко еще 20 декабря. Заметно и то, что решение апелляционного суда было принято уже после того, как в Киеве прошел непростой саммит Украина-ЕС. Как известно, 19 декабря было объявлено, что переговоры по Соглашению об ассоциации подошли к концу. И все же даже парафирование документа отложили на некоторое время, а легкое и безболезненное подписание (не говоря уже о ратификации парламентами всех стран-членов Евросоюза) Киеву не спешат обещать. И вряд ли известие о том, что Юлия Тимошенко останется за решеткой поможет Европе смягчиться...
Однако сторонники бывшего премьера продолжают уповать на Европу. Вернее, в первую очередь, на один конкретный институт — Европейский суд по правам человека. "Я не буду в них искать правды, потому что там ее нет. Если хотят, пусть играют в свое кривосудие, демонстрируя всему миру свою безнравственность и коварство. Верю, что Европейский суд по правам человека даст оценку абсурда и преступления, которое украинская власть называет судом", - говорилось в уже цитируемом выше заявлении Тимошенко об отказе от кассации. Безосновательными надежду на Страсбург назвать нельзя. Двадцатого декабря стало известно, что еще 14 числа ЕСПЧ принял решение безотлагательно (а иначе процедура могла занять годы) рассмотреть первую из жалоб — на незаконное задержание и непредоставление медицинской помощи — недавно осужденной. От государства Украина уже ждут ответа на шесть вопросов по существу жалобы — и дать ответы на них нужно будет до 22 марта 2012 года. Тем временем, защита Юлии Владимировны запланировала отправлять во Францию еще одну претензию — на повторный арест с 8 декабря.
Рвение адвокатов у их оппонентов одобрения не вызывает. "Насколько я знаю, необходимо пройти все инстанции в государстве (перед тем, как подавать жалобу в Страсбург, - "Подробности"). Это будет уже дело Европейского суда, примет ли он к рассмотрению", - отметила 23 декабря прокурор Лилия Фролова. Однако следует отметить, что пока об обжаловании приговора речь и не идет: первые жалобы касаются именно обстоятельств ареста Тимошенко и условий ее заключения, за которыми и подозревают нарушения прав человека. Но и с жалобой на семилетний приговор "бютовцы" 23 декабря тоже не решили не затягивать. И при этом продолжают надеются, что им удастся обойти стадию кассации в высшем специализированном суде.
Собственно говоря, основная задача ЕСПЧ состоит в наблюдении за неукоснительным соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека. То есть, он не является судом "наивысшей инстанции" по отношению к национальным судебным системам, и не может непосредственно отменять приговоры за них. Зато определить нарушение пресловутых прав или основных свобод человека и потребовать от государства-виновника солидной компенсации для пострадавшего (а вместе с этим — серьезно повлиять на восприятие рассматриваемого дела) Европейский суд может. Вот только следует учитывать, что Украина регулярно попадает в антирейтинг ЕСПЧ — и по количеству претензий, и благодаря "привычке" затягивать с выполнением решения суда...
Возможный вердикт Страсбурга в пользу Юлии Тимошенко добавит еще большей остроты, в первую очередь, оценке особенностей украинской юстиции Западом. Но насколько действенно он может сказаться на судьбе Юлии Тимошенко? Не следует забывать о том, что "газовое" дело в "обойме" правоохранителей не единственное. В Генпрокуратуре планируют вскоре вспомнить о слегка позабытых "скорых помощах" и "киотских деньгах". Кроме того, благодаря свежайшему решению апелляционного суда Юлия Тимошенко остается осужденной преступницей в глазах правосудия. И теперь снова мало что мешает "обновлению" сроков давности по длинному ряду ЕЭСУ-претензий СБУ и налоговиков. А, значит, в ближайшее время бывшего премьера вряд ли ожидает лучшее будущее.