Владимир Фесенко: В 2011 году мы увидели беззубость оппозиции [ Редагувати ]

О политических итогах 2011 года, просчетах и достижениях власти и оппозиции, а также о перспективах года следующего в блиц-интервью УНН рассказал политолог Владимир Фесенко.
- Владимир, как Вы оцениваете деятельность власти в 2011 году? Что, по Вашему мнению, удалось, а что нет?
- Учитывая все то, что говорилось, что обещалось - были ожидания года реформ. Частично это удалось, но только частично.
Главной реформой, которая была оформлена законодательно, стартовавшая, была в этом году пенсионная реформа. Но одновременно она затормозила проведение других социальных реформ. Поскольку была воспринята неоднозначно. Я считаю, что в информационном плане, эта реформа не была успешно подана обществу, не было успешной пропаганды. В следствие чего власть несколько утратила рейтинг, а осенью мы увидели социальные протесты. Прежде всего, на протесты вышли льготники. Это связано с пенсионной реформой, а также с попыткой навести порядок с льготами и социальными выплатами. В конце, после неоднозначной реакции, власти начали притормаживать социальные реформы. А может уже и сил не хватает у того же Тигипко, заниматься одновременно несколькими социальными реформами. Пенсионная реформа отняла у него слишком много сил. Но пенсионная реформа назрела. Необходимо продолжать ее реализацию.
Этот год был годом реализации административной и налоговой реформ. Здесь тоже ситуация неоднозначная.
Налоговую реформу в течение года корректировали, пытались довести до оптимального формата. Здесь, прежде всего, речь идет о ситуации с упрощенцами, нормы относительно которых сменили уже после принятия Налогового кодекса. Также возникали вопросы, относительно норм по автоматическому возмещению НДС. Но, то что за год мы не увидели новых предпринимательских площадей, свидетельствует, что Налоговый кодекс начал работать. Хотя система остается запутанной и нестабильной. Например, начинается новый год и те, кто работают на едином налоге, не имеют представления, что будет завтра. Система недоработанная, но удалось потушить конфликтный потенциал, который разгорался вокруг Налогового кодекса. Одновременно, мы еще не видим полноценного экономического эффекта от налоговой реформы. Экономические эксперты считают, что это произошло потому, что не была проведена полноценная реформа системы администрирования. Поэтому, как итог, можно сказать, что эффект от налоговой реформы весьма противоречив.
Третьей реформой была административная реформа. Частично эффект она дала, произошла реорганизация. Но мы не видим результата в количественном выражении - на сколько реально сократилось количество чиновников госаппарата. Мы не видим четкого финансового эффекта от этой реформы. В частности, какой стала бюджетная экономия в рамках этого года?
То есть большинство реформ оказались незавершенными и результаты их противоречивы. Одной из причин этого, можно считать то, что разрабатывают реформы одни, а реализуют другие и среди тех, кто реализует, мало настоящих реформаторов.
Кроме того, мы увидели, что усиление власти Президента привело к тому, что усилились именно властная вертикаль, но одновременно усилились противоречия между отдельными властными институтами.
Одной из основных политических проблем для власти стало существенное падение рейтинга. К концу года главная оппозиционная сила, по некоторым исследованиям, несколько опережает провластную партию. И это очень важный звоночек для Партии регионов.
- А каким был этот год для оппозиции?
- Уходящий год был крайне неудачным для политической оппозиции. И осенью мы снова увидели активность оппозиции гражданской - чернобыльцы, афганцы. А вот политическая оппозиция себя ничем не проявила. Кроме разве акции 24 августа. Это была единственная массовая, совместная акция оппозиции, но и она никакого эффекта не дала. И если сравнивать эту оппозиционную акцию, с тем, что наша оппозиция демонстрировала раньше, если сравнивать с тем, что происходит в Москве - это просто небо и земля.
Мы увидели слабость оппозиции. Оппозиция оказалась беззубой. Она почти потеряла организационный потенциал, уже не может собрать и вывести большие массы людей на акции, для защиты своих лидеров или прав граждан. Люди уже сами организовываются для защиты.
И при этом люди не хотят иметь дело с политической оппозицией - ей доверяют.
Следует отметить, что если рейтинги власти падают, то рейтинги оппозиции почти не растут. Это показатель того, что общество сегодня не доверяет ни власти, ни оппозиции.
Оппозиции сегодня сложно будет сделать какой-то шаг, для того чтобы вернуть себе поддержку населения. В целом этот год стал годом поражений оппозиции. Были некоторые тактические успехи, но в основном тогда, когда власть шла на встречу. Как это произошло с законом о выборах. Но и там власть в остальных выиграла больше, чем оппозиция.
Единственной позитивной тенденцией, что наметилась, стала попытка договориться о совместных действиях в мажоритарных округах на предстоящих выборах. Если удастся эти договоренности сохранить и реализовать, хотя бы частично, это будет большим успехом.
- Какой была внешняя политика Украины?
- Здесь ситуация более радужная, чем в политике внутренней. Но и в этой бочке с медом есть ложка дегтя. Положительно то, что удалось договориться о новом соглашении с Европейским Союзом. Четыре года шли эти переговоры, трудно шли, но в этом году их удалось ускорить. Удалось изменить баланс в переговорном процессе в пользу Украины. К концу года удалось решить большинство вопросов. Я думаю, что в начале следующего года может быть уже парафировано соглашение. Это очень важный результат. Главное достижение внешней политики.
Но через наши внутриполитические проблемы, прежде всего, из-за дела Тимошенко, из-за того, как это дело воспринял Запад, я думаю, у нас неизбежно возникнут проблемы на финальной стадии работы над соглашением. Текст уже в ближайшие недели будет готов, но когда он будет подписан - вопрос открытый. Как говорят европейские лидеры, окончательное подписание соглашения будет зависит от того, как Украина решит проблему со своим правосудием, особенно в контексте дел Тимошенко и Луценко. А второй показатель, по которому нас будет оценивать Европа, это то, как пройдут парламентские выборы, насколько они будут соответствовать критериям демократии.
Вот такая противоречивая ситуация. Приятно, что удалось форсировать переговоры, приблизиться к европейской интеграции, завершить формирование соглашения, но одновременно могут возникнуть проблемы на стадии подписания соглашения.
Еще замечу, в рамках общих тенденций, несмотря на жесткое давление со стороны России, нам удалось сохранить направление европейской интеграции.
- Вы считаете, что Европа действительно поставит подписание соглашения об ассоциации в зависимость от парламентских выборов?
- Она уже поставила. Собственно процедура подписания соглашения может состояться и до выборов, но только в том случае, если на воле будет Тимошенко. И если у нее будет возможность участвовать в выборах. Если же нет, тогда процедура может быть отложена на неопределенный период.
И даже, если Европа подпишет соглашение, это не означает, что все в порядке. Нас еще ожидает сложный процесс ратификации. И любые наши внутриполитические проблемы могут повлиять на процесс ратификации.
- Чего стоит ожидать в начале 2012 года, когда политики вернутся к активной деятельности после праздников?
- В начале года нас ничего особенного не ожидает. Могут быть какие-то сюрпризы, но это не предсказуемые события, а случайные. А вот принципиальные события, особенно внутренней политики состоятся не раньше весны.
С непредсказуемых событий, где-то в январе, могут найти компромисс по газовым вопросам, но это зависит от слишком многих факторов, поэтому прогнозировать что-то невозможно.
Возможно в феврале-марте состоится парафирование соглашения с ЕС. А после этого наступит пауза и продлится она до момента подписания. А когда оно произойдет, пока неизвестно. С весны начнется подготовка к выборам.
И в зависимости от того, какой будет социально-экономическая ситуация в мире, какими будут наши отношения с МВФ, какой будет ситуация в газовой сфере, возможное продолжение каких-то протестных настроений. Если удастся властям удержать контроль над финансово-экономической ситуацией, тогда ситуация будет стабильной. А если экономические и социальные проблемы будут накапливаться, то это неизбежно вызовет рейтинговые потери для власти, а возможно и стихийные акции протеста. Особенно, если власть увидит, что нет другого выхода чем повышать тарифы для населения.