Верховный компромисс [ Редагувати ]

Эпопея с затянувшимся избранием председателя ВСУ подошла к концу. 23 декабря Верховный суд возглавил бывший зам Василия Онопенко Петр Пилипчук, которого называют компромиссной фигурой. Но окажется ли такой "компромисс" долговечным, ведь карьера нового главы может скоро оборваться?
С момента прихода к власти нынешнего руководства страны у него сложились своеобразные отношения с высшим судебным органом Украины, который в 2004-м поспособствовал переголосованию результатов второго тура президентских выборов. В 2010 году, став главой государства, Виктор Янукович одной из первых провел реформу именно системы судоустройства, в рамках которой полномочия ВСУ заметно сократились. Долгое время всеобщее внимание привлекала "родственно-уголовная" ситуация, сложившаяся вокруг семьи главы Верховного суда Василия Онопенко: дела были возбуждены против одной из его дочерей и мужа второй – экс-заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука. Предпринимались и попытки преждевременно "обезглавить" Верховный суд. В начале 2011 года пленуму ВСУ предстояло проголосовать по поводу выражения недоверия председателю – в прошлом, народному депутату-"бютовцу". Однако 11 марта Василию Онопенко удалось удержаться на своем посту. Отправить его в отставку захотели только 17 судей против 28 несогласных с таким решением. Принципиальное выяснение вопроса главенства было отложено до конца сентября – именно тогда срок полномочий Онопенко должен был истечь "естественным путем".
Однако и в сентябре смена руководящего состава легко и безболезненно не прошла. "пятилетка" Василия Онопенко истекала 29 сентября, однако запланированные на 30 число выборы нового главы не состоялись. Еще 23 сентября Окружной административный суд Киева запретил собирать пленум – по иску одного из членов ВСУ Николая Пинчука. Командированный на работу в Высшую квалификационную комиссию судей Пинчук жаловался на то, что о готовящемся заседании его не предупредили в срок.
Быстро ситуация с судебной задержкой себя не исчерпала. Судьбоносносный мораторий административного суда, который запрещал проведение пленумов с любой повесткой, был снят только в начале декабря. Между тем Василий Онопенко был лишен полномочий главы суда номер один почти безотлагательно – уже в середине октября, а его обязанности до недавних пор выполнял докладчик по "делу об отмене выборов-2004" Анатолий Ярема. Судя по происходящему в дальнейшем, продолжительная "передышка" могла потребоваться для согласования подходящей кандидатуры взамен Онопенко. По слухам, на Банковой долгое время рассматривали несколько удобных для себя вариантов – от судьи ВСУ и председателя Высшей квалификационной комиссии судей Игоря Самсина до нынешнего главы Конституционного суда Анатолия Головина (на смену которому тогда мог бы прийти недавно вошедший в состав КСУ лояльный к власти экс-глава Высшего административного суда Александр Пасенюк). С другой стороны, нельзя было исключать и вероятность переизбрания самого Онопенко, который неоднократно требовал вернуть ВСУ его прежние полномочия.
Следует отметить, что за почти два месяца, которые разделили предполагаемый "председательский" пленум и состоявшийся, положение дел вокруг Верховного суда заметно изменилось. Так, памятуя о заявлениях Венецианской комиссии, критиковавшей судебную реформу, осенью был принят и подписан президентом закон, возвращающий ВСУ часть потерянных полномочий – вплоть до количественных (было отменено предыдущее решение о сокращении числа судей ВС до 20 человек, теперь их снова 48, вернулись к работе и специализированные палаты). Однако, по мнению юристов, о восстановлении былых возможностей верховных судей в полном объеме речь так и не зашла. А, тем временем, с "легкой руки" Генпрокуратуры развернулся еще один скандал: Высший совет юстиции взялся расследовать жалобу на то, что ВСУ неправомерно смягчал приговоры, что украинской оппозицией было воспринято как пример давления на судей в канун избрания нового главы…
Еще одной новостью, добавившей остроты обсуждению проблемы главенства в Верховном суде, стало известие о том, что проблемы родственников Онопенко с правосудием окончательно сошли на нет. Дело против Ирины Онопенко было закрыто еще в феврале. А в декабре Печерский районный суд столицы решил прекратить дело и против обвиняемого в коррупционных деяниях Евгения Корнийчука – по амнистии. Слухи о том, что свобода Корнийчука была оценена в отказ Василия Онопенко баллотироваться, сам экс-глава ВСУ отрицал. Тем не менее, вскоре после амнистии стало известно, что Василий Васильевич готов отказаться от предвыборной борьбы и уже подыскал себе возможного преемника. "Есть Петр Филиппович (Пилипчук, - "Подробности"), я его поддерживаю. Он прекрасный человек, мой коллега, первый заместитель. Я думаю, что с точки зрения стабилизации ситуации в Верховном суде это было бы неплохо, потому что мои идеи - это его идеи, наши идеи. Вы же знаете, мы все делали вместе", - рассказывал бывший председатель ВСУ. Сам же он уже 23 декабря подтвердил, что готовится вернуться в покинутую было ради верховного судейства политику – правда, возглавляемая ранее сначала им, затем – Евгением Корнийчуком Украинская социал-демократическая партия как раз перешла под руку "бютовки" Натальи Королевской… "Я официально заявил, что я не буду баллотироваться (на должность главы ВСУ, – "Подробности") и что имею намерение возвратиться в законодательный орган и оттуда помогать моим коллегам реформировать судебную систему", - пояснил Василий Онопенко, описывая свои пока "мажоритарные" намерения.
Для воплощения в жизнь "наших идей" возможности открылись быстро. Двадцать третьего декабря "кадровый" пленум ВСУ все-таки собрался. В повестке дня стояло избрание всей верхушки Суда – председателя, первого заместителя и четырех заместителей – секретарей восстановленных палат. Вопреки первоначальным намерениям голосовать всех претендентов "пакетом" судьи не стали. В итоге, 40 из 47 голосов были отданы за условного протеже Онопенко – Петра Пилипчука. А вот его первым замом стал Ярослав Романюк, которого нередко относят к числу сторонников президентского советника - руководителя Главного управления по вопросам судоустройства Андрея Портнова (кроме того, заместителями - секретарями палат стали: Валентин Барбара, Виктор Кривенко, Анатолий Ярема и Анатолий Редька)…
Новоизбранный глава ВСУ тут же пообещал защищать вверенный его заботам суд до последнего. "В Конституции указано, что Верховный суд является высшим судебным органом, в связи с этим его нужны рычаги, полномочия соответствующие, и я думаю, что мы будет отвоевывать эти полномочия, но путем внесения таких изменений в законодательство", - очертил планы председатель суда. При этом конфликтовать с правящим в стране лагерем Пилипчук не намерен. Напротив, обеспечение "судопроизводства на надлежащем уровне" требует серьезного взаимодействия. "Самостоятельно этого нам не удастся сделать, поэтому необходимо налаживать сотрудничество с другими ветвями власти – президентом, Кабинетом министров, Верховной радой", - уточнил главный судья.
С точки зрения пресловутого взаимодействия Петр Пилипчук (в отличие от своего новоизбранного первого зама) действительно многими воспринимается как компромиссная фигура: авторитетный член ВСУ с солиднейшим стажем (начиная еще с Верховного суда УССР) относительно равноудален от "юридических" центров влияния в правящем лагере и пользуется поддержкой своего предшественника. Спокойно к нему относятся и представители ПР. "Что касается кандидатуры нового председателя, Петра Пилипчука, то, по моему мнению, это достойный выбор. Петр Филиппович давно работает в ВСУ, пользуется авторитетом не только среди судей Верховного Суда, но и в судебной среде вообще. Хотя возглавить суд хотел не только он, однако сами судьи определили, кто будет ими руководить. Тем более, думаю, никто сегодня не может сказать, что Пилипчук имеет какой бы то ни было политический окрас или был бы кем-то заангажирован", - делится соображениями нардеп Сергей Кивалов. Однако при всех достоинствах Пилипчук обладает серьезным карьерным недостатком. Петру Филипповичу – 64 года. А значит в октябре 2012 года, с достижением критичной планки в 65 лет ему предстоит досрочно сложить полномочия.
Останется ли ВСУ (которому, возможно, еще придется поработать с делами видных оппозиционеров) снова без главы менее чем через год – вопрос пока открытый. Банковая выступила с инициативой переписать норму Основного закона, не позволяющую судьям работать после 65 лет. И теперь многое зависит от того, захотят ли "редакторы" Конституции спешить с введением таких изменений или подождут, пока кресло председателя ВСУ снова окажется вакантным. А потому считать, что Верховный суд с его по-прежнему "плавающими" полномочиями "успокоился" на пять лет, пока все же рано.