Меморандум нематериального действия [ Редагувати ]

Сотрудничество Украины с Таможенным союзом оформилось официально. 31 мая Николай Азаров подписал Меморандум о взаимодействии. И хотя документ имеет, скорее, "пробный" политический характер, Киев радуется прогрессу. Премьер-министр уже говорит о "фактическом" наблюдении. А Россия – предупреждает о "нематериальности" позиции Украины.
Наблюдение на практике
Сбор премьеров стран СНГ в Минске, совпавший с Форумом деловых людей государств-участников Единого экономического пространства, подарил ряд решений на геополитическую перспективу. Помимо подписания череды документов, "относящимся к ключевым направлениям сотрудничества", 31 мая запомнится присоединением Узбекистана в Зоне свободной торговли в границах СНГ и "организационно-таможенным" прорывом. Как и планировали президенты 5 государств в Астане, в этот день председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписал меморандумы о взаимодействии ТС с Кыргызстаном, который хотел бы вступить если не в Таможенный союз, то уже в Евразийский экономический, и с Украиной. "Нам предстоит подписать меморандум, по результатам которого Украина получает возможность по приглашению председательствующей стороны участвовать в заседании органов Таможенного союза, а впоследствии и Евразийского экономического союза", - анонсировал будущие преимущества Николай Азаров.
Судя по позиции украинского правительства, Киев свою "программу минимум" выполнил. Хотя фактически Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной не означает обретения "наблюдательского" звания (которое, в любом случае, пока юридически не оформлено), глава Кабмина уверен, что круг предоставленных Украине полномочий "практически ничем не отличается от статуса наблюдателя".
По большому счету, минский меморандум во многом соответствует заявленным украинским намерениям. Изначально, перестраиваясь с привычного"3+1" на тему "просто наблюдения", руководство нашей страны строило планы внедрения в управляющие органы ТС постоянного представителя, который "не будет принимать участия в принятии самого решения, но ему будет дано право выразить нашу позицию" – и, по возможности, "с правом совещательного голоса". По всей видимости, этого представителя – с возможностью присутствовать на заседаниях разного уровня (правда, "по приглашению") – Киев и получит. "Сегодняшнее соглашение расширяет границы взаимодействия между Украиной и Таможенным союзом и предусматривает возможность включения представителей Украины на всех уровнях от высшего совета – президентского уровня, совета комиссии, коллегии комиссии, предусматривает возможность участия Украины в работе всех структур Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая доступ ко всей информации, возможность формулирования предложений для рассмотрения их Таможенным союзом", - пояснял Виктор Христенко. А вот будущее других надежд выглядит менее определенным.
В свое время сутью пресловутого предложения "3+1" была идея "Интегрироваться, но с краю". То есть, официальный Киев делал ставку на то, что Украина сможет выборочно присоединяться к протоколам ТС. По всей видимости, таких возможностей свежеподписанный документ не предоставляет. Хотя в Кабмине продолжают надеяться на большее. "Уже сейчас при правительстве Украины создана группа достаточно компетентных специалистов, которая изучает возможность присоединения Украины к целому ряду соглашений, которые создают правовое поле Таможенного союза, а затем создадут правовое поле единого экономического пространства. Для нас вполне возможно присоединение к целому ряду соглашений", - рассчитывает на прогресс в будущем Николай Азаров. Вот только российская сторона настаивает на том, что украинские выгоды будут иметь сугубо информационный характер. "Наблюдать за процессами интеграции, наблюдать за укрепляющимися хозяйственными связями, торгово-экономическом взаимодействии трех стран, наверное, довольно увлекательно, но это созерцание никаких материальных выгод для конкретной страны, для ее населения не приносит", - подчеркнул 31 мая помощник президента РФ Юрий Ушаков.
Пока же Киев считает, что и одно только наблюдение будет приносить экономическую пользу. "Мы получим возможность на дипломатическом уровне и на уровне руководителей правительств и государств обсуждать чрезвычайно важные для нас вопросы торгово-экономического сотрудничества. Сейчас, когда мы не участвуем в работе этих органов, мы вынуждены уже после принятия решений вести очень сложные переговоры с каждой страной отдельно для корректировки тех соглашений с учетом наших интересов", - уточнял Николай Азаров, повторяя, что "взаимодействие с Таможенным союзом чрезвычайно важно, поскольку это 40% нашего товарооборота". А вот на тему встречных ограничений премьер не распространялся. Однако в просочившемся в СМИ проекте меморандума содержался интереснейший пункт о том, что Украина должна продекларировать "намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства". Но глава правительства настаивает: об условиях и уступках речь не велась. "Никаких условий никто не выдвигал, в том числе и Российская Федерация", - уверял Николай Янович.
Проверка теории
Оценить фактическое наполнение идей меморандума, в том числе и посвященной "воздержанию" части (впрочем, окончательные формулировки документа неизвестны – 31 мая его не обнародовали, хотя этого и требуют оппозиционеры), можно только с течением времени. А пока некоторые разночтения возникли у сторон еще на стадии теории.
В Украине, похоже, высокие оценки подписанному документу предпочитают давать чуть ли не одновременно с подчеркиванием сравнительной безобидности его сути. "Этот меморандум не носит юридический обязательный характер и является организационным документом", - настаивает министр иностранных дел Леонид Кожара. С одной стороны, часть экспертов уже рассчитывает на углубление сотрудничества Украины с ТС в ряде отраслей – реализации сельскохозяйственной продукции, в первую очередь. С другой – что бы ни стояло за формулировками а-ля "не навреди союзнику", теоретически внешнеторговую политику Украины, в первую очередь, должны определять нормы ВТО и, возможно, некоторых других соглашений. А вот с этим пунктом могут появиться затруднения.
На стартовых позициях "наблюдательное" сотрудничество Киева с Таможенным союзом в экспертной среде нередко воспринимается как успех потому, что такой формат не должен вредить евроинтеграционным намерениям Украины. "На перспективе подписания соглашения с Евросоюзом по зоне свободной торговли подписание Меморандума никак не отразится. Статус наблюдателя при ТС не противоречит подписанию нового соглашения между Украиной и ЕС", - убежден глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Но в Европе, тем временем, планируют плотнее познакомиться с "непротиворечивыми" планами партнеров.
Очередной, пусть даже "технический", шаг Украины в восточном направлении, автоматически обеспокоил Запад. Европейцы планируют "тщательно изучить" текст меморандума. Главные опасения от переориентации с частичного вступления к наблюдению не меняются: проблема остается в суверенитете. "Если статус наблюдателя Украины в ТС не требует делегирования суверенных прав Украины в органы ТС, тогда Украина останется страной, которая будет иметь полный суверенитет в других направлениях", - стоит на страже брюссельских интересов посол ЕС Ян Томбинский. "Если, скажем, Украина перейдет черту свободной торговли с ТС, она не сможет подписать договор о свободной торговле с ЕС. Это очень понятно, по-моему, и главное уточнить, что если мы говорим про договор об ассоциации с ЕС, то самую большую часть в этом договоре как раз и составляет создание зоны свободной торговли с ЕС", - жестче и определеннее высказался по актуальному поводу министр иностранных Литвы Линас Линкявичюс.
Мнения по поводу "совместительства" разошлись как в Украине, так и за ее пределами. Представители власти не сомневаются в том, что дружить можно в обоих направлениях. Так, например, уполномоченный Украины по вопросам внешнеполитических и интеграционных процессов и посол Украины при Европейском союзе Константин Елисеев считает, что декларация стремления получить статус наблюдателя, а не члена ТС "останавливает любые спекуляции". При этом оппозиционеры по-прежнему убеждены, что Украину в ТС не ждет ничего приятного, зато отечественные коммунисты публично обеспокоились, что наблюдение не выйдет за заявленные границы. "Позиция Компартии такова: движение в сторону Таможенного союза не должно быть декларативным намерением и конъюнктурной политической игрой "в многовекторность". Сомнительно, что такая "политика" найдет понимание у стран-участниц ТС – России, Беларуси и Казахстана", - заботится о будущем Петр Симоненко.
С российским "пониманием" дела действительно обстоят интересно. Москва почти одновременно обвиняет Евросоюз в излишнем давлении на Киев, но при этом сама делает не самые многозначительные намеки. "Мы считаем неправильным заниматься перетягиванием каната по украинскому сюжету и ставить Киев перед какими-либо дилеммами", - призывал 31 мая постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. И в тот же день российский премьер высказал пожелание о том, чтобы Украина на "первом шаге" не останавливалась. "Если наши партнеры действительно хотят участвовать в нашем создаваемом интеграционном объединении Евразийском экономическом союзе, то они должны принять целый ряд сложных, подчас непопулярных решений, причем все необходимые решения, а не только их часть, и, конечно, не принимать на себя обязательств, которые исключают участие в Евразийском экономическом пространстве и союзе. Это, я думаю, должно быть ясно всем", - заявил Дмитрий Медведев.
В России нередко настаивают на том, что практически любое углубление сотрудничества с Таможенным союзом может и должно приводить к "участию в нашем Евразийском экономическом союзе". При этом украинское руководство, даже вооруженное концепцией "3+1", не спешит однозначно вербоваться в "евразийство". Если опираться на сегодняшние слова власть имущих, дальше наблюдения при ЕвразЭС они пока заходить не планируют. И все же проблемы "возможного присоединения" и "соблюдения принципов" рано списывать со счетов. Да и если Киев, подписавшись в наблюдатели, рассчитывал на безболезненную паузу в "таможенных" отношениях – успех подобного гипотетического плана сейчас выглядит небесспорно. Более того, на первых порах создается впечатление, что такая "пауза" рискует получиться политически насыщенной, даже если бы особые условия так и не появились…