Сергей Тарута: Цель Януковича и Семьи - хаос в Донецкой области [ Редагувати ]

Ситуация в Донецкой области очень сложная из-за ставленников беглого президента Виктора Януковича, которые продолжают контролировать регион. Без помощи из Киева здесь не справиться, объясняет Сергей Тарута, который руководит Донецкой облгосадминистрацией второй месяц.
В интервью Дмитрию Анопченко в программе "Подробности недели" новый руководитель региона рассказал, почему бездействует донецкая милиция, что нужно сделать, чтобы остановить сепаратизм, и когда на Донбассе возобновится трансляция украинских телеканалов.
- Расскажите, пожалуйста, почему мы не можем надеяться на милицию? Почему, как это было в Одессе, бандиты стреляют из-за спин людей в погонах и правда ли, что в вашей области многим милицейским чиновникам по-прежнему платят Янукович и Семья?
- В отношении того, платит семья или нет, есть информация от правоохранительных органов, что факты такие имеются.
К сожалению, работа милиции не является на сегодняшний день эффективной и здесь много причин. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимы кадровые изменения. Все предложения, которые давались со стороны Донецкой областной милиции господина Пожидаева, очень долго рассматривались в Киеве и своевременно не были произведены кадровые изменения.
В прошлую пятницу было совещание у президента, была дана команда в течение суток обеспечивать назначение всех руководителей правоохранительных органов со стороны управления внутренних дел, со стороны прокуратуры и Службы безопасности.
На днях были подписаны все указы, которые проходили долгую процедуру. Также заменены начальники районных отделений, начальники управления городов Мариуполя и других. Думаю, что это даст соответствующие положительные результаты.
В отношении семьи есть информация Службы безопасности от управления внутренних дел, что имеются такие факты, по ним ведутся следственные действия. Безусловно, я не могу их озвучивать, это прерогатива правоохранительных органов. Они должны ответить, кто и кому направляет средства. Цели мы понимаем, цели - это хаос в Донецкой области и срыв планируемых выборов 25 мая.
- Чем вообще объяснить, что ситуацию в Донецкой области так долго не удается взять под контроль? Только ли в милиции проблема? Вот Александр Турчинов, к примеру, открыто говорит о беспомощности силовых структур на востоке страны. Вы просили Киев прислать в помощь силовиков из других регионов?
- Действительно, были обращения со стороны руководителя донецкой милиции и Донецкой области, и есть небольшие подвижки. Да, были направлены небольшие подразделения, но этого недостаточно, чтобы обеспечить правопорядок. Я считаю, что недостаточно, на сегодняшний день, центр уделяет внимания Донецкой области, и мы надеемся, что в ближайшее время будут сделаны соответствующие выводы.
Но что касается "Почему Донбасс?", - мы знаем, почему. Потому что отсюда Янукович, отсюда были все его заместители, так называемая "Семья", которая еще имеет здесь бизнес, имеет своих ставленников, которые работают. Но точно не на процветание Донбасса.
Поэтому Донбасс является главным ударом. Это самый большой регион. Если получится у них здесь посеять смуту и сорвать выборы - это их главная задача, то получится и в других местах. Поэтому все сконцентрировано сегодня на Донецкой области.
Киев должен максимально обратить внимание на те проблемы, которые есть, и постараться их совместно решить. Я против насилия и хотел бы, чтобы ни одна сторона не применяла оружие. Но иногда ситуация выходит из-под контроля. Когда стреляют в милицию или в мирных граждан, то, безусловно, и правоохранители отвечают теми же средствами.
- Приходят сообщения из вашего региона о захватах СБУ, прокуратуры, завода Ахметова, металлургического завода в Енакиево, Приватбанка. Проясните, что на самом деле происходит? Чего дальше ждать?
- Происходит дестабилизация ситуации. Им необходимо провести свои, так называемые, выборы, референдум. Поэтому сегодня активизируются действия всех сепаратистов, которые прикрываются мирными гражданами.
Действия милиции не очень эффективные и это приводит к тому, что здания захватывают. Поэтому мы ожидаем, что до 25 числа здесь будет очень много провокаций и задача центральной власти, местной власти обеспечить защиту не только всех зданий, но и каждого гражданина Донецкой области.
- Появилась информация о том, что офис Индустриального союза Донбасса разгромили. Все это выглядит тревожно...
- Я раньше работал в этом офисе, сейчас корпорацию приобрели еще три года назад российские партнеры.
- А что касается банков?
- Что касается банков - здесь сценарий один. Грабеж, мародерство и хаос. В Мариуполе ночью был сожжен один главный офис Приватбанка, еще два пострадало. Там не было достойной охраны. Я так понимаю, это отместка за действия Коломойского в отношении Днепропетровской области, это попытка здесь создать панику.
-Что нужно сделать, чтобы остановить сепаратизм? Хочу вам напомнить результаты соцопроса, проведенного Киевским международным институтом социологии. Спустя два месяца после того, как стало известно о массовых убийствах в Киеве, социологи спросили у людей в восточных регионах, чувствуют ли они свою личную вину за преступления Януковича. И вот каков был ответ. В Донецкой области свою вину чувствуют чуть больше 7%. Даже в Днепропетровской области, людей, чувствующих свою вину, в 2,5 раза больше. Хотя днепропетровцы за Януковича как раз голосовали не так массово...
- Ну, давайте мы разделим ситуацию на две части. Что касается сепаратизма, то желающих сегодня интегрироваться с Россией, стало очень мало. От 38%число желающих уменьшилось до 18% - это свежее исследование. Здесь нет запроса с точки зрения его раскола и присоединения с Россией.
С точки зрения сегодняшней риторики о нашей Донецкой республике, то мы понимаем, что это могут поддерживать 10-12, максимум 15 тысяч людей в Донецкой области, где проживает более 4 миллионов населения.
Что касается ответственности, то исследование, о котором вы говорите, показывает сложность ситуации. Донецкий регион - он особый, и это нужно признать. Действительно, когда выбирали, выбирали не очень осознанно, а выбирали, потому что "наш". А если наш, то они и не отвечают за ту вину, о которой вы говорите.
Поэтому здесь нет осознанности того, что произошло, той огромной коррупции, которая разрослась, в том числе и в Донецкой области. Они не понимают, какая взаимная связь между тем, что ты бросаешь свой голос и выбираешь свое будущее, и тем, кто это будущее строит.
- И последний вопрос - скорее даже просьба от меня и коллег. Решите, пожалуйста, вопрос с трансляцией украинских каналов в Донецкой области. Мы сейчас с вами разговариваем, а я боюсь, что ваши земляки это интервью не увидят, потому что нас самовольно отключают сепаратисты. Это не правильно, когда на нашей же территории с нами ведут информационную войну...
- Да, согласен, что это неправильно. Мы делаем все для того, чтобы решить эту проблему. Сейчас все каналы работают.
Безусловно, это проблема не только местной власти, но и центральной, потому что лицензии на трансляции выдают чиновники в Киеве. Это Национальная комиссия по радиовещанию выдает лицензии и она должна очень жестко реагировать на те провокации, которые происходят.
Мы, зная эту проблему, сконцентрировали там возле телекомпаний и телевышек определенное количество правоохранительных органов, чтобы обеспечивать постоянную трансляцию. Но вы понимаете, в данном случае в рамках того сценария, который пытаются здесь реализовывать, им средства коммуникации, средства своей информации очень важны - для дальнейшей дестабилизации. Мы понимаем, что это дополнительная угроза. Мы все сделаем, чтобы все телевышки обеспечивали трансляцию тех каналов, которые традиционно смотрят у нас в Украине.