Юрий Тандит: В обмен на пленных СБУ убийц не отдает (видео) [ Редагувати ]

Впервые в Украине ожидают обмен сотнями пленных с обеих сторон - предварительно его планировали именно на 25 декабря.
В любом случае, до Нового года должна произойти самая масштабная операция между украинскими силами и террористами.
При этом Служба безопасности Украины готова совершить обмен в любой момент, но есть условия.
Какие именно - в эфире "Подробностей недели" рассказал Юрий Тандит, переговорщик Центра содействия освобождению пленных и заложников при СБУ.
Освободят ли пленных до конца года?
- Хочу поблагодарить мам, жен, тех, кто имеет боль и общается с нами, поблагодарить их за выдержку, за то, что они молятся за нас, за этих ребят. Я надеюсь и верю в то, что мы освободим большое количество ребят к Новому году, как и сказал президент. Во всяком случае Украина готова к этому. Мы сделали все, чтобы забрать наших ребят.
Шансы высоки?
- Надеюсь. Главное, что б на этой теме не спекулировали. Сейчас мы видим, что процесс затормозился. Мы знаем, что в эту пятницу прошло видеосовещание. Мы еще с 9 декабря были готовы провести Минские переговоры, поехать в Минск. Мы готовы к освобождению наших ребят. Для нас вопрос даже не дней, а часов. Как их забрать, где их забрать, мы это все знаем.
Как конкретно происходят обмены?
- Мы вчера забрали журналиста, была проведена спецоперация. Не было обмена, мы его освободили. Учитывая угрозу того, что в понедельник его должны были арестовать, в Донецке была создана спецгруппа, которая выехала туда, были привезены специальные документы. Мы готовили ему выезд, и он выехал вместе с женой и детками.
Под чужим именем?
- Я не могу говорить. Слава Богу, что мы его забрали там же. Зашли под Донецк, перед этим выходили на нулевой блокпост и передали от киевских школьников подарки, а потом пошли за нашим парнем-журналистом и забрали его прям на Ясиноватой, на уже нейтральной территории, близкой к Донецкому пригороду.
Мы вывели его и он уже в Киеве. История удивительная. Самое главное, что при этой спецоперации не было обмена. Мы говорим, что мы готовимся к большому обмену. Сейчас нет официальных обменов, потому что мы держим слово и хотим забрать всех ребят. Поэтому освобождение каждого дорогого стоит.
Тормозит процесс именно схема "всех на всех"?
- Нет никакого торможения. Накапливается большое количество людей, которых мы будем отдавать, и, соответственно, будем также забирать большое количество людей.
Самое главное, что переговоры привели к тому, что мы будем забирать большую группу людей - это будут сотни людей. Даже те группы, которых мы забирали 1 ноября, - 25 человек, это все равно не так много, как их там находится.
Вы ведете переговоры с террористами?
- В любом случае они по сути ведут враждебные действия по отношению к нам, и действительно на рубеже идет война, наши ребята защищают Родину. Я напомню, что пятый пункт, говорит о том, что нужно поменять всех на всех, мы уже с конца лета этим пытаемся заниматься.
Более того, самыми исполнительными переговорщиками или теми, кто исполняет пятый пункт, являются их полевые командиры, которые отдают всех, кто у них есть. Тут же ситуация такая, что мы должны договариваться насчет освобождений, которые происходят.
Люди, которых задержали за подозрение в осуществлении террористического акта вне зоны АТО, нужны для обмена или они невиновны и это чьи-то игры?
- Я внимательно смотрел выступление на пресс-конференции Путина, и он обратил внимание на то, что мы делаем, сказав о двух фактах, в которых мы непосредственно участвуем.
Он рассказывал о тех претензиях, которые предъявляют так называемые самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР, что якобы украинские силы хватают в Херсоне, в Мелитополе людей и потом вывозят их, как мусор, туда. Это неправда.
Знаете, когда едет женщина с несколькими телефонами в руках и держит карту укрепрайонов, понятно, что она непростая женщина и не едет туда собирать картошку. Второй момент, он рассказывал о 30 людях, которых мы якобы не освободили и не поменяли на наших ребят.
На самом деле - это наша группа, которую мы готовили с середины ноября. Мы еще с середины ноября готовы были эту группу освободить и забрать своих ребят, но именно та сторона сказала, что они не готовы это делать.
Мы внимательно за этим смотрим. Более того, те люди, которых задерживают, нарушают закон, связанный как раз с защитой интересов сторон ДНР и ЛНР.
Если эти люди виновны, не случится ли такого, что их обменяют и они опять приедут сюда с новыми документами?
- Дело военных - защищать Родину. Наше дело - проводить переговоры, выходить туда. Мы рискуем жизнью, когда мы заходим забирать наших ребят. Мы убийц не отдаем, их законно выводят.
Нам помогает Генеральная прокуратура, они это делают очень быстро и законно, СБУ и Министерство обороны, которое нам готовит коридор. Это в общем-то важный процесс, начиная от поиска, заканчивая непосредственно реабилитацией тех, кого мы забираем.
Когда мы туда заходим, мы передаем тех людей, которые изъявили желание туда возвращаться. Эти все люди нарушали закон, есть несколько статей, по которым их задерживали. Эти люди участвовали в действиях, которые непосредственно были связаны с созданием или защитой этих самопровозглашенных республик.
То есть обмен всех на всех не предполагает возврат убийц?
- Конечно.
Как сообщали ранее podrobnosti.ua, в плену у террористов Донецка остается 630 солдат.