Збигнев Бжезинский: В Украине - подъем российского квази-мистического шовинизма Путина [ Редагувати ]

Политические амбиции России растут с каждым днем. А агрессия против Украины это только начало большого пути, который Россия собирается пройти в рамках мифологии о "неделимом русском народе", предупреждает Збигнев Бжензинский в докладе "Взаимная безопасность под вопросом? Россия, Запад и архитектура европейской безопасности".
- То, что мы сейчас наблюдаем в Украине, это, с моей точки зрения, не просто ссора, а симптом более серьезной проблемы - а именно, постепенного и устойчивого подъема российского квази-мистического шовинизма, который продолжается уже в течение 6 или 7 лет.
Главную роль в этом сыграл Путин, и содержание этой новой концепции полностью определяет отношения России с миром в целом и с Западом в частности.
Украинский кризис - это не результат какой-то внезапной ссоры, а симптом более серьезной проблемы: появления политики, упакованной внутри более масштабной философской концепции.
Таким образом, чего нам стоит ожидать? Если Украина является всего лишь симптомом проблемы, то решить эту проблему будет крайне трудно.
Я думаю, для ее решения потребуется некоторое время. Но решение этой проблемы должно быть не односторонним, поскольку Запад имеет там свои интересы. И эти интересы должны принять форму разумной политики.
Если украинскую проблему локализовать, со временем она, возможно, утратит свою остроту. Особенно если российский, все более космополитичный средний класс, который сейчас поднимает голову, но все еще остается довольно слабым, станет более значимым в политическом отношении, возможно, устав от ощущения своей уязвимости и разочаровавшись в Путине, и возьмет на себя более существенную политическую роль, когда Путин отойдет от дел.
Но когда это случится? Этого предсказать невозможно. Может быть, скоро. Может быть, нет.
Многое зависит еще и от того, станет ли Украина симптомом успеха или краха путинского мировоззрения. Коротко говоря, ставки высоки.
Из всего вышесказанного следует, что украинская проблема - это угроза, с которой Западу необходимо бороться на трех уровнях.
Мы должны решительно бороться с искушением применить силу, с которым сталкивается российское руководство. Проше говоря, мы должны предотвратить применение силы.
Во-вторых, мы должны добиться прекращения сознательных попыток России дестабилизировать ситуацию в восточных областях Украины.
Третья наша задача заключается в том, чтобы настоять и затем обсудить с россиянами формулу окончательного компромисса, который предполагает запрет на открытое и масштабное применение силы и на попытки дестабилизировать ситуацию.
Какова формула возможного компромисса? Думаю, она довольно проста: Украина должна продолжать движение, публично поддерживаемое подавляющим большинством украинцев, по направлению к членству в Евросоюзе. Но это длительный процесс. Турки, к примеру, ждут вступления в Евросоюз уже 60 лет.
Наконец, заглядывая далеко вперед, я считаю, что, так или иначе, при условии компромиссного решения или в его отсутствие, Крым станет тяжелым экономическим бременем для России.
Нет никаких оснований полагать, что та разновидность экономической деятельности, которую достаточно успешно вел Крым - будучи местом отдыха туристов, куда прибывали международные лайнеры и приезжали иностранные туристы - будет сохранена.