Азиатскому ястребу Джеки Чану исполняется 50 [ Редагувати ]

"Я стою в небесах на крыше офисной башни из стекла и стали в Роттердаме, Голландия. Двадцать один этаж между мной и бетонным тратуаром внизу. Я собираюсь cделать то, что я делаю лучше всего. Я собираюсь прыгнуть".
Джеки Чан
Джеки Чан родился в Гонконге 7 апреля 1954 года. Ему дали имя Чен Конг Санг (Chan Kong Sang). Его родители были настолько бедны, что предложили купить младенца за 1500 гонконгских доллара английскому акушеру, который принимал роды. Но в последствии отец отказался от своего решения. В 1960 году Джеки вместе с родителями эмигрировал в Австралию для работы в Китайском посольстве.
В 1961 Джеки один возвращается в Гонконг для того чтобы в возрасте 7 лет поступить в школу Пекинской Оперы. В школе студенты обучались традиционным китайским искусствам выступления, танца, пения, пантомимы и особенно акробатике и боевым искусствам. Тренируясь с 5 утра и до поздней ночи каждый день, под жестким надзором учителей, которые могли за любое не подчинение высечь или лишить еды, студенты оттачивали свое мастерство. В это время Джеки поменял свое имя на Юен Лау (Yuen Lau), тоже самое делали все студенты в знак уважения к своему учителю. Обучение продолжалось пока Джеки не исполнилось 17. В последствии Джеки скажет, что обучение в школе Пекинской Оперы ему очень многое дало.
Впервые Джеки появился на экране в возрасте 8 лет в эпизоде фильма "Big and Little Wong Tin Bar", еще во время обучения в школе Пекинской Оперы он сыграл около 20 эпизодических ролей.
В 1971 году Джеки покидает Пекинскую Оперу. Работает на студии Shaw Brothers каскадером. В этом же году получает свою первую главную роль в фильме "Master with the Cracked Fingers", но эта лента не принесла ему успеха, как и последующие фильмы, в которых играл Джеки. В это же время он принимает участие в качестве каскадера на съемках двух фильмов с участием Брюса Ли (Bruce Lee) - "Кулак Ярости" (Fist of Fury) и "Входит Дракон" (Enter the Dragon). Затем в 1975 году Джеки снимается в фильме "Countdown in Kung Fu", режиссером которого был молодой Джон Ву (John Woo).
После смерти Брюса Ли в 1973 году, все продюсеры искали ему замену, но получалось лишь жалкое подобие. Все пытались подражать Брюсу Ли. Это продолжалось до 1978 года, когда вышел фильм "Змея в тени Орла" (Snake in Eagle's Shadow) режиссера Нг Си Хена (Ng See Huen). Этот фильм был совершенно не похож на предыдущие. В фильме было много юмора, хороший сценарий, превосходные сцены боев. Джеки продемонстрировал отличную технику владения восточными единоборствами и нашел свое амплуа комика. Конечно же, фильм стал хитом в Гонконге.
В этом же году после короткого перерыва был снят еще более успешный фильм "Пьяный Мастер" (Drunken Master), который побил все рекорды по кассовым сборам в Гонконге того времени. После этого фильма можно сказать, что Джеки окончательно выработал свой стиль.
После успеха "Пьяного Мастера" Джеки получил возможность режиссировать свой следующий и последний фильм в Lo Wei's film company "Бесстрашная гиена" (Fearless Hyena) (1979). После этого фильма Джеки понял, что ему нужно переходить в более крупную компанию, и подписал контракт с компанией "Golden Harvest film companу". Однако это нарушение контракта совсем не понравилось Ло Вейю (Lo Wei), который стал угрожать Джеки. Джеки пришлось переехать на Тайвань, где он снимал фильмы в течение нескольких лет, в том числе и фильм "Лорд Дракон" (Dragon Lord) (1982). Хотя подробности не ясны, по всей видимости, Джеки был "выкуплен" у Ло Вея компанией Golden Harvest, возглавляемой Раймондом Чоу (Raymond Chow). Джеки теперь свободно мог вернуться в Гонконг.
Следующим успешным фильмом был "Молодой Мастер" (The Young Master). На тот момент Джеки уже стал очень популярен в Гонконге. И в 1980 он отправился в Америку с надеждой повторить успех Брюса Ли. В сотрудничестве с Робертом Клаусом (Robert Clause), который был режиссером фильма с участием Брюса Ли "Входит Дракон", после изучения английского языка, Джеки снимается в фильме "Большая Драка" (The Big Brawl). Однако фильм стал большим провалом. Первая попытка завоевать Америку оказалась неудачной. Джеки впоследствии еще возвращался в Америку в 1981 и 1984 годах, но в эпизодической роли гонщика в фильме "Гонки "Пушечное Ядро" (Cannonball Run).
Хотя поездка в Америку не была удачной, там Джеки впервые познакомился с творчеством звезд "немого" кино, таких, как Гарольд Ллойд (Harold Lloyd) и Бастер Китон (Buster Keaton). Он понял, что с помощью динамичных и захватывающих трюков можно добиться большего успеха, как это было в фильмах "немого" кино, чем просто словами.
Его следующий фильм "Операция "А" (Project A) (1983) переносит нас в Гонконг начала XX века, когда конкурировали между собой полиция и береговая охрана. Эта лента была совершенно не похожа на традиционные фильмы Кун-Фу. Фильм был просто насыщен красивыми трюками и комедийными сценами в стиле "немого" кино. Джеки не просто скопировал трюк Гарольда Ллойда "повисший на часовой башне", а завершил трюк падением через три матерчатых навеса на землю и это выглядело совсем по-другому. Все трюки в этом и во всех последующих фильмах Джеки выполнял сам лично, без дублеров, что и стало его отличительной особенностью.
В 1983 году Джеки снимается в комедии Саммо Хунга (Samмo Hung Kam-Bo) "Победители и грешники" (Winners and Sinners). Джеки, Само и Юен Биао (Yeun Biao) подружились еще во время обучения в Пекинской Опере. Джеки называл Саммо "старшим братом", а Юена - "младшим братом" Вместе это трио сделало семь фильмов.
В 1985, после второй неудачной картины, снятой в Америке - "Покровитель" (Protector) - Джеки, разочаровавшись в американском стиле съемок фильмов, возвращается в Гонконг и снимает один из лучших своих фильмов "Полицейская история" (Police Story). Впоследствии было сделано еще два не менее успешных фильма - продолжения "Полицейская история 2" (Police Story 2) (1988) и "Полицейская история 3: Суперполицейский" (Police Story 3: Supercop) (1992).
В 1986 году на экраны кинотеатров выходит фильм "Доспехи Бога" (The Armor of God). Этот фильм - одна из лучших работ Джеки Чена. Картина снята в стиле пародии на фильм об Индиане Джонсе, и получилась очень динамичной. Прекрасная постановка боев, искрометный юмор и умопомрачительные трюки. Все есть в этом фильме.
Последующие 10 лет Джеки снимает фильмы один успешнее другого: "Чудеса: Крестный отец из Кантона" (Miracles: The Canton Godfather) (1989), "Доспехи Бога 2: Операция Кондор" (The Armor of God 2: Operation Condor) (1991), Городской охотник (City Hunter) (1992), "Криминальная история" Crime Story (1993), "Пьяный мастер II" (Drunken Master II) (1994), "Разборка в Бронксе" (Rumble in the Bronx) (1995), "Удар молнии" (Thunderbolt) (1995), "Первый удар" (First Strike) (1996), "Мистер Крутой" (Mr. Nice Guy) (1997), "Кто Я?" (Who Am I?) (1998).
И вот, наконец, с третьей попытки Джеки завоевывает Америку. Это случилось 18 сентября 1998 года, когда на экраны кинотеатров вышел фильм "Час Пик" (Rush Hour), режисера Брета Ратнера (Brett Ratner). Эта роль стала первой ролью Джеки Чана в Голивуде спустя почти 13 лет после "американского провала". За два с половиной месяца фильм собрал около 130 миллионов долларов сборов в США и Канаде, а на его постановку было затрачено 34 миллиона. В этом фильме встречаются самый популярный комик и мастер восточных единоборств на Востоке Джеки Чан и Крис Такер, самый популярный комедийный актер на Западе. Такая смесь поистине стала взрывоопасной. Не удивительно, что этот фильм стал хитом.
Джеки Чан уже давно понял, что главным козырем в его фильмах является не навороченный сценарий или многочисленные заумные диалоги, а невероятные трюки, юмор и, конечно же, сцены боев, которые еще раз доказывают, что равных ему нет.
Но вернемся немного назад...
Разумеется, в начале карьеры, будучи еще юношей, Джеки Чан преклонялся перед легендарным Брюсом Ли. А легенда рождает легенду. Как было Джеки Чану не воспользоваться этим правилом?!
Долгое время на вопрос об истинном характере отношений с Брюсом Ли Джеки Чан отвечал с поистине азиатской уклончивостью. Из его ответов с равным успехом можно было сделать вывод, что, несмотря на то, что судьба не раз сводила этих двух бойцов на съемочной площадке, они почти не знали друг друга, разве что здоровались. А также, с не меньшей определенностью, вывод о том, что Брюс Ли увидел именно в Джеки Чане, и только в нем одном, своего духовного наследника. Не случайно же появилось новое имя Джеки - Стать Драконом! Ведь Драконом поклонники и журналисты называли Брюса.
Как бы то ни было, в творческой биографии Джеки Чана именно после смерти легендарного Брюса Ли возник чувствительный перерыв, который едва не вынудил молодого актера уйти из кино. Ведь это не может быть случайностью, не так ли?..
Но со временем в своих высказываниях о Драконе Джеки стал более сдержанным и более определенным. "Да, - говорит он, - мы были с Брюсом в одной компании. И хотя я не могу в полной мере считать себя его наследником, его последователем называться могу, точно. Я иду вслед за ним. Хотя, мой путь другой".
Джеки Чан теперь может позволить себе говорить так, ведь его имя во всем мире, и особенно в Азии, затмило имя самого Брюса, а его фильмы делают сборы, какие таинственно погибшему Дракону и не снились. У него сегодня исключительное положение. Свидетельством тому, например, такой диалог, состоявшийся между ним и журналистами. "Как вы оказались в голливудском проекте "An Alan Smiyhee Film", кажется, не самом типичном для Джеки Чана?" - спрашивают его. "Да, когда мне предложили эту идею, она мне совершенно не понравилась, - с некой ленцой отвечает он, - но потом мне позвонил Сталлоне..." - "Он лично вам позвонил?" - выказывает недоверие журналист. "Ну, разумеется, - удивлен и даже слегка обижен Джеки. - Он мой хороший друг. Он мне сказал: "Давай все-таки сделаем это", и я согласился".
Меняются времена. Теперь Джеки Чан без риска показаться смешным выскочкой может спокойно говорить о том, что с удовольствием поработал бы с Кэмероном, Спилбергом или Тарантино.
Но и вовсе забыть Брюса Ли, перестать упоминать его имя или отзываться о нем высокомерно он не может, иначе одной тайной будет меньше. Он тоже Дракон. Но не второй, а другой.
Есть ли у Джеки Чана личная жизнь? Возможно, ныне этот вопрос звучит абсурдно. Но еще совсем недавно он был весьма актуален. Вы только вообразите себе - на протяжении многих лет этот самый популярный в Гонконге человек умудрялся скрывать не только свои любовные связи, но даже и то, что женат! И это, невзирая на постоянные преследования журналистов, на все эти подглядывания, подслушивания, прощупывания. Конечно, слухи относительно личной жизни актера периодически появлялись. Но сколь бы они ни были близки к истине или, напротив, нелепы, Джеки всегда хранил гробовое молчание. Лишь пять лет спустя после его женитьбы широкой общественности стало известно, что ее любимец - семейный человек. А еще через некоторое время удалось установить, что его жена - тайваньская актриса Линь Фень-Джао. Но это еще что! Существование собственного сына он скрывал целых тринадцать лет! Вот так конспирация! И если после "разоблачения" с женой Джеки Чан пытался отшутиться, что, мол, он боялся волны самоубийств среди разочарованных поклонниц, то после "презентации" сына стало ясно: актер руководствуется вполне естественным в его положении желанием - оградить покой близких от чрезмерного внимания посторонних. Как видите, долгое время ему это вполне удавалось. И, что тоже весьма любопытно, подобная позиция Джеки Чана, в конечном счете, вызвала не раздражение, а уважение: его семью действительно на несколько лет оставили в покое.
"Вам не сложно самому делать трюки? - часто спрашивают Джеки Чана. - Все-таки вам за сорок!" - "Да, конечно, реакция теперь уже не та, что прежде. Но в юности у меня была настолько хорошая школа, что до сих пор она позволяет оставаться в форме".
"Самую ужасную травму, которая чуть не убила меня, я получил во время исполнения ничем не выдающегося трюка на площадке фильма "Доспехи бога". Съемки велись в Югославии, я летел туда двадцать часов, и у меня был нарушен суточный биоритм. Трюк был очень простым: спрыгнуть со стены замка на дерево, стоявшее внизу. В первый раз трюк получился идеально. Но кое-что меня в нем не устроило. Когда я прыгнул во второй раз, я не смог зацепиться за ветку. Внизу стоял оператор. Если бы он не отошел, я рухнул бы прямо на него, но, возможно, тогда мы отделались бы синяками. А так я ударился головой о землю. Череп раскололся, и одна из костей врезалась в мозг. Из ушей хлынула кровь, Люди тотчас бросились к телефону, пытаясь отыскать клинику, где могут сделать операцию. Через восемь часов я уже лежал под наркозом. Как ни странно, все прошло успешно и выздоровел я довольно скоро. Правда, теперь в моей голове есть дырка, заделанная пластиковой затычкой".
Медицинская карта Джеки Чана должна быть толщиной с "Войну и мир". Просто диву даешься, как он вообще-то жив?! Как только он не калечился, что только не ломал! "Полицейская история" едва не сделала из него паралитика - были сломаны два позвонка. Нос ломал трижды. Травмы колена получал так часто, что сам сомневается, осталась ли в нем хоть одна целая кость. На съемках "Разборок в Бронксе" сломал лодыжку. Врачи запретили наступать на загипсованную ногу. Но надо было продолжать съемки. И тогда он вернулся на съемочную площадку, а на распухшую больную ногу натянул белый носок, раскрасив его под кроссовку. Однажды Джеки Чан чуть не задохнулся, поранив горло. Едва не лишился глаза, когда рассек бровь. В другой раз на съемках по чьей-то вине его "врагу" дали острый меч. Тот ударил Джеки по руке. Брызнула кровь. Джеки Чан закричал от боли, а оператор продолжал снимать, думая, что все идет по плану.
В последние годы ни одна страховая компания не рискует заключать с мистером Чаном договор. Слишком много таких фирм разорилось, оплачивая покалеченные руки-ноги актера. А вы, будь на месте страхователей, решились бы взять на себя ответственность за здоровье человека, который постоянно прыгает с многометровой высоты, бросается под колеса, подставляет тело под всевозможные виды холодного и огнестрельного оружия?!
И все же рано или поздно наступит тот момент, когда Джеки Чан не сможет сделать трюк. Что тогда? "Возможно, я буду сниматься в других фильмах, - спокойно рассуждает он. - Кроме того, я надеюсь найти талантливого молодого актера, которого научу всему тому, что умею сам. Я шел за Брюсом Ли. Надеюсь, что кто-то пойдет и за мной".
Что написано на его визитке? Ну, видимо, ответ прост: Джеки Чан, актер, режиссер, продюсер, сценарист.
Но при желании можно было бы написать еще множество вещей: владелец собственной студии, почетный доктор нескольких университетов, полномочный представитель гонконгской ассоциации по туризму, автор четырех фильмов, вошедших в "горячую гонконгскую десятку столетия", почетный гражданин Сеула, активист организаций в защиту животных, владелец сети ресторанов и прочее, и прочее.
А где же тайна? А вот, например. Человек, к которому относятся все вышеперечисленные звания, человек, владеющий миллионами, может так поучать молодежь: "Вы не знаете цену деньгам Я, например, живя в отелях, сам себе стираю белье и носки, потому что прачечная обходится слишком дорого. Вы не умеете экономить. А я, останавливаясь в отеле на ночь или две, никогда не оставляю неиспользованный кусок мыла. Я заворачиваю его в шапочку для душа и еще долго пользуюсь им".
И высказывая эти и другие, столь же эпатажные, мысли он задумчиво глядит вдаль с непроницаемым выражением лица. Как и подобает истинному азиату...
По материалам http://www.jackie-chan.ru/