Избирательная кампания Виктора Ющенко: Анализ на старте [ Редагувати ]
Круглый стол политологов, организованный программой "Послезавтра"
Перемены, которых ждали
Николай Михальченко, президент Украинской академии политических наук: На жаль, чи на щастя, фактично важливих змiн в кампанiї Ющенка не вiдбувається. Так, вiн став бiльше їздити не тiльки на Захiд, а й на Схiд, але це нiчого не додало. Нових ходiв, нових знахiдок ми не бачимо. Тобто традицiйний пiдхiд до виборчої кампанiї. А це небезпечно для Ющенка, бо вiн уже довго є лiдером виборчих перегонiв, а вiд лiдера чекають чогось нового i оригiнального. Якщо не дочекаються, це буде погано для нього.
Владимир Фесенко, Бюро политического консалтинга "Пента": Я не совсем согласен. Я думаю, все-таки определенное обновление кампании произошло. Прежде всего задействована социальная тематика, чего не было раньше. В 2002 - 2003 годах полемика с властью велась достаточно абстрактно - с режимом Кучмы. И критиковалась политическая сторона вопроса. А вот в этом году была задействована социальная тематика, чего не было раньше.
Во-вторых, объектом критики - при чем критики пропагандистской, связанной с контекстом предвыборной кампании, - впервые стало правительство и лично премьер. В премьере увидели соперника - не Кучму, не президента, не режим, а именно премьера, и полемика стала вестись с ним. Появилась конкретная тема, своего рода ПР-кампания, - тема украденных 10 миллиардов. Еще один новый момент связан как раз со структурированием кампании организационно. Была предпринята попытка обновления руководства - руководителем был назначен Зинченко. Этот ход пока не привел к организационному обновлению и не дал какого-то существенного политического эффекта, но вот политическое обновление, поскольку в блок пришел человек, ранее связанный с главным оппонентом "Нашей Украины" - СДПУ(О), человек, который публично порвал с эсдеками, - вот этот момент был существенный. К тому же, с фигурой Зинченко связали возможность обновления политики и предвыборной кампании Ющенко на Юго-Востоке и в отношениях с Россией. Так что обновление было.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий: Кампания стала более жесткой, структурированной, ясной. Но дивидендов особых она не принесла. Она стала жесткой, п.ч. Ющенко стал демонстрировать более оппозиционную позицию. Фактически он сейчас - кандидат опппозиции, а не кандидат, который завис, который находится в сендвиче между властью и оппозицией, как это было в начале 2004 года.
Второе. Кампания стала ясной и жесткой по стилю, Ющенко даже использует более брутальные методы агитации - начиная от броских вульгарных словечек в ВР и на площадях и заканчивая демонстрацией более жесткого стиля. Более последовательна - да. Он больше критикует власть, политику власти, однако это не принесло ему больших дивидендов. Это видно по социологическим замерам: рейтинг колеблется в пределах погрешности и составляет около 25%.
И по поводу формата, который Ющенко взял на вооружение. Это социальная тематика и так называемый премьерский формат, когда он, боясь бросить открытый вызов президенту, больше критикует премьера. Здесь Ющенко попадает в некую вилку несоответствия, п.ч. притязая на статус общенационального лидера и президентский пост, кампания ведется в премьерском формате, в формате хозяйственника. Что не на руку Ющенко как кандидату, демонстрирующему национальную миссию. И второй момент. Де факто этот премьерский формат кампании говорит о том, что наша нынешняя политическая система из президентской превращается в полупрезидентскую-полупремьерскую.
Ющенко все-таки как экс-премьер, и есть такой миф об успешности его как экс-премьера - миф или реальность. И вот эту фишку он отрабатывает. Это логично с точки зрения тактики и стратегии. Но это может привести к тому, что он входит в вилку премьерского, а не президентского образа.
Фесенко: И, кстати, этот мотив уже против него используют. Идет конкурирование 2 мифов - кто более успешный премьер: Ющенко или Янукович.
Карасев: Я не буду говорить о количестве структур и надстроек, которые появляются у Ющенко и которые не всегда оптимальны. Я имею в виду, что за это время определилось, во-первых, что левая оппозиция идет отдельно на выборы, правая оппозиция пойдет все-таки вместе. Тимошенко отдельно не пойдет, и в этом тактическое преимущество Ющенко. В этом смысле кампания становится более структурированной. И еще что характерно в этой кампании. Власти не стоит сильно критиковать Ющенко - его будут критиковать соратники по бывшей объединенной оппозиции - коммунисты. А социалисты - у них двойственная позиция: в первом туре они будут больше критиковать правительство, учитывая соц-эконом положение. Однако и поддерживать Ющенко они не будут. Так что власть имеет здесь поле для маневра.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала "Політична думка": Я хотiв би вступити в дискусiю. Є сутнiсна сторона, яка дає пiдстави для прогнозу, як буде далi структуруватися виборча кампанiя Ющенка. Я б визначив як ключовий момент на цьому полiтичному етапi подiю, яка сталася 2 липня. Ющенко i Тимошенко уклали полiтичний пакт, або, якщо хочете, полiтичний шлюб з розрахунку, де виписали всi свої функцiї i перспктиви, як це робиться в усiх цивiлiзованих країнах, коли укладається шлюбний контракт. У цьому контрактi вперше, напевно, в iсторiї України об'єднуються нелiвi сили.
Андрей Ермолаев, Центр социальных исследований "София": Было ж "За ЕДУ".
Полохало: Я не знаю такого в трьох президентських кампанiях. Це об"єднання фаворита гонки - Ющенка i надзвичайно ефективного полiтика Тимошенко. I те, що згадували мої колеги про нерiшучiсть Ющенка, непослiдовнiсть, вони компенсуються сьогоднi цим союзом i зусиллями Тимошенко. Це знакова резонансна подiя. Ефект вiд цього матиме наслiдки, i, я думаю, штаб Ющенка буде працювати бiльш ефективно. Ющенко тепер має iнiцiативу, бо його конкурент є напiвкандидатом, вiн ще не формалiзувався, вiд кого вiн iде, а в Ющенка вже є передвиборча коалiцiя
Михальченко: А чи не додасть це хаосу в штабi Ющенка?
Полохало: Вiдносно хаосу, є один момент. Якщо згадати сукупний рейтинг цих двох блокiв у 2002 роцi, це буде приблизно третина українського електорату. Це нова вiха, новий шанс, новi можливостi для Ющенка.
Карасев: Лидер правой оппозиции - это не очень-то хороший бренд вообще. Если б он был лидер объединенной или демократической оппозиции - это более сильный бренд с точки зрения электоральной мифологии. Для Украины правая оппозиция - это локальное явление.
Полохало: Бренд у Ющенка є, i його корекцiя ще можлива. Яле я не згадав ще про Мороза, який ще може приєднатись до цього союзу. От тодi це вже справдi буде сильна коалiцiя.
Єрмолаєв: Давая оценки началу кампании Ющенко, те же самые оценки - нерешительность, неструктурированность - можно отнести ко всем участникам. Это базовые характеристики кампании 2004 года. И связаны они не с проблемами лично Ющенко, а с проблемами состояния украинской элиты, беготней, попытками консолидироваться за кадром тех сценариев, которые вырабатывают штабы власти и оппозиции. Определенности не было - в каком формате будет идти кампания. Кроме вопроса - с кем будет Ющенко, оставался открытым вопрос реального кандидата от власти, п.ч. долгое время стоял вопрос третьего срока Кучмы. И это сдерживало кампанию, не задавало ей правил игры. И что касается внешнего фактора. И Ющенко, и Янукович, несмотря на демонстрацию своей независимости, посвятили последние месяцы активным консультациям на международной арене - в российском, европейском и американском направлении. То есть дипломатия стала элементом кампании.
Карасев: Я бы все-таки один момент уточнил. Есть тактическая неопределенность, связанная с тем, что кампания находится в стадии подготовки, а есть позиционная неопределенность. Вот у Ющенко с этим проблема. Он и не во власти, он и не оппозиционер. В этом его преимущество, но в этом и недостаток. Вообще электоральный образ Ющенко - это модельный образец диалектики достоинств и недостатков, когда достоинства диалектически становятся его недостатками. Вот то, что он демонстрирует сегодня свою предельность рейтинга, а не его динамику, свидетельствует о том, что проблему позиционной неопределенности Ющенко не решил.
Ставка на масові акції - що далі?
Кость Бондаренко, директор компании "Общественный диалог": Я не бачу, щоб у Ющенка радикально змiнилася тактика, та й не бачу потреби вiдмовлятися вiд масових акцiй. Вони є елементом кампанiї. Тут варто говорити про дух кампанiї, а не про засоби, якi використовуються. В ходi подiй 2000-2002 роках один з учасникiв акцiй сказав, що владу треба валити весело i зухвало. Кампанiя Ющенка не є поки що нi веселою нi зухвалою, вона є сумною i боязкою.
Фесенко: Я продолжу то, что говорил Кость. Массовiе акции "НУ" - это не столько форма воздействия на общественное мнение, сколько форма аутотренинга, самогипноза своих сторонников и самих себя.
Полохало: Я не погоджуся. Колега говорив про масовi акцiї, нiби ми iснуємо в демократичнiй країнi з полiткультурою i з рiвними умовами. Але це не так. У нас нерiвна конкуренцiя, вибори будуть брудними. Отже, кожен штаб обирає стратегiю i тактику з урахуванням саме цих конкретних обставин. Є базовий електорат учасникiв перегонiв. Можливо, Ющенко, i не здобув, але не втратив. Вiн має пристойний стартовий рейтинг. Як спрацює його штаб, не знаю. Але, враховуючи пiдсумки виборiв до ВР, союз, на який пiшов Ющенко, ризикнув все-таки об'єднатися з Тимошенко, - це для нього певний шанс. Те, що вiн самовисуванець, а не вiд "НУ", в якiй зiбрався рiзношерстний люд, - це теж гарний хiд. Те, що вони починають першими, бо я не знаю, чи є сьогоднi Янукович єдиним кандидатом вiд влади, - це теж пристойний хiд. Що значить - сценарiї повиннi бути українськими, росiйськi тут не працюють. В 99 роцi росiйський сценарiй спрацював востаннє. Зараз очевидно, що Симоненко не має шансiв потрапити до другого туру. Бiльше шансiв у Януковича. I проблема цих виборiв полягає в аналiзi - до кого перейдуть прихильники тих претендентiв, якi займуть 3-4 мiсця.
Михальченко: Я закликаю колег простiше дивитись на ситуацiю. Стоїть питання, або буде традицiйна кампанiя, або модернова. Всi цi поїздки, лягання пiд бульдозери - це методи, якi вже всiм набридли. При чому користуються ними обидва кандидати.
Полохало: Не можу уявити Ющенка пiд бульдозером.
Михальченко: Зате пригадайте Порошенка в Полтавi. Справа в тому, що ця традицiйнiсть вже набридла виборцям.
Карасев: Я думаю, и изменение риторики, и более жесткая тактика - это сознательное изменение, связанное с теми коннотациями негативными, присущими донецкой группе. Но тут нет ничего оригинального. "Борьба с бандократией" была фишкой Мороза в 99 году. Поэтому Ющенко тут оригинальностью не блещет, разве что у него более точечная направленность на конкретную фигуру. И, думаю, это не совсем правильно ни с точки зрения этики, ни с точки зрения стратегии, п.ч. они думают, на этом можно получить много голосов. Но давайте быть объективными. Ющенко идет на выборы - у него нет каналов коммуникаций, медийная повестка, тематическая повестка, которая проводится через медийные каналы, принадлежит не ему. Поэтому Ющенко вынужден обороняться, несмотря на то, что он лидер рейтинга. Он вынужден реагировать на те темы, которые вбрасываются через медийные каналы другими центрами интеллектуальной и реальной власти. Взять хотя бы реформу, которая во многом перекроила привычный ход кампании, на который надеялся Ющенко. Вот в чем его драма. Он вынужден идти на улицы, но улица - это не его. Площадная брань - это не его стилистически. Вот он здесь попадает в вилку несоответствия того, что он говорит, своему существу. А по поводу "зухвалости" кампании: она "зухвалая", но не изящная, не стильная, не модерновая. Власть, обладая медийными и интеллектуальными ресурсами, здесь Ющенко опережает.
Михальченко: Що стосується теми "10 мільярдів" - тут нема виграшу нi в кого. Цi 10 мільярдів показали уряд з кращого боку, бо виявилось, що уряд грошi не крав. Очки набрав Янукович. Люди не будуть оцiнювати, крав чи не крав. Люди оцiнять зайву 20-ку.
Полохало: Я не згоден. Є закон - опозицiйному кандидату завжди легше себе позицiонувать, коли йдеться про соцiальнi речi. Бо влада завжди винна у соцiальних негараздах. I в нас бiдне населення, нема середнього класу.
Михальченко: Є в нас середнiй клас.
Полохало: Ну, може ми з вами. Вийдiть на вулицю, я думаю, не треба доводити, що ми - одна з найбiднiших країн в Європi. Тому соцiальний популiзм у риторицi будуть брать на озброєння всi абсолютно претенденти, в тому числi i Янукович.
Ермолаев: Мы так скачем, давайте вернемся к проблеме акций и технологий толпы. Был этап, когда окучивали гречкой, біл этап, когда медийный ресурс ставился во главу угла. Сейчас другая проблема. Произошел разрыв между политикой как таковой, и, кстати, проблема говорунов - это проблема разрыва. Политики не говорят с народом на языке нормальной попсы. Но есть и другая реальность. Нельзя сравнивать работу с избирателем 5-7-летней давности и сейчас. П.ч. есть в обществе запрос на демонстрацию поддержки, изменились настроения, избиратель хочет продемонстрировать свою позицию по отношению к кандидатам. Поэтому будет приходить к Ющенко и к другим кандидатам, которые осмелятся выйти на улицу. Другое дело, не нужно путать поведение различных слоев, которые готовы говорить с политиками, и акциями, распоряжением вот этим настроением. Здесь можно говорить о сценарировании и технологиях. Я согласен, что у Ющенко перебор акций, связанных с манипуляцией этим настроением. Вспомните форумы, которые быстро исчерпали свой ресурс. Сейчас период трибунный, поездок в регионы. Здесь есть эффект заежжености пластинки. Вопрос в том, что дальше будет делать Ющенко. От него ждут новых мессиджей и практических ответов. Ющенко непрактичен в идеологии с избирателями, и разочарование может быть на этой почве - в его непрактичности и абстрактности.
Карасев: Почему форумы не пошли? Они рассчитаны на зрелое гражданское общество, которого у нас нет. В Украине 2 гражданских общества, одно коренится от власти, другое от оппозиции. Поэтому у нас не гражданин, а демос, и апелляция к демосу, извините, на уровне биоса. Поэтому форумы хороши как информповод, а как длительный проект - неэффективны.
Ермолаев: Меру надо знать.
Карасев: Совершенно верно. Что касается бюджета - то в принципе, ничья была. Правительство отыграло второй гейм этой игры бюджетной, и в результате выиграли бюджетники. Но все-таки эта бюджетная тема дала несколько информповодов, засветились видные экономисты "НУ", довольно профессионально они отработали, однако большого резонанса в электоральной массе она не получила. Почему? Бюджетная экспертиза - это не тема избирательной кампании в постсоветских странах. Даже экономисты не до конца понимают бюджетную технологию. Это терра инкогнита. И, чтоб дать экспертизу хорошую, это неподъемная задача. И здесь мы выходим на третью проблему - политической риторики, дискурса, языка кампании. Чем отличается кампания в Украине от Штатов? Если там стоит проблема повышения налогов, кандидат делает все, чтобы убедить колеблющихся. У нас наоборот, чтобы не оттолкнуть колеблющихся, кандидат уходит от темы, от ясности позиции. И это делает кампанию технологичной, но пустой. Технологии служат красивой упаковкой при отсутствии содержания. И последнее. Если говорить о риторике, Ющенко, конечно, будет стремится к дебатам с кандидатом от власти. У него тут будет преимущество - в экономических темах он сильней как специалист. В этом его будет плюс, если дебаты состоятся.
Фесенко: Я абсолютно согласен, что кампания будет беспрограммной. Это будет сознательная установка кандидатов. Но мотив здесь - не столько привлечь избирателя, сколько не оттолкнуть.
Бондаренко: Саме цим i продиктована якраз кампанiя Ющенка, яка пiдсвiдомо спрямована на те, щоб утримати цi 25%, не дай Боже, не вiдштовхнути внаслiдок, скажiмо, радикальних дiй.
К России с любовью или "Будет, как при дедушке"
Полохало: Щодо зовнiшнiх чинникiв, вони не будуть вирiшальними. Хоча це першi вибори, коли стан демократiї в Українi вже не буде внутрішньою справою самих українцiв. Тому перебору з адмiнресурсом не буде - є ризики. А от те, що Ющенко, як сказав Чорномирдін, зi мною зустрiчався 4 години - це теж певна еволюцiя в сприйняттi Ющенка. В Росiї сьогоднi немає фобiї перед Ющенком, Росiя має важелi впливу i знайде спiльну мову з будь-ким. А Ющенко демонструє, що вiн не є ворогом Росiї i готовий розвивати нормальнi стосунки з Росiєю. Це нормальний логiчний хiд Ющенка. Перемагають образи, а образ Ющенка на сходi не вiдповiдає реальному Ющенку, який не є загрозою російськомовному населенню.
Фесенко: Да, россияне говорят, что Ющенко не представляет для них угрозы. Но вот его окружение, представители национал-демократических сил.
Полохало: Обирають не оточення, а президента.
Михальченко: На виборах грають образи i мiфи. А для Ющенка зробили бренд - агент американського iмперiалiзму i ворог Росiї. I в штабi Ющенка не могли не прорахувати, що цей бренд працює проти нього. I вiн повинен спробувати знищити цей бренд. I в той же час йому треба не втратити симпатiї Америки. От вiн i бiгає.
Ермолаев: Трагедия страны и трагедия кампании в том, что большинство политиков умеет говорить на языке обвинений. Если их послушать, то у нас все сплошь и рядом - агенты влияния разных стран. Но есть момент, который надо учитывать. Извините за форму, Украина беременна украинством, а не национализмом. И Ющенко пытался выстроить новую национал-демократическую линию и просчитался с этой линией, оказался в плену стереотипов старых традиций. Он спутал ростки нового украинского патриотизма - ненационалистического - со старой традицией. Другое дело, оппоненты Ющенко тоже совершают ошибки, апеллируют к другим мифам, которые разрушают ожидания украинцев. Украинцы хотят жить в своей стране и видеть национальное правительство.
Бондаренко: Олександр Перший, коли прийшов до влади, сказав: "При мне будет как при бабушке", маючи на увазi Катерину Другу. За Кучми склалася ситуацiя, яка багатьох задовольняє - багатовекторнiсть, балансування мiж рiзними геополiтичними факторами. I Ющенко останнiм часом теж посилає такий месидж, намагаючись працювати з усiма, - "при мне будет как при дедушке".
Карасев: Есть две темы, которые вышли из российских акцентов. Первая тема - проблема национализма. Все кандидаты в Украине, может, за исключением, может быть, одного, выступают с позиции нового, прогрессивного национализма. Тут просто есть оттенки. Ющенко ориентируется на внешний национализм, на западный вектор, центр влияния, кандидат от власти будет больше опираться на внутренний национализм с соответствующими акцентами во внутренней политике. Почему национализм - это идея буржуазии, а мы вступили в буржуазную фазу, когда формируется крупный капитал, который формирует власть. Ющенко, кстати, тоже выступает на буржуазной платформе, как и кандидат от власти. Второй момент - тема "К России с любовью". Ющенко пытается некоторые российские образы применить в кампании. В частности, появилась такая мифологема: Ющенко - это украинский Путин. То есть, как Путин, он придет, уничтожит олигархов, даст стране прогресс. Однако, демонстрируя любовь к Путину, он наступает на горло своей национал-демократической песне. Во-вторых, общается он не с Путиным, а с Хакамадой. Вот эта тема интересна, что любой кандидат сегодня должен демонстрировать разновекторность, разнокорзинность, куда он будет складывать свои предвыборные активы - это понятно.
Против лома есть прием или с "оп-ресурсом" протиа админ-ресурса
Карасев: Админресурс есть везде. Но нельзя сравнивать админресурс в постсоветском государстве и, скажем, в Америке. В США основная борьба с админресурсом заключалась в снятии ограничений по финансированию избирательной кампании. Если ограничивать финансирование, возрастает роль правительного ресурса. А в постсоветском пространстве на этот вопрос надо смотреть диалектично. Конечно же, любой кандидат от власти будет иметь преимущество. Хотя бы потому что в постсоветских государствах - большая бюджетная сфера, которая дает возможность вполне легально делать, используя финансовые механизмы, осуществлять так называемые электоральные выплаты. Но есть еще один элемент - так называемый оппозиционный ресурс. В ситуации реформаторских решений, трансформаций возрастает социальное недовольство. И многие политсилы не прочь оседлать эту протестную волну. И это тоже ресурс, который возникает не на базе программы, а на базе ситуативного недовольства. Поэтому надо уметь бороться и с админресурсом, и оппонировать оппозиционному ресурсу.
Полохало: Це некоректно порiвнювати, тому що те, що ви називаєте опозицiйним ресурсом, це насамперед соцiальний протест вiдносно того стану, в якому знаходиться населення. Цей протест принiс результат i "НУ", I БЮТ, i Морозу.
Карасев: Я не говорю о Ющенко. Это дает социальную фору демагогам и популистам.
Полохало: Адмiнресурс - це зовсiм iнше. Одна рiч, коли ми говоримо про манiпулятивнi технологiї, що роблять в усiх країнах, а зовсiм iнше, коли влада вдається до фальсифiкацiй i таке iнше.
Карасев: Это уже не административный, а криминальный ресурс.
Полохало: Ми знаємо, що були трагiчнi випадки з членами виборчих комiсiй, ми знаємо, що були факти вiдмови вiд посади секретаря комiсiї, але ми не можемо сказати, якi можливi порушення 31 жовтня. Для всiх це реальнiсть, коли фальшують бюлетенi, коли зникають урни, а ви говорите - це мiстифiкацiя.
Ермолаев: Да, он есть. Другой вопрос - объем. Если мы рассматриваем его как ресурс власти организовать и обеспечить результат, то, например, Мукачево - это выхолащивание, несрабатывание админресурса. Да, он был применен, но результата не было.
Полохало: Чому?
Ермолаев: По факту, пришлось отменять результаты. Важно понять, что изменилось само содержание этого ресурса. Раньше у власти на местах была возможность организовывать кампанию, был минимальный авторитет и влияние на экономический сектор. Сейчас возник достаточно самостоятельный корпоративный сектор. И просто впустить кандидата, а потом вывезти свой коллектив на автобусах голосовать - не получится. Во-вторых, местное руководство потеряло былое влияние. И третье. Да, мы говорим, что монополизирован медиаресурс на центральных каналах. Но мы можем говорить и о феномене медиаплюрализма - не только смотрят УТ-1, но читают и "Грани", и распечатки Мельниченко.
Полохало: Але є 6 каналiв, є монiторинг синхронiв. Так от ми говоримо про Ющенка, а вiн на 5-му мiсцi по синхронах.
Фесенко: Володя, этим каналам доверяет 10% людей.
Михальченко: Тема глибша, нiж ми тут говоримо навiть про Мукачево i так далi. По-перше, владу нiде не люблять, i це грає велику роль для збiльшення опозицiйного ресурсу. Спрацьовує прислiв'я - хоч i гiрше, але iнше. Що таке адмiнресурс сьогоднi? Вiн скоротився до мiнiмуму, якщо брати в старому розумiннi. Нам Омельченко скаже - голосуйте, ми його хiба послухаємо. Адмiнресурс, дiйсно, хтось тут правильно сказав, ми його демонiзуємо. Ми за 12 рокiв пройшли такий шлях, що тиснути на нас, казати - проголосуй за того чи за iншого - практично неможливо.
Полохало: Але в поєднаннi з iнформацiйною блокадою це - сильний козир влади.
Фесенко: Один тезис по поводу того, как блокировать админресурс. В 94 году он был блокирован тем, что уровень низшей и средней бюрократии стал поддерживать Кучму. И нечто подобное происходит и сейчас. Пусть не явно, не в таких, может, масштабах.
Карасев: Да, но тогда в государстве был экономический шок и т.д. Сейчас власть на подъеме, экономический рост, и это надо учитывать. Второе. Кучма был кандидатом электорального большинства. Ющенко еще надо набрать до этого. Если он выиграет, то на пределе.
Имформповод не сложился
Михальченко: Так, ЗМI грають величезну роль, але ви поїдьте на село i подивiться, скiльки там лишилось телевiзорiв. Є ж визнана технологiя - вiд хати до хати. Але чи застосовує Ющенко цю технологiю? Нi. На площу, на площу, на площу. Але на площу приходять його прибiчники. А от на тих, хто коливається, немає впливу.
Полохало: Я згоден, єдине що, це нагадує ситуацiю, коли лiкар говорить пацiєнту, в якого нема грошей на операцiю: "Знаєте, iдiть травки назбирайте i лiкуйтеся".
Фесенко: Я приведу пример. Есть бесплатная раздача изданий, при чем тиражи там очень большие. Но в чем я согласен, идет массовое распространение печатной продукции "НУ" в больших городах, а районы не охвачены. Недавно я знакомился с исследованиями по регионам. Даже в благоприятных для Ющенко регионах, где плохая экономическая ситуация, его рейтинг упал за первую половину года. То есть с одной стороны мы видим попытку изменить ситуацию, задействовать медиаресурс, с другой - эти влияния ограничены и не выходят за пределы мегаполисов и регионов традиционного влияния. Юг и Восток фактически не затронут.
Ермолаев: Это проблема не только информполитики. В чем преимущество кандидата, который будет бороться с Ющенко? Политика - штука деятельная, она создает информповоды, на которые реагирует не только купленная и контролируемая, но и другая медиа-среда. А мы о Ющенко говорим с точки зрения информационного сопровождения чего-то, но есть еще и дефицит поступков, который создает поводы, которые должны отражаться в СМИ и по другим законам физики, не только в предвыборном контексте.
Фесенко: Я абсолютно согласен с Андреем, приведу один пример. Ющенко как физическое лицо, как персонаж автономный, не присутствует как Янукович, как президент, не находится в верхних рядах информповодов. Но если мы посмотрим, кто чаще упоминается, то Ющенко на первых местах. То есть власть, которая ведет полемику с Ющенко, сама создает для него информповоды, выстраивает рамку и в этом плане даже ему помогает.
Бондаренко: Газети, якi безкоштовно роздаються у великих мiстах, iнодi можна почути нарiкання на рiвень цих газет, складається враження, що вони пишуться для недолугих людей. Але що мене дивує, коли я приїзжаю на рiдну Уманщину. Я бачу, що там усi передплачують "Україну молоду". Тож говорити, що не доходить туди агiтацiя Ющенка, некоректно. I ще один момент. Штаб Ющенка мав би зараз максимально вивчити досвiд Кучми 94 року. Тодi у нього теж був 1 канал, яким вiн мiг користуватись, i цей канал мав менший сигнал, нiж зараз "5 канал" у Ющенка, - я маю на увазi "Гравiс". I вiдповiдно тодi ж для кандидата Кучми були створенi не дуже солодкi умови.
Карасев: Говоря о Ющенко и медиа, я, используя философскую формулу, сказал бы так: необходимо, но недостаточно. Если говорить проще - много, но поздно. Медийный контекст кампании все-таки уже создан давно, каналы коммуникационные выстроены, начиная с 2002 года.
Фесенко: Я приведу пример печатного издания. Газета - не буду ее называть - издается в русскоязычном городе. Она работает на Ющенко, но пытается распространять национально-демократические мифологемы. И, конечно, они не доходят до колеблющихся избирателей, которые могли бы свои оппозиционные настроения конвертировать в пользу Ющенко.
Карасев: То есть Ющенко не понимает, что электоральный Восток Украины - дело тонкое.
Полохало: Давайте не пiдмiняти поняття. Я не хочу давати поради, як Ющенко пробивати iнформблокаду, хай над цим працює його штаб. Я хочу зафiксувати, чому Ющенко має пробиватися, чому вiн має поширювати iдеологеми в районнiй газетi, коли йдеться про елементарну вимогу демократичних виборiв - рiвнi умови доступу до мас-медiа. Закон про президента якоюсь мiрою це регулює, але насправдi, я беру монiторинг - в Ющенка 5 мiсце по синхронах, коли його конкурент має у 5 разiв бiльше.
Ермолаев: Владимир, вы правильно ставите вопрос, но ведь в рыночной ситуации это красивая либеральная утопия. Корпоративный сектор, который содержит СМИ, будет поддерживать, независимо от команд темников, того кандидата, на кого он поставил. Это проблема имиджа в бизнес-среде.
Полохало: Нi, це проблема демократiї в Українi.
Михальченко: Нi. Це проблема - хто платить грошi. В нього достатньо людей, якi могли б пiдтримати мас-медiа. Значить, погано працюють.
Фактор Мороза або як залучити на свiй бiк виборцiв Центральної України
Карасев: Участие Мороза в кампании для Ющенко драматичное, но не трагичное событие. В чем драматизм? Не удалось реализовать идею объединенной оппозиции. Тем более, доля левизны в национально-демократической оппозиции не помешала бы. Но с другой стороны, Мороз будет вести кампанию против политики Кабмина. Так что будет сдвоенная критика - со стороны Ющенко и Мороза. А вот уже проблема второго тура - кому перепадут голоса Мороза - сегодня это гадание. Решающим фактом будет результат первого тура. Если Ющенко получит в первом туре убедительную цифру, это будет мощный сигнал для элит и для электората. Психология - ставка на победителя.
Полохало: В мене є пiдстави чекати, що Мороз на якомусь етапi пiдтримає Ющенка. Принаймнi пiсля першого туру.
Михальченко: Але чи перейдуть виборцi Мороза до Ющенка?
Полохало: Ви заторкнули справдi важливу проблему - проблему центру. Тому що результат виборiв буде визначатись не на Сходi чи Заходi, а в центрi. Вiнницька, Житомирська, Кiровоградська область. I от в центрi якраз Мороз має свiй базовий електорат. Якщо Мороз пiде на альянс з Ющенком, це буде серйозна добавка Ющенку.
Михальченко: Я не погоджуся, давайте повернемось до реалiй. Є реальний електорат в Українi, є три гравцi головнi - Ющенко, Янукович i Симоненко. В другому турi, хто б до кого не приєднався, чи пiдуть виборцi Мороза i Симоненка голосувати за Ющенка. Нi. Тiльки мала частина пiде, а лiвий електорат буде голосувати за кандидата вiд влади.
Полохало: Не факт. Це прогноз, але не факт.
Фесенко: Я с Полохало соглашусь. Не факт. Если анализировать исследования по регионам, выходит парадокс. На востоке и на юге большая часть левых избирателей будет, действительно, голосовать за Януковича. А вот в центре ситуация другая.
Михальченко: Але це малочисельнi областi.
Фесенко: Там не только избиратели Мороза, но и многие избиратели Симоненко склонны голосовать за Ющенко. Такой вот социокультурный контекст, там оппозиционные настроения сильнее, чем идеологическая ориентация. И что касается технологической целесообразности союза Мороза с Ющенко. В принципе, Мороз никуда не денется, призовет избирателей голосовать за Ющенко. Но что это даст Ющенко? Ничего существенного. Все равно Ющенко в первом туре не побеждает. Более того, если Мороз снимает кандидатуру, многие поддержат Ющенко, но часть избирателей перейдет к Януковичу. Нужно ли это Ющенко?
Фактор Тимошенко або баланс плюсiв i мiнусiв
Полохало: Це посилює шанси Ющенка, бо в Тимошенко є базовий електорат i є радикалiзм, якого бракує Ющенку. Тож це може бути цiкавим поєднанням, вигiдним для обох сторiн. А от коли говорити про перебiг кампанiї, то є iнерцiя електората, є 30% тих, хто не визначився. Ця проблема 30%, власне, - це проблема i для Ющенка, i для Януковича.
Полохало: Що стосуэться Тимошенко, тут не може бути простої арифметики, це швидше квантова механiка. Безперечно, штаб Ющенка працюватиме ефективнiше, буде здiйснено певний аудит ефективностi його дiяльностi. I тi всi недолiки, слабкi мiсця Ющенка можна скорегувати за перiод кампанiї.
Карасев: В политике нет решения задачи на максимум, задача решается на оптимум. Союз Ющенко и Тимошенко - не идеален, но оптимален для Ющенко. Поскольку, несмотря на минусы, связанные с негативом Тимошенко и Лазаренко, этот союз решает ключевую задачу. Ющенко может оперировать статусом лидера правой оппозиции, может не переживать за тылы и сосредоточиться на работе с центристским электоратом. Так что пока больше плюсов.
Михальченко: Я не бачу бiльше плюсiв. Бо є така категорiя як мораль i є бренд Тимошенко. Чи не вiдбере цей негативний бренд Тимошенко людей, якi дiйсно моральнi, як вони оцiнять цей союз, чи не передумають вони голосувати за Ющенка.
Єрмолаєв: Ну, Тимошенко поддержала Ющенко, а Лазаренко поддержал Януковича.
Карасев: В данном случае речь не идет, как в песне поется, Даша+Маша. Не будет же Тимошенко+Ющенко, будет Ющенко, поэтому все зависит от того, какой стиль и уместность в его кампании будет демонстрировать Тимошенко.
Полохало: Дозвольте реплiку. Це, безперечно, мiнус, але мiнус для Януковича, який сподiвався, що Тимошенко буде iти окремо i це зменшить її соціальну пiдтримку.
Ермолаев: Совершенно верно. Тимошенко была для Ющенко золотой гирей, которую надо носить - если ее поставишь, будет проблема первого тура. Я думаю, глубина болевого порога у избирателей уже настолько низка, что аргументы, связанные с негативом, вряд ли будут важны. Важно, что протестная часть голосов Тимошенко будет на стороне Ющенко.
Фесенко: Поскольку о плюсах сказано много, я сформулирую минусы. Плюсы сыграют в первом туре - консолидация электората. А вот во втором туре для избирателей, которые будут колебаться и для которых Тимошенко является сильным раздражителем, символом аморальности, их может оттолкнуть от Ющенко во 2 туре. Кроме того, оппоненты Ющенко скажут: пожалуйста, националисты объединились и будут бороться против Востока. Что касается работы штаба Ющенко. Я боюсь, ситуация будет противоположная, поскольку даже с приходом Зинченко оптимизации не произошло, наоборот, мы видим внутренние обострения в штабных структурах. И выбор в пользу Зинченко был сделан, чтоб не допустить Тимошенко. Ее приход и создание коалиции сразу поднимет вопрос - что будет с региональными штабами. В момент начала кампании перестройка штабов дезорганизует их работу. Может дезорганизовать. Еще один момент - как быть с расширением коалиции. Объединение "НУ" и БЮТ может отсечь более умеренные политсилы. То есть больше проблем, чем позитивных импульсов.
Полохало: Всi цi питання - не нашi, це питання виборцiв. Ми можем тiльки прогнозувати.
Нацiоналiзм з людським обличчям
Ермолаев: "НУ" напоминает мне субботник, где все бревно носят. И борьба за то, что я тоже нес, дает каждому участнику право рассчитывать на будущий проект. Проблема в том, что при всем моем уважении к национал-демократическому крылу они - серьезнейшая проблема для самого Ющенко. И в части той политической роли, которую они выполняют, делая медвежью услугу Ющенко, и в части дезорганизации, как правило это политики или групповые, или даже одинокие, а политика - это политика команд. И вот этот огромный эшелон одиночек, которые рассчитывают на Ющенко как на продолжение своей политкарьеры - это проблема. Что касается националистических клише, главная проблема, которую будет решать Ющенко - он будет избавляться от этого наросшего образа националиста.
Михальченко: Клiше вже створено, що Ющенко - нацiоналiст. I оцi подiї будуть розповсюдженi не тiльки на Київ, а й на схiднi областi. Для Ющенка це - проблема.
Бондаренко: Що стосується партiй, якi пiдтримують Ющенка i називають себе нацiоналiстами, то можна називатися нацiоналiстами i не бути ними за своєю суттю. Дiйсно, Ющенко варто подумати, чи варто робити ставку на цi органiзацiї, тому що вони є не стільки фактором, скiльки звичайним фактом полiтичного життя.
Полохало: Костю, я пам'ятаю дискусію - чи бути Славi Стецько в "НУ". Я не думаю, що вона в "НУ" якось негативно вплинула на пiдтримку виборцiв. Але є псевдонацiоналiсти-провокатори, якi використовуються конкурентами Ющенка, а є нацiоналiсти, якi перймаються проблемами української нацiї. В такому сенсi у нас всi мають бути нацiоналiстами, якi мають перейматись Україною. Я в цьому сенсi нацiоналiст.
Бондаренко: Мiф Слави Стецько був набагато вагомiший, нiж реальнiсть нацiонального руху.
Карасев: В чем опасность для Ющенко? Он даже при том, что создано националистическое клише, все-таки воспринимается как националист с человеческим лицом. А вот персонажи из УНА-УНСО это человеческое лицо портят. В этом смысле для Ющенко, чтоб это клише не стало доминирующим, они наносят ущерб. Поэтому надо их прятать. Эту тему для Ющенко не нужно акцентировать, поэтому я думаю, он будет придерживаться стратегию стыдливого националиста.
Фесенко: Но за него эту тему будут актуализировать, раскручивать.
Михальченко: Тому самовисування - це вже перша спроба оце клiше націоналіста розхитати. Вдасться чи нi? Але для Ющенко буде ще одна проблема. Цi хлопцi - провокатори вони чи нi - будуть закликати iти на схiдну Україну. I якщо вони пiдуть -тодi ситуацiя буде значно гiрша.
Карасев: Самовыдвижение - в чем тут логика именно такой модели? Первое - противопоставить себя кандидату от власти. Вот он кандидат народа. Кандидат от власти номинируется как кандидат коалиции власти, а не как партийный лидер. И здесь Ющенко будет играть на контрасте.
Фесенко: Самовыдвижение - это касается и Ющенко, и Януковича - шаг назад с точки зрения приближения к европейской политкультуре, к усилению роли партий. Но тут диктуют свои законы реалии нашей политкультуры и политтехнологические традиции. Действительно, надпартийный кандидат имеет более широкую электоральную базу, чем кандидат, привязанный к политсиле. К тому же в "НУ" уже давно задумываются, как расширить идеологический формат Ющенко как кандидата. В этом смысле для них "НУ" уже в 2002 году была чемоданом без ручки - нести тяжело, бросить жалко. Нужен более широкий формат. А теперь возникает противоречие. Создана коалиция с Тимошенко - эта коалиция суживает идеологический формат кампании Ющенко. А с другой стороны есть тенденция, есть потребность создать под Ющенко широкую общественную коалицию. И вот как это противоречие разрешится - они будут ломать голову.
Полохало: Треба згадати, що Ющенко мав рейтинг, який дозволяв йому не стiльки спиратися на "НУ", скiльки витягнути багатьох полiтикiв, якi не були просто полiтиками. А от коли йдеться про сьогоднiшнiй день, то справдi - Ющенко допомiг "НУ", тепер "НУ" повинна помагати йому, тому що перемагає образ, бренд, а не полiтична сила. В Українi нема жодної полiтсили, бренд якої мiг би зрiвнятися з брендом Ющенка, Януковича чи навiть iнших.
Фесенко: Образ "НУ" сейчас сросся с образом Ющенко. И рейтинг "НУ" один в один повторяет рейтинг Ющенко.
Полохало: Тому це був розумний крок - самовисування. Згадайте Путiна, вiн нi на кого не спирався, а витягнув цiлу полiтичну силу, лише натякнувши, що вiн її пiдтримує.
Ермолаев: Я согласен, что для Ющенко не было другого пути, кроме самовыдвижения. "НУ", несмотря на высокий рейтинг, политически очень аморфна. То есть вопрос политической ответственности моментально снижает все позитивы "НУ" как популярной сейчас силы в массовом сознании. Поэтому для него это естественный ход. А другим кандидатам не стоит копировать. Можно опираться на коалицию, и коалиция пусть идет в народ. Почему только один человек должен идти?
Карасев: Я бы хотел добавить по поводу западных традиций. В Европе выборы на программной основе. А когда есть программа, очень трудно выйти за ее рамки и говорить то, что всем нравится. А поскольку у нас не программа определяющая, маневров для политиков больше. И выгодней идти не на партийной, а на надпартийной платформе. И второе. Роль "НУ", партийных команд. Я думаю, их задача должна сводиться к роли секундантов в шахматах, то есть игроки играют, можно посоветоваться, но играть будут персоны. Учитывая то, что в Украине пока большие традиции персонифицированного лидерства и ответственности. Люди не видят в партиях выразителей их потребностей. Партии не до конца легитимны.
Полохало: Я скажу банально. Полiтика - це ремесло по виробництву певного полiтпродукту, по виробництву iмiджу. Українська ситуацiя унiкальна, тому що ми бачимо дiйсно полiтiнтригу. Є приблизно рiвнi шанси двох кандидатiв. Це вже цiкавiше, нiж в 99 роцi, коли всiм було вiдомо, що Кучма переможе. Тодi це була схема, полiтика як технiка, технологiя, а сьогоднi це ремесло, яке потребує серйозних зусиль. Ремесло на межi з мистецтвом. Тому ми повиннi завдячувати тiй ситуацiї, коли виборцi можуть вибирати.