КИУ: Ряд кандидатов в президенты продают свои места в терризбиркомах другим претендентам [ Редагувати ]
Ряд кандидатов в президенты Украины продают свои места в территориальных избирательных комиссиях наиболее рейтинговым претендентам.
Об этом сказал председатель правления Комитета избирателей Украины Игорь Попов 9 августа на пресс-конференции "Результаты мониторинга нарушений во время избирательной кампании в июле 2004 года".
По словам Попова, у Комитета избирателей нет этому документальных подтверждений, однако в КИУ поступают сигналы, а один кандидат даже смог отдать свои места в терризбиркомах трем разным кандидатам в разных областях Украины (в соответствии с Законом "О выборах президента Украины", каждый кандидат имеет право направить в ТИК по два своих представителя - прим.ред.).
Также Попов напомнил, что каждый из основных претендентов на президентское кресло имеет по несколько своих "технологических кандидатов", поэтому они получат в комиссиях намного больше, чем по два представителя, и формально это будет отвечать нормам закона.
В отчете КИУ отмечается, что анализ процесса выдвижения кандидатур в терризбиркомы дает основания считать, что представительство многих кандидатов в комиссиях может быть сугубо формальным. На практике кандидатуры, которые вносятся в состав ТИК от части кандидатов, реально отбираются и предлагаются штабами основных кандидатов или местными администрациями.
Как говорится в отчете КИУ, характерным является тот факт, что хотя территориальные комиссии еще не сформированы, Центральная избирательная комиссия в помещении профилактория ГНА Украины под Киевом провела совещание будущих председателей, заместителей и секретарей ТИК из всех 225 избирательных округов, а это свидетельствует о том, что руководящий состав комиссий на практике был определен еще до окончания представления кандидатур в состав ТИК.
В отчете КИУ подчеркивается, что регистрация кандидатов на пост президента состоялась с соблюдением требований действующего законодательства и в предусмотренные законом сроки. Формирование избирательных округов также не противоречило требованиям закона и в большинстве случаев оптимизировало организацию избирательного процесса, дополнительные избирательные округа были созданы в сельской местности, для которой характерно большое количество мелких избирательных участков, а также большие расстояния между населенными пунктами.
Однако органы исполнительной власти и местного самоуправления не уделили достаточного внимания обеспечению надлежащей организации избирательного процесса. Вопрос с выделением мест для размещения предвыборной агитации во многих населенных пунктах так и остается нерешенным - часто решение о выделении таких мест либо не выполняется, либо не принято вообще, сказано в отчете.
Также халатность была проявлена в формировании исполкомами местных советов списков избирателей. Часто они не были сформированы в соответствующий законодательству срок. И хотя детальный анализ списков еще не проводился, имеются сигналы о неудовлетворительном их качестве, отмечается в отчете Комитета избирателей.