Кучма: Печальный взгляд в прошлое [ Редагувати ]

Пользуясь остатками своей власти, он продолжает править страной и отдает приказ о возвращении украинских войск из Ирака. Он заявляет, что готовит себе новую роль в жизни страны, которая, в том, что всеобще известно под названием "оранжевая революция", почти аллергически отвергла заданный им курс.
После 10 лет у руля государства и десятилетий работы на ответственных должностях разразился скандал, опозоривший лидера нации, срок президентства которого был так близок к завершению. Неизбежно приближаются последние часы работы Леонида Кучмы на посту президента Украины. Поддавшись чувству печали, Кучма говорит, что ощущение гордости за всё то, чего достигла Украина со времени провозглашения независимости в 1991 году омрачено сожалением, с которым он оставляет расколотую нацию. Леонид Кучма даже допускает, что его могут арестовать.
"Нет чувства полного удовлетворения; многие вещи я вижу теперь под другим углом", - говорит он, сидя в покрытом шелком и вышитом золотыми лепестками кресле, подавшись немного вперед. За этими окнами, у здания президентской администрации месяц назад демонстранты скандировали: "Преступников долой!"
"Однако, оглядываясь назад на свою жизнь, я думаю, что по-другому не получилось бы", - говорит он и сразу же добавляет - "Знать бы, где споткнешься, соломки бы подстелил".
В своем интервью "Нью-Йорк Таймз", данном в здании Администрации президента, господин Кучма рассказал о некоторых подробностях событий, которые потрясли его страну и предложил свой вариант оценки собственной роли в них.
(Сегодня господин Кучма формально является президентом, второй срок правления которого подходит к концу. В ночь на среду, 19 января, Верховный Суд отклонил жалобу бывшего премьер-министра В.Ф. Януковича, очистив путь для избранного президента Виктора Ющенко, инаугурация которого запланирована на воскресенье, 23 января.)
Высказываясь на некоторые темы, господин Кучма излучает целый спектр эмоций. Иногда он смеется, иногда отказывается отвечать на вопросы или переадресовывает их членам правительства. Он задумчив, порой даже самокритичен.
Кроме того, о бывших подчиненных он говорит с заметной заботой, то ли из осторожности, то ли из вежливости. Он также выражает признательность всем тем, кто сыграл свою роль в предельно мирной революции - от военнослужащих и обоих кандидатов на пост президента, до оппозиционеров, которые заполнили улицы в центре Киве - за то, что им, несмотря на все трудности, удалось избежать насилия.
"Я считаю, что это была война нервов". - сказал он. "Кто сорвется первым? Слава Богу, у всех были крепкие нервы".
Теперь же наступило время оценки - процесса, на который уйдет время.
Как бывший директор ракетостроительного завода, который унаследовал бразды правления полуразвалившимся пост-советским государством, 66-летний Кучма стал технократом, занявшим пост главы государства, и внес в эту работу высокий интеллект, опыт управленческой работы и создал политическую базу, войдя в мощный клан и решив почти неразрешимые проблемы.
Будучи президентом, возглавлявшим страну в период коррумпированной приватизации ресурсов страны, раздав богатства своим сторонникам, родным и представителям восточных кланов, Кучма вызвал бурю критики и выступления оппозиции, которые парализовали Киев в ноябре и декабре.
Его обвинили в распоряжении убить журналиста, Георгия Гонгадзе, в 2000-ом году, в разрешении продать радарные системы Саддаму Хусейну и в поддержке на выборах Виктора Януковича, ставшего его провальным выбором последователя. Попав в ловушку между конкурирующими интересами России и Запада, он не смог удовлетворить ни тех, ни других. Его авторитет на мировой арене пошатнулся.
И все же, господин Кучма выполнил основные задачи, включая постоянное сотрудничество с Вашингтоном в вопросах ядерного разоружения и закрытия ЧАЭС - атомной электростанции, на которой в 1986 году произошла крупнейшая катастрофа в истории. Он оставляет стране быстро развивающуюся экономику, независимые парламентские фракции, оппозиционный телевизионный канал и активную прессу. Невозможно представить себе такие инструменты демократии во многих бывших советских республиках, которыми руководят бывшие лидеры КПСС.
Кроме того, господин Кучма охотно уходит с арены, противопоставляя критике в свой адрес следующий парадокс. Каким бы беспорядочным ни был переходный период, господин Кучма сможет утверждать, что после его ухода Украина сделала шаг вместе с Литвой, Латвией, Эстонией и Грузией - бывшими республиками Советского Союза, в которых развивается демократическая система власти.