Политические партии и блоки - о языковой проблеме [ Редагувати ]

Большинство экспертов, да и сами политики, уверены, что экстравагантные пиар-ходы, успеха на нынешних выборах не гарантируют. Лидер фракции объединенных социал-демократов Александр Зинченко, посетивший на минувшей неделе редакцию газеты "День", заметил, что это в 1998 году можно было победить только за счёт удачных телевизионных роликов, а в 2002 соревнуются политические доктрины. "Пока эта тенденция еще вырисовывается, но уже очевидно, что победить может та сила, у которой есть такие факторы: лидер, идеология, команда и возможности", - сказал Зинченко. Чем программы одной партии или блока отличаются от программ их конкурентов, мы пытаемся выяснить в нашей рубрике "Система координат". Сегодня мы попросили кандидатов в двух словах рассказать какую позицию занимают их партии и блоки в вопросе о языках.
В Украине сегодня насчитывается около 80 языков национальных меньшинств. Статья 10 Конституции декларирует, что государственным является украинский, но государство гарантирует поддержку и свободное развитие всех языков. К примеру, местные органы власти могут использовать в своей работе русский или любой другой язык, правда, только в порядке, предусмотренном законодательством. Закон о языках был принят еще в советские времена - в 1989 году и отражает реалии того времени. Кроме того, Киев до сих пор не ратифицировал Европейскую Хартию региональных языков.
Поэтому на вопрос нужно ли изменять законодательство и ратифицировать Хартию представители политических сил, принимающих участие в нынешних выборах, иногда дают прямо противоположные ответы.
Из предвыборной программы Партии зеленых Украины: "За развитие национальных культур на принципах сосуществования и взаимообогащения".
Виталий Кононов, лидер ПЗУ: "Всi нацiональнi меншини мають право розвивати свої мови i держава це право мусить захистити. Це однозначно. Але ми вважаємо, що та полемiка, яка до цього часу ще iснує в нашому суспiльствi, вона вже трошки запiзнилася за часом, тому що держава є, є державна мова, є офiцiйний статус iншої мови i тому, я думаю, той паритет мовний, вiн влаштовує суспiльство. Але є друга проблема. Сьогоднi Україна стала вiдкритою державою. Тобто кожен громадянин може за 20-24 години опинитись на iншому кiнцi свiту. Спілкування i психологiчний стан людини, яка опинилась десь - чи поїхала заробляти, чи щось iнше - вона повинна знати мову. I виникає питання яку мову вчити: китайську, хiндi, чи англiйську. I така багатомовнiсть теж має право сьогоднi мати державну пiдтримку. Бо у наших сусiдiв - чехiв, полякiв, словакiв немає такої проблеми. Це тому, що в нас частина людей, якi розмовляють росiйською - їм важко вивчити українську. Це штучно створюється. У Росiї немає такого питання - вчити українську мову чи нi... Є iнша сторона - ми всi 50 мільйонів, якi проживають в Українi, будемо розмовляти українською, а всьому свiту вона буде не потрiбна. То потрiбна така двомовнiсть, щоб другою мовою була якась майже свiтова. Скорiше за все англiйська".
Из предвыборной программы блока ЗУБР: "Равноправные отношения между людьми всех национальностей. Предоставление, по примеру Белоруссии, русскому языку статуса второго государственного языка".
Александр Чародеев, лидер блока ЗУБР: "Языковая политика, как и любая другая, должна базироваться на здравом смысле и на перспективе. Поэтому я однозначно убежден - по данным таких педантичных людей как немцы, в Украине 55% людей русскоговорящих. Поэтому ломать ситуацию очень опасно. Второго такого случая, чтобы был такой высокий процент говорящих на языке, и он не был бы государственным, в мире нет. Зато есть более 55 стран, по моим подсчетам, где 2, 3, 4 и более языков. И народу так и нужно. То, что это не устраивает кого-то в западных областях, это их дело. Можно пойти на федеративное устройство, как предлагал Чорновил. Но один язык на пространстве - это огромное достижение. Европейцы говорили - вот мы в одном союзе, но никогда не будем говорить на одном языке. А у вас один язык - это большое преимущество. Для простого рабочего человека - чем больше однородное пространство - тем лучше. Это элита захватила кресла, посты, деньги и ей не важно. А для рабочего - важно большое пространство. Мы не можем выплеснуть всю эту рабочую массу на Запад. А на Восток можем - соизмеримая с планетой территория России. Я был на Камчатке - пушнина, рыба, икра и 80% украинцев кричат - не отсоединяйтесь дальше от России. Поэтому ЗУБР за сближение Украины, Белоруссии и России. Поэтому блок и назван ЗУБР. И у нас четко записано - русских - второй государственный. И вообще вся политика должна строиться не по принципу, провозглашенному Иваном Зайцем - украинцы ядро, а все остальные вокруг ядра. Нужно строить по принципу железобетона. Если в цемент попадает солома он делается очень крепким и, действительно, - Украина очень многонациональная страна и она будет крепкой, если национальности будут жить в таком балансе... Поэтому для всех нацменьшинств выгодно сближение Украины, России и Белоруссии".
Из предвыборной программы блока Народный Рух Украины: "Избирательный блок Народный Рух Украины категорически отбрасывает попытки ревизии закона о языках в части введения так называемого "двуязычия".
Георгий Филипчук, представитель блока "Народный Рух Украины": "Українi є ряд полiтикiв, якi, контактуючи з Європою, волiють поступати так - спочатку очорнити українську позицiю, зокрема в мовнiй сферi - а потiм також одержимо - i швидко прагнути в Європу. Це є для нас достатньо складна проблема. Натомiсть, я би пропонував таким полiтикам використовуючи трибуну Ради Європи говорити про те, що попри всi проблеми, Україна створила унiкальну i оптимальну модель освiтньо-мовної полiтики. Я не хотiв би займатися перебiльшенням, але мушу сказати що нашi сусiди подiбного не мають. Не має сьогоднi подiбного i за океаном. I думаю, що помилка в зовнiшнiй полiтицi, передусiм парламентськiй, що не використовують цю перевагу. Сьогоднi ми маємо ту унiкальну модель, в мовнiй полiтицi, коли загальнолюдське, нацiональне i етнiчно так гармонiйно поєдналися, що це працює на Україну i робить її стабiльною i сталою державою. А реалії - ми маємо закони, довершенi, порiвняно з сусiдами, щодо врегулювання стосункiв нацiональних меншин i держави. I те, що окремi полiтики ставлять пiд сумнiв 10-ту статтю, що державна мова є українська - вони роблять велику шкоду для держави. Зараз особлива тема актуальна - ратифiкацiї Хартiї регiональних мов i мов меншин. Якщо ми в односторонньому порядку будемо ратифiковувати, якщо ми економiчно не обґрунтуємо i дамо 15 мільярдів на її реалiзацiю, i якщо ми будемо це робити не в iнтересах нацiональної безпеки i українського народу, то, безперечно, що такої Хартії нам не треба".
Из предвыборной программы блока ''Наша Украина'': "Изменим принципы налогообложения в издательской сфере с целью поддержки национального книгоиздательства".
Геннадий Удовенко, представитель блока "Наша Украина": "Мовна полiтика визначається Конституцiєю - державна є українська. А держава забезпечує вiльний розвиток росiйської i всiх нацменшин. Це положення досить широке, воно гарантує всiм меншинам, росiйськiй, що їхня мова розвивається вiльно i без обмежень. Сьогоднi для України головне питання - це державна мова, бо вона ще не стала панiвною Досить часто, що й чиновники, якi знаходяться на державнiй службi нею не володiють. Я очолюю комiтет, мовне питання є часткою нашої дiяльностi. Я пiдготував статтю "Мовна полiтика української держави", але поки що жодна газета не дала згоду на її друк. Так безпричинно вiдмовляють - це не наш профiль, не своєчасно. А це дуже своєчасно. Мене дуже турбує положення з мовою українською. Ми бачимо, що ЗМI, особливо електроннi, використовують широко росiйською. Йде експансiя. Це пояснюють тим, що росiйською розмовляють надто багато людей. Але це пережиток iмперської психології. Не все робить i українська держава, щоб українська мова стала панiвною. Але мова є однiєю з ознак незалежної держави. Нема мови - нема держави. В той же час, наша держава настiльки демократична i толерантна, що враховує iнтереси всiх i реалiї. Iсторично так склалося, що в нас проживає багато нацменшин, то в Конституцiї сказано, що є гарантується право вiльного розвитку. Ще в 1992 роцi почав дiяти закон - на той час передовий - "Про нацменшини", який гарантує дiтям ходити в школи i садочки з рiдною мовою викладання. Тобто держава забезпечує. Тобто для України не є проблемою, з моєї точки зору проблеми мови нацменшин. Сьогоднi бiльшої уваги потребує українська.
Из предвыборной программы Социал-демократической партии Украины (объединенной):
- возрождение традиций высокой украинской культуры, как составляющей части европейского культурного пространства;
- полноценное и свободное развитие русского языка и культуры;
- развитие национальной, языковой, религиозной самобытности.
Виктор Медведчук, лидер СДПУ(О): "Объединенные социал-демократы исходят из того, что языковую проблему и государственную политику по отношению к языкам в Украине необходимо решать в чисто правовой плоскости и, именно исходя из тех механизмов реализации, которые заложены сегодня в Конституции Украины. В частности, в ст.10. Где отмечено то, что государственным языком в Украине является украинский язык. И, это является бесспорным и не подлежит дискуссии. Однако, в части третьей статьи 10-й отмечено то, что в Украине свободно развивается, применяется и подлежит защите русский язык. А также - языки национальных меньшинств. Исходя из этих позиций, объединенные социал-демократы инициировали принятие нового Закона ''О языках'' в парламенте действующем, в прошлом - 2001 году. Хотя, другие политические силы не поддержали решение этого вопроса и он остался открытым. Однако, принципиальной позицией Социал-демократической партии Украины (объединенной) остается - решить эту проблему именно в этом аспекте. Что предполагает сегодня, безусловно, исходя из того, что в отношении украинского языка была допущена историческая несправедливость на протяжении многих веков - предоставить льготы для развития украинского языка. Однако, не за счет сужения, или вытеснения русского языка, а за счет правового регулирования этого вопроса. Предоставления права родителям избирать язык обучения для своих детей. Предоставления правового статуса русского языка. Принятием Хартии "О национальных языках, национальных меньшинств и региональных языков", которая когда-то была принята, однако, отменена решением Конституционного суда. Мы должны вернуться к этому вопросу. Поставить точку в этом вопросе. И, тем самым, покончить с политическими спекуляциями на тему языков. Русский язык должен иметь правовой статус. Правовой статус должны иметь языки национальных меньшинств. Ибо, в той же Конституции в ст.10-й предусматривается, что применение языков на территории Украины гарантируется Конституцией и определяется законом. Такой закон должен быть принят. И с этой принципиальной позицией мы идем в следующий парламент. И собираемся сделать все необходимое, чтобы покончить с политическими спекуляциями на тему языков".