"Ой Топ-Сервіс, ой Топ-Сервіс... Люди тут хороші..." [ Редагувати ]

В апреле 2000-го в Киеве возле 10-й больницы застрелен преступный авторитет по кличке "Князь". Никто не предполагал, что расследование убийства Игоря Князева приведет к раскрытию целой серии преступлений. С 1997-го по 2000-й год по Киеву прокатилась волна покушений на государственных служащих. Если чиновник отказывался нарушить закон, его убивали...
С 1997 по 2000 год в Киеве произошло несколько покушений на чиновников. Все нападения имели заказной характер, все были хорошо организованы, все - без свидетелей. Не нашли и улик, которые бы указывали на убийц. Почерк - разный, потенциальных заказчиков много. Милиция обещала раскрыть преступления, но в это мало кто верил. А нападение, которое произошло на Голосеевской площади столицы, вызвало настоящий ажиотаж. Был застрелен Игорь Борисович Князев - криминальный авторитет по кличке "Князь". В транспорте и на кухнях обсуждали новую "бандитскую разборку". А уголовный розыск начал расследование, еще не предполагая, что его результаты станут ключом к раскрытию серии преступлений.
Князева убили на ступенях одного из корпусов десятой городской больницы. Игорь Борисович в последний год своей жизни пристрастился к героину. Отказаться от наркотиков он не мог. И чтобы не угробить здоровье окончательно, в среднем раз в неделю, посещал врача. Клиника была единственным местом, куда Князев приезжал регулярно, и в одно и то же время - около половины одиннадцатого вечера.
Киллер, вооруженный пистолетом-пулеметом, и "группа прикрытия" приехали заранее. Свою будущую жертву стрелок в лицо не знал, опознать Князя должны были те, кто сопровождал убийцу. Один из них и указал на Князева, когда он вместе с охранником поднимался по ступеням, ведущим в здание больницы. Киллер подошел к ним и открыл огонь. Телохранитель был не вооружен, а потому оказался бессилен.
Сотрудник уголовного розыска: "Когда мы приехали туда, обнаружили около 19 отстрелянных гильз. Там же был задержан его охранник..."
Показаний телохранителя было явно недостаточно. Данные об исполнителях и заказчиках покушения поступили по оперативным каналам. Нападение на криминального авторитета - дело особенно опасное. Друзья погибшего, из желания отомстить, могут сдать милиции и заказчика и исполнителя убийства. Такие действия в преступном мире не рассматриваются как нарушение "воровских" законов, поскольку киллеров считают беспредельщиками.
Оказалось, что преступники имели к группировке "Князя" самое непосредственное отношение. Убийство было практически внутрибригадной разборкой. Формальной причиной покушения стала наркотическая зависимость авторитета. Ходили слухи, что героин Князев покупал на деньги из воровского "общака" - кассы нескольких преступных группировок.
Сотрудник уголовного розыска: "Почему подняли руку на авторитета? Потому что, по нашей оперативной информации, "Князя" через неделю после убийства... за неделю - за две... должны были короновать как криминального авторитета... Как вора в законе, да. Они отвечали: "мы получили поддержку от некоторых авторитетов"... И они надеялись, что, получив поддержку от других криминальных авторитетов, их все-таки поймут. Хотя по нашей информации поддержки они не получили. А так договорились на устранение "Князя" на "авось", - а вдруг пройдет".
Сразу после покушения на Князева оперативники взяли под наблюдение членов его группировки. Чаще всего их можно было встретить в одном из спорткомплексов Киева. Здесь была установлена видеокамера, которая круглосуточно фиксировала всех посетителей. И каждого из них милиция проверяла. Особое внимание уделялось тем, кто был хорошо знаком с подручными "Князя". В этой группе были и случайные люди. Ведь не запрещено общаться с человеком, замешанном в чем-то незаконном? И все же кропотливая работа оперативников принесла результаты. Среди посетителей спорткомплекса, поддерживавших с парнями из "князевской" группировки дружеские отношения, оказались люди, связанные с одной крупной финансовой структурой. Называлась она компания "Топ-Сервис".
"Топ-Сервис" - одна из первых коммерческих структур, которые появились в независимой Украине. Официально компания занималась торговлей продуктами питания. По некоторым данным, только уставный капитал фирмы - около ста миллионов долларов. Из руководителей этого предприятия в деле фигурировали два человека, один из которых - депутат Верховной Рады Украины. Он допрашивался как свидетель.
По информации оперативников, один из парней, работавших как с "Топ-Сервисом", так и с Князевым, собирался занять место лидера в группировке последнего. Это и было фактической причиной ликвидации весьма осторожного "Князя". После его убийства оперативникам удалось сделать видеозапись встречи весьма странной тройки. Разговаривали начальник службы безопасности "Топ-Сервиса", член группировки Князева и бывший офицер КГБ. Они встречались не реже одного раза в день на бульваре Давыдова.
Обратите внимание на предмет в руке начальника "Топ-Сервиса" - это пистолетная обойма, видимо снаряженная. Но пока их решили не брать. Продолжали наблюдение, выявляли связи. Подозрения подтвердились. Боевики, заинтересованные в смерти своего лидера, были не единственными, кто готовил нападение. Тогда и начали проверять "Топ-Сервис", на предмет отношения компании к другим заказным убийствам.
Удалось выяснить практически все подробности нападения на Князя. Кто заказал убийство, кто являлся его исполнителем. Установили и состав группы прикрытия. Одного из организаторов преступления ранее судимого за разбой, не сразу удалось изобличить. В начале следствия он выступал только как возможный свидетель и оставался на свободе. Формально у него было алиби. Трофиму - назовем его так - удалось доказать, что в день покушения в Киеве его не было. Кроме того, Трофим не пытался скрыться и даже оказывал помощь семье погибшего.
Сотрудник уголовного розыска: "Постоянно с женой был Князя, постоянно сочувствие такое. Когда мы поехали в Донецкую область в командировку, - узнать что ж там Трофимов делал, - выяснилось, что приехал он просто так. Заранее ни с кем он не договаривался, что приедет. Держал в кармане квитанции из гостиницы о том, что там он находился".
Других подозреваемых тоже приглашали на допросы. Сопоставляли их показания, проверяли достоверность сведений. А когда появились доказательства причастности членов группировки к убийству Князева, было принято решение их об аресте. Уже в ходе первых допросов многие из задержанных признали свою вину.
Григорий Иванец, прокурор Голосеевского района Киева: "Незаконных методов при допросах не применялось. После дачи признательных показаний приглашался судебно-медицинский эксперт, то есть проводилась судебно-медицинская экспертиза подозреваемого на наличие телесных повреждений. - Это была инициатива прокуратуры? -Это была моя инициатива, чтоб потом, в дальнейшем, в суде не возникало вопросов. Кроме этих экспертиз, если, скажем, говорить о совершении преступления, то по "Князю" найдено оружие. Которое показал обвиняемый, что вот там вот находится автомат. Оружие это найдено не в первый день совершения преступления а позже. И он повел: "пойдемте, я вам покажу". Пошли - есть оружие".
Параллельно проводилась проверка финансовой и хозяйственной деятельности "Топ-Сервиса". Тогда же стало известно о причастности группы к нападению на заместителя начальника Госдепартамента ветеринарной медицины Украины Николая Пацюка. Он являлся инициатором запрета на ввоз некачественного мяса из Западной Европы. Не исключено, что это была как раз такая продукция, продажа которой запрещена за границей. И её сбывали в Украину. Ни руководство "Топ-Сервиса", ни его западных партнеров не смущало, что для здоровья людей употребление в пищу такого мяса более чем опасно.
В ходе проверок удалось выяснить, что в свое время руководство компании частенько и по весьма неприятным поводам пересекалось с сотрудниками налоговых органов. В частности, с Тамарой Калеушко, заведующей отделом налоговой администрации Жовтневого района столицы. Она была убита в 1997-м году. Выяснилось, что именно Калеушко проверяла законность возвращения "Топ-Сервису" налога на добавленную стоимость за проведенные экспортные операции и доказала, что НДС возмещению не подлежал. Нападение на Тамару Калеушко было совершено в подъезде её дома, на лестничной площадке. Женщина получила 22 ножевых ранения и скончалась на месте.
Сотрудник уголовного розыска: "Они не могли найти огнестрельное оружие, а Шагин торопил..."
У следствия не оставалось сомнения, что и покушение на руководителя Жовтневой районной администрации Киева Николая Подмогильного, совершенное двумя годами позже, - дело рук тех же людей. Первоначально предполагалось, что нападение на него тоже связано с НДС. Он также инициировал одну из проверок.
Николай Подмогильный, заместитель главы КГГА: "Фірма "Топ-Сервіс", яка працювала на ринку України i була зареєстрована в Жовтневому районi, - займалася питанням поставки продукцiї за кордон. I, звичайно, по дiючому законодавству їй було повинно вiдшкодовувати податок на додану вартiсть. I коли ми проаналiзували, що повертається з державного бюджету близько 30 мiльйонiв гривень щорiчно на повернення податку на додану вартiсть, а сплачується податкiв бiля 200 тисяч гривень всього в районну казну, то виникли питання - чи законнi цi дiї взагалi. Тому я як голова адмiнiстрацiї дав вiдповiднi доручення Податковiй адмiнiстрацiї, казначейству. Перевiрили цi операцiї, згiдно яких потрiбно вiдшкодовувати ПДВ, i, звичайно, це призвело до непорозумiння мiж районною владою i керiвництвом фiрми "Топ-Сервiс".
Но выяснилось, что Подмогильный перешел дорогу "Топ-Сервису" дважды. Сначала, когда решался вопрос о законности возвращения НДС предприятию "Топ-Сервис-Восток" ЛТД, потом, когда попытался запретить работу на территории завода "Большевик" предприятия - "Топ-Сервис-Большевик-Пак".
Николай Подмогильный, заместитель главы КГГА: "Перше те, що документи, якi нам подали представники цього приватного пiдприємства, - були пiдготовленi з порушенням дiючого законодавства України. Це перше... Тому, що там були не врахованi iнтереси держави. Фактично за безцiнь планувалося передати цех в фонд, в статутний фонд цього пiдприємства. А другий момент - пiдприємство було демонтоване".
Когда Николай Подмогильный в больнице пришел в сознание, его попросили перечислить людей, которым могла быть выгодна его смерть. В списке, переданном следствию, он не указывал никого из "Топ-Сервиса". Тем более, что руководители компании, узнав, что Подмогильный в больнице, проявляли активнейшее участие в его судьбе. Закупали медикаменты, интересовались у врачей и родных, чем еще можно помочь. Сам Николай Васильевич терялся в догадках. До того самого дня, когда работники прокуратуры рассказали, кто его "заказал".
Николай Подмогильный, заместитель главы КГГА: "Я навiть уявити цього собi не мiг. Було таке, що одного я виселив - особа кавказької нацiональностi самовiльно захопила квартиру. Фiрмi однiй не дав приватезувати незаконно будинок, а на них я навiть не думав!"
За Подмогильным следили полгода. Для этого была даже снята квартира в доме напротив здания районной администрации. Первоначально его планировали застрелить из автомата. Но во время так называемой "пристрелки" автомат отказал. Решили не рисковать. И на следующий после Пасхи день, утром, убийца, вооруженный пистолетом Макарова, уже стоял на лестничной площадке в подъезде.
Николай Подмогильный, заместитель главы КГГА: "Я добре пам'ятаю цей день..."
Как удалось установить уже в конце следствия, группа оказалась причастной и к нападению на начальника тарифов и стоимости Киевской региональной таможни Марину Халтурину. Она поставила под сомнение законность применения льготных тарифов, по которым "Топ-Сервис" пытался ввезти импортную продукцию.
Сотрудник уголовного розыска: "С кем из руководителей он не смог договориться, - он тут же принимал решение их "убрать". Логика такая была, что на место человека станет кто-то другой и с ним легче будет договориться".
После каждого преступления родственников и друзей жертвы тщательно проверяли. Пересматривали все решения, которые когда-либо принимал пострадавший. Особенно досталось Подмогильному. По требованию депутатов райсовета его проверяли несколько раз. То, что подобное по отношению к пострадавшим имело место, ни уголовный розыск, ни прокуратура не отрицают, хотя об этой части расследования говорят особенно неохотно.
Григорий Иванец, прокурор Голосеевского района Киева: "Вы понимаете, хотели мы или нет... И как бы в отношении этого человека и не совсем корректно, но вид деятельности предприятия... Он был как раз вот... Один из вопросов, которые предприятия решало, - оно этот вопрос разрешало с тем или иным чиновником, который отказался от его решения незаконным путем и пострадал. Разрешая этот вопрос, мы проверяли, а как он должен действовать согласно должностной инструкции. И мы, проверяя и Колеушко, проверяя Подмогильного, проверяя Пацюка, - мы устанавливали что... Халтурину, мы устанавливали, что эти люди действовали исключительно "государственно".
За допросами последовали очные ставки. Задержанные рассказали не только о своем участии в преступлениях. Выяснились и подробности отношений между членами группировки.
Киллер, стрелявший в Подмогильного, сам чудом остался в живых. Когда заказчики, уже заплатив 20 тысяч долларов, узнали, что глава администрации Жовтневого района Киева всего лишь ранен и наверняка выживет, начал решаться вопрос о ликвидации стрелка. Вплоть до ареста он скрывался от заказчиков.
Государственные служащие - не единственные кто пострадал от этой группировки. Были и бизнесмены. Одних заказывали, чтобы не возвращать кредиты, других за то, что не хотели торговать продукцией себе в убыток, третьи не соглашались продать долю в своем предприятии. По словам оперативников, человек, отдававший приказ о ликвидации неугодных, никогда не сомневался в правоте своих действий.
Сотрудник уголовного розыска: "Кто ему не нравился, кто что-то не то сказал, - он тут же старался избавляться. Достаточно человеку было сказать "нет", -и человек был уже обречен".
Группе предъявлено обвинение в трех убийствах и пяти покушениях, и свою причастность к некоторым из этих преступлений задержанные подтвердили. Но их адвокаты сейчас пытаются доказать, что следователи добились от подозреваемых признания, используя недозволенные методы допроса. Между тем, в одном из убийств подследственные сознались во время очной ставки.
Этот, один из наиболее удачных допросов, вел прокурор Московского района Григорий Иванец. Он задал вопрос, касающийся одного из убийств. Тот, кто первым рассказал о нападении на "Князя", поведал и еще об одном эпизоде - убийстве валютчика.
"Прокурор обернулся к молчавшему. Ведь это могла быть и клевета. Но тот сказал: "Пиши". "Что писать", - спросил прокурор. "То что он сказал, - пиши", - ответил задержанный".
Так стали известны обстоятельства убийства некоего гражданина Хватского. Некоторые страницы его богатой биографии изучаются оперативниками до сих пор. Дело в том, что именно в машине Хватского при обыске обнаружили 110 тысяч долларов США, ранее украденных из дежурной части Московского РОВД. Хватского застрелили из пистолета ТТ. Вообще же следствием установлено 8 эпизодов, где применялось огнестрельное оружие и 4, в которых использовались ножи.
Жертвы оценивались суммами от одной до двадцати тысяч долларов США. Даже сейчас, доведя дело до суда, следствие сомневается, что боевики рассказали все, что сделали за три кровавых года.
Сотрудник уголовного розыска: "- Вы не исключаете что уже в ходе судебного заседания начнут всплывать новые эпизоды? - Не исключено..."
12 мая 1998 года был обстрелян Ярослав Стефанюк - глава Государственной налоговой инспекции в Жовтневом районе столицы. За два месяца перед нападением, 25 марта, к нему обратились за содействием в возвращении НДС. Налоговик отказался. Причастность группы к этому преступлению не доказали. Сам же Стефанюк был уволен из органов налоговой администрации. Пока по этому уголовному делу проходят четыре фирмы: "Топ-Сервис", "Топ-Сервис-Восток", "Топ-Сервис-Молоко" и "Топ-Сервис-Большевик-Пак". Непосредственно руководителю общества с ограниченной ответственностью "Топ-Сервис-Восток" предъявлено обвинение по 12 эпизодам. Само уголовное дело насчитывает 56 томов.
Пока группе из 16-ти человек предъявлено обвинение по 18 эпизодам. Среди них - 3 убийства, пять покушений, два разбойных нападения. Кроме того, - поджоги, нанесение тяжких телесных повреждений. Впереди - суд.
Понятно, что сильное государство заинтересовано в людях состоятельных. Но зарабатывать свои капитала, они должны соблюдая Закон. А ключевое решение для всей нашей экономической политики состоит в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать и убивать.