Виталий Дейнега: Силовики наезжают на крупнейшие организации волонтеров [ Редагувати ]


Под пресс украинских правоохранителей попала половина крупнейших волонтерских организаций в стране.
Нижнее звено силовых органов неадекватно себя ведет, заявил волонтер, координатор проекта "Вернись живым" Виталий Дейнега в эфире "Подробностей недели".
По его мнению, еще полгода назад наезды на волонтеров со стороны силовиков были невозможны.
Ведь тогда шли активные боевые действия, и волонтеры оказывали серьезное влияние на ход военного конфликта.
На ваш взгляд, система приказала разобраться с волонтерами, или это единичные случаи?
- Когда в Москве убили Немцова, то кто-то написал очень умную вещь: "Не важно, отдавал ли Путин приказ или нет. Важно, что он создал систему, в которой это стало возможно, - кто-то может отдать такой приказ, и кто-то может его выполнить".
Сейчас уже 5 волонтерских групп столкнулись с наездами со стороны Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел и Генпрокуратуры. Еще полгода назад это было невозможно. Просто побоялись бы. Шли активные боевые действия. И нам в принципе содействовали. Были только проблемы с беркутовским блокпостом возле Изюма.
Насколько велики те волонтерские группы, которые столкнулись с давлением силовиков?
- Величину группы можно оценивать по-разному. По моему мнению, есть 4-5 групп, которые оказали серьезное влияние на ход боевых действия. Не всегда это влияние было финансовым. Например, "Армия SOS" по финансовым показателям, может, не самый большой проект. Но планшетами для артиллерии он очень много изменил.
Так же попали под пресс 2 самые крупные организации с финансовой точки зрения: "Народный проект" и "Фонд допомоги фронту".
Самых больших организаций насчитывается около 7. И где-то половина из них попала под давление.
Какие основания для обысков?
- В случае Help army причиной обысков было то, что у человека, который якобы вывозил из зоны АТО оружие и патроны, в машине лежала коробка с адресом этой волонтерской организации. Но в зоне АТО находятся тысячи таких коробок. Они расходились просто пачками.
"Народный проект" обвинили в том, что в Министерстве обороны они создали так называемый волонтерский десант, который проталкивал реформы. Его задача - как-то менять Минобороны изнутри. В силу того, что туда завели людей из волонтерской среды или просто профессионалов с образованием, этим людям официально доплачивали компенсации. Даже не им, а их семьям. Чтобы у человека, как минимум, не было искушения воровать. Именно из-за этого начались проблемы с Главной военной прокуратурой.
По вашему мнению, это надуманные причины?
- Да. Похоже на то, что нижнее звено ГПУ, МВД и СБУ не очень адекватно себя ведет.
То есть, это не команда сверху?
- По СБУ точно нет. Потому что в ситуации с "Армией SOS" в Службе безопасности вышли на контакт, наказали своего сотрудника и теперь помогают этой организации.
В целом, это очень показательная ситуация. Если мы не сможем дать отпор и перевести дела в какой-то конструктив, то через какое-то время, если мы плохо скажем о каком-нибудь политике, к нам опять придут.
Вы не боитесь того, что люди, постоянно слышащие об уголовных делах против волонтеров, просто перестанут вам верить и давать деньги?
- Думаю, этого не случится. Люди уже насмотрелись на высосанные из пальца уголовные дела. Поэтому это никак не повлияет. Людей бы оттолкнуло, если бы волонтерскую организацию действительно уличили в чем-то, с доказательствами.
Как можно решить эту проблему, чтобы волонтерское движение не исчезло?
- Волонтерское движение никуда не денется. Дай Бог, закончится война. Тогда оно уже будет разваливаться.
Я в среду вечером выезжаю на 10 дней в зону АТО. За оставшиеся дни я постараюсь встретиться с коллегами. Попытаемся вынести все на уровень законопроекта.
Как сообщали podrobnosti.ua, cиловики выламывают двери и выносят компьютеры в офисах волонтеров.