Наталья Заболотная: Искусство и культура останутся после всех нас [ Редагувати ]


В Киеве разгорелся скандал вокруг госпредприятия и национального культурно-художественного музейного комплекса "Мистецький арсенал". Государственное управление делами (ДУС), в ведении которого он находится, 14 марта должно было объявить конкурс на должность нового генерального директора "Арсенала". Однако, этого не случилось.
Накануне действующий гендиректор предприятия Наталия Заболотная получила письмо с сообщением о приближении последнего дня действия контракта, а значит и работы в должности руководителя крупнейшего музейного комплекса Украины.
На сторону Арсенала сразу встали представители общественности и культурной элиты столицы. Последние две недели они в составе Общественного комитета защиты и поддержки комплекса искали пути выхода вместе с экспертами, чиновниками ДУС и Минкульта.
О результатах открытых рабочих встреч общественности и будущих проектах "Мистецького Арсенала" - в интервью podrobnosti.ua рассказала генеральный директор музейного комплекса Наталья Заболотная.
13 мая заканчивается ваш контракт с ДУСом. Если до 13 мая конкурс на избрание нового директора так и не состоится, какие последствия для Арсенала следует ожидать, кто будет руководить предприятием?
После 13 мая, будет - 14 мая (улыбается). Я не ожидала, что ситуация приобретет такой резонанс в культурной общественности. Управление госделами третью неделю нарушает закон Украины "Про культуру", который месяц назад подписал президент, и которого очень ждала культурная общественность. Судя по всему, управделами президента пока что тянет с оглашением конкурса.
По крайней мере, на сегодняшний день, это выглядит именно так. Сейчас мы находимся в состоянии затянувшегося эффекта неожиданности. Я получила письмо от управления госделами в достаточно жесткой формулировке, где и.о. ДУС предупредил меня о том, что со мной не будет продлевать контракт ни при каких обстоятельствах. То есть, письмо могло выглядеть по-другому: сказать, что я, как гражданин своей страны, могу выдвигать свою кандидатуру на конкурс. Но поскольку тон письма был бесцеремонно категоричным, это дало мне основания предполагать, что меня хотят уволить любыми путями, любыми средствами и не допустить подписание контракта. Просто хотят убрать с этой должности как неугодную.
Какие претензии могут быть у ДУСа к вам?
Это было самое лаконичное письмо со стороны управления, которое состояло из трех строчек (смеется). Оно мне дало основания предположить, что за этим последует дискредитирующая информация на меня и членов моей команды. Я написала блог в "Украинской правде", чтобы очертить проблему с нарушением закона.
Конечно, если бы не было нового закона, чиновники ДУС могли бы регламентировать свои действия постановлением Кабинета Министров от 2008 года. "Мистецький Арсенал", кроме того, что является национальным культурным и музейным комплексом, еще и в статусе государственного предприятия. И директор любого госпредприятия, независимо от того, производит оно майонез, водку или культурный продукт, должен назначаться в порядке конкурса о ГП (государственном предприятии - podrobnosti.ua). Но проблема в том, что закон имеет высшую силу. Но в их случае - "незнание закона освобождает от ответственности".
Мы предполагали, что управлению госделами не интересна составляющая искусства в нашем музее. Мы не почувствовали ликования в ДУС по случаю получения нами в дар уникальной коллекции от Валерии Вирской - вдовы Игоря Дыченко, известнейшего коллекционера и искусствоведа, которая умерла, к сожалению, два месяца назад. Коллекция стоит столько же, сколько построить Арсенал сегодня. Это работы невероятной ценности, среди которых произведения Казимира Малевича, Василия Ермилова, Анатолия Петрицкого, Вадима Меллера, бойчуковцев, нонконформистов, собрание работ Сальвадора Дали. Такое ощущение, что ДУС этого просто не заметил.
Никаких поздравлений по поводу того, что подчиненный ДУСу музей фактически стал музеем мирового уровня, не получили. Но зато мы получили мгновенно обновленный Устав Арсенала, в котором отсутствовали два стратегически важных подразделения - "Музей" и Дирекция по строительству. А если отсутствует музей - значит его не надо строить. Конечно же, я не зарегистрировала этот статут, как требует того мой ранг. Иногда кажется, что ДУС не ведает, что творит. По крайней мере, в это хочется верить.
А если бы вы зарегистрировали новый статут?
Нужно было бы уволить 25 живых людей. Кроме этого, в ведении Музея - 500 ценнейших коллекционных работ, 23 тысячи археологических находок, которые были обнаружены во время раскопок на территории "Мистецького Арсенала". С частью этих артефактов можно познакомиться до 14 апреля на выставке нашего музейного собрания, которую мы открыли с целью показать и доказать, что мы - культурная институция, полноценный музей, имеющий собственную коллекцию - уникальную, представляющую огромную культурную и историческую ценность. Название проекта говорит само за себя - "АРСЕНАЛSOS/Музейна колекція".
В чем еще ценность Арсенала?
Это не просто сооружение, которому уже 220 лет. Это часть истории. Когда аннексировали Крым, я говорила, что Путин не просто присвоил себе полуостров и присоединил к огромнейшей России кусок территории. Он искусственно прибавил своей стране огромный отрезок истории, с вещдоком в виде уникальных артефактов. А мы вот так цинично расправляемся с важным культурным пазлом, дарованным нам самой истории.
На территории Арсенала раньше был женский монастырь. Его игуменьей последние 25 лет его существования была мать Ивана Мазепы. И, говорят, украинский гетман едва ли не ежедневно приходил в монастырь, ел монастырский борщ и обсуждал со своей прогрессивной и умной матерью насущные проблемы государства. Так что здесь, на территории нынешнего Арсенала, всегда был "центр управления полетами". Я все думаю, почему же мы, имея строительные и инновационные технологии, за последние столетия так и не построили ничего подобного Софии Киевской или Киево-Печерской Лавре, лишь пытаясь разрушать то, что устояло под бременем времени.
Кому выгодно отстранить вас от должности директора Арсенала? Вы знаете своих оппонентов?
Я могу о них только догадываться. Где-то они уже проявляются в прессе. Очень большая дискуссия развернулась в Facebook. Я не исключаю, что среди соискателей на должность директора Арсенала, могут появиться хорошие арт-менеджеры, так и безосновательно амбициозные личности, чиновники, которым не хватает еще и вот таких погон. Сегодня Арсенал стал, благодаря нашей непосильной работе, важным репутационным объектом, такой себе политквотой. Но во всем плохом есть и хорошее: многие, кто знают Арсенал и посещают наши проекты, в одночасье осознали, что приобрели за эти 5 с половиной лет и что могут потерять. Я хочу всех искренне поблагодарить, ведь для нас сейчас очень ценна всяческая поддержка.
За счет чего сегодня выживает Арсенал? ДУС в каких размерах вас спонсирует?
При том, что управление госделами не признает нас культурным учреждением, мы финансируемся из бюджета. Мы получаем 7 млн. гривен в год. Они покрывают часть налога на землю, коммунальные услуги, половину зарплаты коллектива. Все остальное мы должны зарабатывать сами.
А какие-то льготы?
Абсолютно нет никаких льгот. Мы знаем, как дорого обходятся коммунальные услуги при оплате за квартиру. Теперь представьте площадь в 24 тыс. квадратных метров. Мы содержим это помещение за счет наших посетителей. Мы создаем такие проекты, которые были бы интересны людям, которые бы мотивировали людей покупать билеты и возвращаться сюда снова.
Доступны ли билеты в Арсенал?
Мы понимаем, как тяжело всем людям, и хотим, чтобы они приходили в Арсенал если не каждую неделю, то хотя бы раз в месяц на новые проекты. У нас достаточно лояльные цены. Это: взрослые билеты - 50 гривен в среднем, детям бесплатно до 12-ти лет, льготные для пенсионеров, студентов и льготных категорий - 20 гривен. Но и, конечно же, все музейное сообщество может приходить к нам бесплатно.
У нас есть масса проектов - 5 ежегодных. Они перекочевали со мной вместе из Украинского дома. Именно в Украинском доме тоже была такая амбиция - превратить его в одну из главных артплощадок страны. Когда я стала директором Украинского дома, его называли не иначе, как музей Ленина. И меня это слишком озадачивало: Как этот мрамор, этот гранит превратить в жизнь? И мы начали проводить большие проекты. Конечно, мы смотрели на мировые страны, на мировой опыт.
На кого именно вы равнялись?
Например, уже несколько десятков лет в Базеле проходит одна из старейших арт-ярмарок АРТБАЗЕЛЬ Contemporary. Я удивлялась, почему туда слетаются самые богатые люди мира, которые интересуются искусством? Почему там проходит самый главный форум в искусстве? Почему этот маленький Базель, население которого не больше 200 тыс. жителей, принимает ежегодно тысячи галерей, сотни спецпроектов, искусство от сontemporary до авангарда. И я смотрела на нашу страну и возмущалась, почему есть Арт-Москва, а Арт-Киева нет? Вот мы и основали в Украинском доме ежегодный форум современного искусства Арт-Киев, потом Большой Скульптурный салон, Книжный фестиваль и другие проекты. Когда меня назначили директором Арсенала, они просто перекочевали вместе со мной. И вот 17 августа мы открываем 11-й Арт-Киев Contemporary.
Вы чувствуете пользу от этого проекта?
Конечно! За это время мы воспитали вкус у людей, привили любовь к современному искусству, и то, от чего поначалу шарахались "нормальные" люди, теперь уже для многих стало частью их жизни. Те, что говорили: "Боже, а это что такое?", - за это десятилетие пополнили сообщество коллекционеров. Поэтому нужно отдать должное нашим посетителям, что все они склонны учиться, но и ломать стереотипы, менять свое отношение к искусству.
Как молодым творцам и художникам попасть на выставку в Арсенал?
Каждый Арт-Киев представляет платформу для молодых художников. Наша кураторская группа - это известнейший в Украине куратор Александр Соловьев, Соломия Савчук, с которой я, кстати, сделала первый Арт-Киев. Это Алиса Ложкина, которая координирует журнал Арт-Ukraine, и более 5 лет является куратором многих наших проектов. Мы инициировали и провели первую Киевскую биеннале, давшуюся со страшными мучениями. Но, тем не менее, вот даже три года спустя журнал "Новое время" назвал это событие самым масштабным и единственным форумом в истории независимой Украины.
Мы предоставили возможность иностранным кураторам ознакомиться с художниками из периферии нашей страны. И тот же Дэвид Элиот был потрясен, насколько Украина, имея настолько талантливых художников, так небрежно относится к ним, пренебрегая собственным потенциалом. Наши художники, в отличии от российских, не участвуют в мировых аукционах. Для Украины там нет места. Наши художники, в лучшем случае, попадают в каталоги русских торгов, что само по себе достаточно оскорбительно. Кстати, в мире не все догадываются, что тот же Казимир Малевич родился в Киеве. Я даже один раз говорила Петру Порошенко о том, что мы боремся за репутацию нашей страны, хотим заявить о себе хорошими делами, и предложила назвать аэропорт "Борисполь" именем Казимира Малевича.
Тогда весь мир поймет, что он летит не в страну проблем, войны, Чернобыля, политических неурядиц, посаженных за решетку женщин и безнаказанных коррупционеров. Мир в одночасье осознает, что ему выпадает шанс посетить страну, где родился один из известнейших в мире и самый независимый художник Казимир Малевич!
Что вам на это ответил президент?
Президент ответил: "Цікава думка, треба подумати". Мне кажется, что уместно было бы это сделать как раз сегодня в преддверии 25-летия Независимости страны. Так что времени особо думать нет, нужно брать и делать. Мы уже думали четверть столетия. И результат - на лицо. Вот Арсенал имеет конкретный результат в виде конкретных посетителей. 3 млн людей посетило наш объект, который пять лет назад не имел никаких удобств для людей и искусства, зато имел целый шлейф скандалов.
Мы горды тем, что среди 3 млн наших посетителей, треть - это дети. Они теперь никогда не скажут, что музей - это скучно, что украинское искусство - это нечто непонятное, что мы не хотим идти смотреть "скукотищу", связанную с культурой. А ведь культура, искусство - это то, что останется после всех нас. Если мы проанализируем историю, в памяти остаются крайне мало политиков, остаются произведения искусства, имена, которые их сотворили, и те, кто помогал художникам созидать. А в Украине последних не так уж и много: Ханенки, Терещенки. К ним недавно прибавились еще фамилии Дыченко и Вирская, которые даровали коллекции украинскому народу. И народ это осознал, а вот политики, к сожалению, далеко не все. Мистецький Арсенал получил в дар уникальную коллекцию: 509 работ, среди которых авангардисты, бойчукисты, нонконформисты. Чего только стоит одна работа Казимира Малевича?!
У вас не было мысли попробовать изменить систему изнутри и уйти в политику? Какой, по-вашему, должна быть стратегия развития украинской культуры? Очевидно, у вас есть свое видение.
Относительно политики, думаю, она меня еще, возможно, догонит. Я - менеджер, люблю создавать осязаемый контент, умею работать с территорией и аудиторией. Я - человек конкретного дела. Хотя, конечно, часто приходится сотрудничать с министрами, политиками, с Верховной Радой.
А относительно культурной стратегии, конечно, огорчает тот факт, что социокультурная политика все эти 25 лет никогда не была в приоритете власть держащих. Например, готовя новую стратегию развития Арсенала, наша команда изучила и проанализировала опыт успешных стран, где культура не только богата и развита, но и экономически независима. Нам показался очень удачным опыт Великобритании, где государство не только понимает значение культуры как элемента национальной идентичности и безопасности, но и поддерживает перспективные культурные инициативы граждан.
Именно этот опыт мы адаптировали для украинских реалий и предложили парламентариям в виде Закона Украины "О государственном фонде гуманитарного развития". 20 депутатов стали соавторами этого законопроекта и он уже успешно прошел три парламентских комитета. Мы понимаем, что для того, чтобы начать серьезную реформу гуманитарной сферы страны, нужно не только успешно работать на своем объекте, но и предлагать виденье развития тем людям, которые избраны принимать стратегические решения для страны.
Сейчас очень важно отойти от ущербной советской логики "управления сознанием" граждан и утвердить принцип поддержки культурных инициатив граждан. В основе предложенного закона лежит лучший европейский опыт - Великобритании, где действует одна из самых успешных моделей поддержки развития культуры и гуманитарной сферы благодаря отчислениям от лотерей. А также Эстонии, в которой, кроме отчислений с азартных индустрий, на развитие человека направляется часть акцизного налога от алкоголя и табака. Мы верим, что создание подобного фонда в Украине не только будет способствовать существенному социокультурному развитию нашей страны, но и станет важным для общества компенсатором вредного воздействия игорного бизнеса и других, мягко говоря, не очень полезных индустрий.
Это подтверждается выводами психологов, которые утверждают, что одной из самых распространенных причин возникновения зависимости человека является его нереализованность и отсутствие конкурентоспособных альтернатив времяпрепровождения. 25 лет страна не занималась культурной политикой, не занималась людьми, она не создала стратегию культурного развития, поэтому нужно семимильными шагами двигаться в этом направлении.
Какова его судьба?
Этот проект закона сейчас лежит в парламенте, ждет своей очереди. Он уже прошел успешно три комитета. Но теперь дело за парламентариями - все зависит от того, хотят ли они, чтобы у нас были модернизированы культурные объекты, интересные как для украинцев, так и для иностранных туристов. Кстати, в мире 40% составляет культурный туризм. Теперь лишь от политиков, от их мировоззрения и способности анализировать, зависит, что получит общество: качественный культурный продукт, модернизированные новые спортивные и художественные школы, бассейны, современные культурные центры в селах, либо его продолжат пичкать дешевой водкой, сигаретами и заманивать в растущие, как грибы после дождя, напичканные инновационными технологиями лото-маркеты с однорукими бандитами.
Надо минимум напрячься и предложить обществу здоровую альтернативу в виде здоровых современных культурных, образовательных и спортивных аттракций. Может быть тогда через 2-3 года мы не будем бить рейтинги по наивысшему уровню детского алкоголизма, курения, лудомании. И, как следствие деградации общества, - бандитизма, сепаратизма и прочих болезней, присущих странам, в которых государство не делает ставку на человека.
Позвольте поговорить о предстоящем Книжном Арсенале. В чем изюминка фестиваля в этом году, ведь у вас есть именитый конкурент во Львове - Форум издателей.
Форум издателей мы не считаем конкурентом. Я очень люблю Львов, который, по сути, является второй уникальной столицей нашей страны. Здесь надо отдать должное Александре Коваль. Это один из немногих топ-менеджеров, который также планомерно осуществляет эти мероприятия из года в год.
Книжный Арсенал стал продолжением еще начатых в Украинском доме первых книжных ярмарок. За последние годы он превратился в мощнейший фестиваль нового формата, в котором книга соседствует с искусством, музыкой, историей.
В этом году мы сознательно решили сократить программу событий, но сделать ее более концептуальной. На Книжном Арсенале будет крымско-татарская платформа, центральным событием которой станет презентация мемуаров Мустафы Джемилева, поэтическая сцена, выставка живописи Александра Ройтбурда, большая социальная программа, в рамках которой наши партнеры будут собирать книги для тех, кто нуждается в помощи и внимании. К нам приедут представители крупнейшей в мире книной ярмарки - Франкфуртской. И еще множество зарубежных гостей: писателей, иллюстраторов, издателей. Свои новинки представят украинские авторы: Юрий Издрык, Катерина Бабкина, Юрий Винничук, Александр Ешкилев, Бжогдан Логвиненко, Алексей Чупа и многие другие.
В этом году мы решили возобновить конкурс, который проводился на самом первом Книжном Арсенале. С авторитетными членами жюри будем выбирать книгу с самым лучшим дизайном. Нам очень хочется внедрить эту европейскую практику, поощряя стремление издателей давать не просто качественный продукт, а превращать книгу в произведение искусства.
Какими еще партнерскими проектами порадует Книжный Арсенал-2016?
Мы много внимания уделяем работе с детьми, поэтому детская программа Книжного Арсенала в этом году будет как никогда насыщенной и яркой. Как раз в ее рамках пройдет проект, организованный совместно с посольством Швеции. К нам приедет удивительная коллекция книг для детей с инвалидностью - издания шрифтом Брайля, на языке жестов, тактильные и т.д. Вместе с Goethe-Institut в Украине будем рассматривать сложные темы для подростковой литературы. Детская литература Скандинавии познакомит наших маленьких посетителей с интересными авторами, а отдохнуть они смогут в обновленном проекте Арсенал Идей.
Партнерских проектов очень много. Мы благодарны издателям, институциям за внимание к нашему фестивалю. Мы рады открывать Украину для иностранных гостей с ее лучшей стороны. Жизнь на Книжном Арсенале будет кипеть с 10 утра и до часа ночи. Это действительно событие, которое нельзя пропустить.
Большинство коллектива положительно настроено на то, чтобы вы продолжили возглавлять Арсенал. Однако художник Владимир Кузнецов судится с вами за то, что по вашему указанию его работа "Коліївщина. Страшный суд" была зарисована черной краской. На какой стадии это дело?
Я к Владимиру хорошо отношусь как к художнику. Я, конечно, сожалею о том, что произошло. Владимир три года спустя подал на нас иск на 100 тысяч за нанесение материального ущерба, и тысячу гривен за моральный ущерб. Суд удовлетворил его второе прошение на моральный ущерб, но он продолжает и далее судиться.
Разбираться со сложными юридическими вопросами нам помогают наши партнеры - компания "Кисель и партнеры". Но, увы, отныне в моем шкафу поселился большой скелет в виде зарисованной картины (смеется).
Смотрите также полную версию видеоинтервью с Натальей Заболотной.
Фото предоставила пресс-служба "Мистецького Арсенала".