Монетизация льгот: сколько украинцы получат на руки? [ Редагувати ]
Монетизация льгот. Об этом долго говорили и вот теперь это становится реальностью. Первые льготы, которые чиновники хотят перевести в наличную форму, - это проезд в общественном транспорте. Сколько украинцы смогут получать на руки ежемесячно? И почему некоторые города уже отказались от монетизации льгот? Выясняла Инна Томина.
Проехать бесплатно в транспорте по пенсионному или удостоверению участника АТО. Теперь эта повсеместная практика может измениться! В правительстве решили - собственникам корочек льготы будут конвертировать в живые деньги. А вот все финансовое бремя ляжет на местные бюджеты.
Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать любое количество поездок для льготников, но не менее, чем минимальная социальная норма. То есть, если местный совет примет решение о монетизации льгот, она должна установить и соответствующие социальные нормативы.
Правда, когда заработает монетизация льгот точной даты нет. Говорят, примерно через два месяца. В Минсоцполитики еще документ дорабатывают.
"Очень много в этом постановлении таких вопросов, что местная власть может вводить, может не вводить. Это запутывает людей. Потому что в одном городе будет введено, в другом не введено", - говорит Виктор Медвидь, эксперт по вопросам экономики.
Как будут начислять деньги? Какие суммы? И где их можно будет получить? Все главные вопросы пока без ответов. Как на практике будет действовать монетизация льгот - в регионах пока не знают. Например, в Черновцах пока только разрабатывают формулу расчета. Пока она выглядит так: 30 поездок в месяц умноженные на среднюю стоимость проезда.
"Можливо, на першому етапі, буде передбачена кількість 30, дальше органи місцевого самоврядування подивляться можливості бюджету і, я сподіваюся, кількість поїздок в комунальному транспорті буде збільшена" постанова три дні як прийнята. Ми тільки вираховуємо середню вартість", - говорит Виталий Савкин, директор Департамента социальной защиты Черновицкой облгосадминистрации.
То есть по нехитрым математическим расчетам получается: полторы сотни гривен льготнику на руки! Выгода - весьма сомнительная! Эти деньги явно не покроют транспортные расходы людей. Ведь 30 поездок в месяц - это очень мало! Кроме того, пока не ясно при использовании каких видов транспорта будет работать монетизация. В Черновцах говорят - пока только для коммунального.
"З приватниками я не готовий сказати, як воно буде".
Да и сами льготники пока не разобрались, Что же получат в итоге. Но уже понимают - монетизация установит лимит. И за поездки сверх нормы придется доплачивать из своего кармана. Боец АТО - Александо Ковтун - уже территориально-льготное уравнение выводит:
"Не знаю, як в Києві, але у нас, в Чернівцях, зважаючи на такі віддалені райони, як Садгора, Роща - то люди їздять і двома, і трьома маршрутами. І не завжди це тролейбуси. Поїхати двома-трьома маршрутками, то це виходить не 50, а 100 поїздок, як мінімум", - говорит Александр Ковтун, участник боевых действий.
Но в столице тоже пока не все понятно. Пенсионерка Раиса Ахметовна уверяет: 30 поездок в месяц - крайне мало. Их хватит недели на две. Женщина хоть и не работает, но транспортом пользуется ежедневно!
"Ну а как же? Конечно ездим. Больше даже. Ну, ежедневно ездим туда и обратно. Хочу сказать туда и обратно, а иногда и с пересадками. Я же не могу идти пешком. Я сажусь, хоть одна - две остановки. А иногда с пересадками", - говорит Раиса Фатхудинова, пенсионерка.
Живет Раиса Ахметовна на Троещине в отдаленном спальном районе столицы. В пешей доступности от дома нет ни рынка, ни нужной коммунальной аптеки. Хочешь не хочешь - приходится ездить. Без льготного - было бы накладно для пенсионерки.
"Все дорого, а с другой стороны и пенсионеров много. Но что поделаешь, мы отработали свое".
Кстати, в самом транспорте тоже только и разговоров, что о грядущей монетизации
"Если я еду на работу тремя видами транспорта. - То как это?".
Разъяснить нам все - согласились в транспортной комиссии Киевсовета. Говорят, с монетизацией система перевозки льготников не изменится. Мол, в столице уже ее практически упорядочили. Ввели карточку киевлянина.
"В 2015 році вже відбулася так звана монетизація пільг. Чому? Тому що з державного бюджету перестали на міста і обласні центри по статті Перевезення давати. - Такої сатті перевезеея нема. Уряд просто навів у належність всі документи", - говорит Сергей Майзель, депутат Киевсовета, член транспортной комиссии.
А вот когда в стране заработает система электронного билета - наступит и вовсе идеальный контроль перевозок. Безналичный.
"Готівки не буде, а будуть користуватися всі електронним квитком", - говорит Сергей Майзель, депутат Киевсовета, член транспортной комиссии.
Но пока до этого далеко. А идея монетизации, в целом, говорят эксперты, - весьма привлекательна. Особенно для экономии бюджета и для самих перевозчиков!
"За счет внедрения монетизации перевозчики будут примерно 10-15 процентов от валового дохода от внедрения этого закона. То есть, они - перевозчики, оценивают эту перспективу позитивно. Им это в плюс", - говорит Виктор Медвидь, эксперт по вопросам экономики.
Но будут ли в плюсе сами льготники? Все зависит от формулы, которую так старательно выписывают чиновники.