"Идиот" Одинокого: пять причин сходить в театр им. Ивана Франко [ Редагувати ]


Нынешний театральный сезон я для себя открыла спектаклем "Идиот" в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко. Собственно, это совершенно новая постановка, ее премьера состоялась под занавес прошлого сезона - в разгар летних отпусков, когда думают уже о море и горах, а не о душных зрительных залах. Поэтому вполне уместно поговорить о ней сейчас, в начале нового театрального года.
Первое впечатление от просмотра - за летние каникулы актеры "Идиота" явно утвердились в понимании своих персонажей и показали один из лучших спектаклей на франковской сцене. Это одно их тех представлений, которые должен посмотреть каждый. Почему? Сейчас разберем детальнее.
Во-первых, это авторская инсценировка классического романа Федора Достоевского, осуществленная Юрием Одиноким - режиссером, которого уже можно назвать культовым. Каждое его новое произведение неизменно собирает аншлаги и пользуется успехом у критиков. До этого Одинокий обращался к Достоевскому в 2004 году, поставив на сцене театра имени Франко "Братьев Карамазовых". Спектакль собрал букет статуэток премии "Киевская Пектораль" - целых восемь! А режиссера-фрилансера в свою труппу пригласил первый театр страны. Так что Достоевскому Одинокий явно обязан своей дальнейшей карьерой. Не подвел ли он сейчас своего фартового автора?
Фото: Александр Друганов
Во-вторых, в этом спектакле явно видна смена актерских поколений театра Франко. Если раньше в "Братьях Карамазовых" у молодого режиссера Одинокого первые роли играли такие театральные "тяжеловесы", как Лесь Заднепровский, Людмила Смородина, Олег Стальчук и Лариса Руснак, то теперь у зрелого Одинокого они уступили главенство своим молодым коллегам Александру Печерице, Анжелике Савченко, Дмитрию Рыбалевскому, Павлу Москалю, Ксении Вертинской. И оказалось, что театр воспитал очень сильных и талантливых артистов, которые продолжают традиции психологического театра, к которому всегда себя причисляли франковцы. А Анжелику Савченко, сыгравшую роль стервозно-нервной Настасьи Филипповны, можно смело назвать новой примой украинской сцены. Ее роль сделана так точно и достоверно, что забываются все предыдущие легендарные исполнительницы этого весьма непростого персонажа.
Задача гораздо сложнее была у Александра Печерицы. Ведь все помнят князя Мышкина в исполнении Евгения Миронова в мини-сериале "Идиот", а старшее поколение воспитано на фильме Ивана Пырьева с участием Юрия Яковлева. Но Печерица не стал соперничать с великими предшественниками. Его Лев Николаевич не проявляет столь страстных эмоций, не так глубоко страдает, и не так беззаветно любит. По шкале актерского накала все гораздо сдержаннее. Здесь Мышкин нарисован акварелью, а не масляными красками. Но, тем не менее, он воспринимается и старше, и мудрее, чем его друг-соперник Рогожин. Но только более раскованный, необузданный, страстный и при этом до глупости наивный. Несомненно, это одна из лучших ролей Дмитрия Рыбалевского.
В-третьих, вы снова увидите на сцене легендарный актерский дует. Лесь Заднепровский и Людмила Смородина в образах супругов Епанчиных - словно сошли с дворянских портретов XIX века. Их появление на сцене прекрасно воссоздает время и стиль той эпохи. А игра демонстрирует традиции классического театра. Но даже массовку "Идиота", и ту интересно рассматривать. Здесь каждый исполнитель с легкостью может похулиганить на сцене, ведь не всегда выпадает возможность сыграть разбитную пьяную компанию.
В-четвертых, зрителя поразит художественное оформление спектакля. Александр Друганов смело пользуется современными приемами для создания живой картинки. У него на сцене реально печется в буржуйке картофель, движется поезд, летают в небе птицы. Даже запахи, накрывающие зрительный зал, подчинены основному замыслу. А художник по костюмам Наталья Рудюк в своей работе не скрывает настоящую любовь к старинной одежде. Каждое платье, сюртук, накидка или шинель сделаны очень тщательно - с множеством мелких деталей, вышивок, отделок. Театр не поскупился даже на натуральный мех для шуб. Гулять, так гулять!
Фото: Александр Друганов
И в-пятых, это послевкусие спектакля. Непременно хочется перечитать Достоевского, что уже немаловажно с нынешней утратой моды на все российское. И понять, почему он был так важен для создателей спектакля. Зритель получил шанс по-новому взглянуть на классика, услышав его произведение на украинском языке. И оказалось, что тема любви и всепрощения близка нам сегодня, как никогда. До какой степени человек может позволить другому вмешиваться в свою жизнь? И как найти свое счастье, не обездолив при этом ближнего? У каждого времени свои ответы на эти вопросы.