Пустыня, нефть и мобильные телефоны [ Редагувати ]

Президент Украины на минувшей неделе вернулся с Ближнего Востока. За пять дней он посетил Сирию, Ливан и Иорданию. Наблюдатели обратили внимание на то, что все три государства граничат с Израилем. Но организаторы визита говорят, что речь шла, прежде всего, об экономике. Ведь поиск партнеров, готовых покупать украинские товары, заключать контракты с украинскими специалистами и размещать заказы на украинских предприятиях - это главный национальный интерес Киева на Востоке. И не только Ближнем.
Ближний Восток. В Украине, да и во всем мире, это словосочетание вызывает чёткий набор ассоциаций - пустыни и оазисы, нефть, очень много нефти, деньги, война. И разумеется традиции. Традиции, неизменные в течение многих веков. Несмотря на ультрасовременные высотки, асфальт и магазины с западной электроникой. Но Ближний Восток постепенно меняется. И дело не только в том, что бедуины в традиционных арабских одеждах носят за поясом сотовые телефоны. В Дамаске, Аммане, Бейруте говорят о новом качестве государственной политике, новой экономике. Правда, обновление начинается по-восточному традиционно - "сверху", когда к власти приходит новое поколение политиков.
Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад. "Голубоглазый офтальмолог" с британским дипломом, который два года назад сменил на посту главы государства своего отца - Хафеза Сада. Сыну досталось непростое наследство. Сирия, безусловно, независимая страна и не без амбиций, но средств, для поддержания этих амбиций у Дамаска не так много. Авторитарная модель государства уже не способна отвечать на вызовы времени.
Но о политических реформах говорят очень осторожно - даже с опаской. Экономика требует модернизации, а значит большей открытости. А в Дамаске боятся обострения социальных проблем. Ведь уровень жизни в Сирии остаётся очень низким. Средняя зарплата инженера - 100 долларов в месяц. При этом, стоимость аренды маленькой двухкомнатной квартиры далеко от центра столицы - от 8000 тысяч долларов в год и выше.
Дорого все. Те же обычные "Жигули" можно купить в дамасском автосалоне, выложив за них - ни много, ни мало - 12 с половиной тысяч. Но, покупают. И не только "Жигули". 1 700 знаменитых представителей отечественного чуда автомобильной индустрии "Авто-ЗАЗ-Дэу" - разошлись в прошлом году по 15 тысяч долларов за машину.
Покупают в основном представители так называемого "кланового" бизнеса. Его структура построена на личностно-финансовых отношениях с правительственными чиновниками. Как это происходит - украинцам объяснять, в общем-то, не нужно. Сирийцы, кстати, предпочитают не употреблять слово "коррупция", заменяя его другим - "хорошие связи", или "нужный человек". Еще будучи "наследником престола", Башар Асад подружился с молодыми бизнесменами - "новыми сирийцами", среди которых отпрыски многих представителей высших эшелонов власти. Время от времени он лоббировал их интересы, рассчитывая в будущем на поддержку. Сегодня президент, получивший образование в Европе, решил сделать ставку на частный капитал.
Его легализации способствуют обновленные законы, которые освободили от налогов местных и приезжих инвесторов - сроком от пяти до девяти лет. Правда, не всех. Об американском капитале, как, впрочем, обо всем, что связано с Соединенными Штатами в Сирии, если и говорят - только в негативном свете. В первую очередь на официальном уровне. Что вполне объяснимо - Вашингтон поддерживает Израиль, который до сих пор оккупирует часть сирийской территории. Поэтому даже к бывшей метрополии - Франции - не говоря уже о других европейских странах, в Дамаске относятся лучше. А самое благожелательное отношение - к постсоветским государствам. Об этом во время переговоров с Леонидом Кучмой открыто заявил и сам Бешар Аль-Асад, и премьер-министр - Муххаммед Мустафи Миро. Украинцев, похоже, здесь ждали давно.
Леонид Кучма, президент Украины: "Ви знаєте, я, напевно, занадто затримався з поїздкою до цiєї країни. Це - країна великих, невичерпаних можливостей для України. I те, що тут треба придiлити увагу на всiх рiвнях - в мене сумнiвiв нiяких".
Сирия - это страна с солидным аграрным и индустриальным потенциалом, основа которого - нефтеперерабатывающая промышленность. По местным трубопроводам "черное золото" перекачивается из Ирака и Саудовской Аравии в порты на Средиземном море. Главные из них - Банияс, Тартус, Латакия. Но, самое главное. Большинство заводов, которые были построены еще советскими специалистами, сейчас нуждается в модернизации.
Несколько по-другому выглядят перспективы украинцев в соседней Иордании, государстве с традиционной пробританской ориентацией. Правда, сегодня, эта страна, как и ее король Абдулла Второй Бин Хуссейн, получивший образование в Великобритании и Соединенных Штатах, пытается найти новых друзей в Европе. А украинцы уже в ближайшее время могли бы принять участие в модернизации железных дорог и строительстве карьеров по добыче фосфатов.
Леонид Кучма, президент Украины: "В усiх трьох країнах, в тому числi в Йорданії, є домовленість про термiнове створення торговельно-економічних комiсiй. З нашої, української сторони, їх буде очолювати перший вiце-прем'єр-мiнiстр, який на протязi двох мiсяцiв повинен практично провести першi засiдання, обговорити економiчнi проекти, якi на сьогоднішній день вже iснують".
Подтверждает серьезность намерений иорданцев в отношении украинских друзей - плотный график встреч Президента Украины с первыми лицами Хашимитского Королевства Иордании и 21 залп из артиллерийских орудий в аэропорту Аммана. Кстати, такой же чести Леонида Кучму удостоили и в ближневосточном финансовом центре Бейруте. Артиллерийский залп и прямая трансляция визита по большинству местных телеканалов.
Правда, регулярные и ставшие уже традиционными разногласия между ливанским премьером - Рафиком Харири и главой государства - Эмилем Лахудом чуть было не сорвали программу визита президента Украины. Но, обошлось.
Кстати, программа реформирования экономики и дальнейшего восстановления Ливана, предложенная в свое время премьером Харири, во многом затрагивает те же проблемы, которые вынуждены решать украинские экономисты и политики.
Рафик Харири - 56-летний строительный магнат и миллиардер. Владеет сетью банков на Ближнем Востоке и в Европе. Кроме того, империя Харири состоит из недвижимости на четырех континентах и одного из самых больших в Саудовской Аравии издательств, которое печатает Коран.
В октябре 92-го для стабилизации курса ливанского фунта, Харири использовал собственные наличные деньги. Премьер и его команда попросту продавали свои доллары. В итоге, валютная атака Харири вернула в страну 2 миллиарда долларов в виде сбережений ливанцев, уехавших за границу.
Восстановление Ливана по программе Харири обойдется стране в 12 миллиардов долларов. Кое-что из этих денег могли бы получить и украинцы. В первую очередь, поставляя в страну горную и сельскохозяйственную технику, перерабатывающее оборудование, а также строя электростанции и линии электропередач. Возможность заработать на Ближнем Востоке, безусловно, есть. Главное, вовремя ее использовать.
Олег Дубина, первый вице-премьер-министр Украины: "Нажаль, нафтопровiд, який буде iти з сiрiйською нафтою, вiн на сьогоднішній день вже пiдписаний. Пiдписана угода з росiянами i французами. Про цей нафтопровiд була розмова, але остаточно сiрiйський уряд не прийняв рiшення. По їхнiй iнформацiї вони будуть узгоджувати десь до листопада мiсяця".
О том, что украинцы могут потерять перспективные ближневосточные рынки, говорили давно. Большинство местных бизнесменов все еще плохо знакомы с промышленными возможностями Киева. К примеру, многие сирийские предприниматели на этой неделе впервые услышали о том, что Украина может проектировать корабли. Как следствие, отечественные кораблестроители не успели принять участие в последнем тендере на строительство шести судов для Сирии.
Впрочем, ознакомление с украинским потенциалом на высочайшем уровне уже принесло первые результаты. По самым скромным подсчетам, только с Сирией товарооборот до конца года может увеличиться в два с половиной раза - с 200-т до 500-т миллионов долларов.
Не последнюю роль в продвижении украинских товаров на рынки региона должны сыграть дипломаты. Во времена Советского Союза только в Дамаске работало около тысячи отечественных специалистов. Теперь в столице Сирии интересы украинцев представляет всего четыре человека. Люди просто завалены огромным количеством бумаг. При этом, местные бизнесмены страсть, как не любят эти самые бумаги. В сделках, кроме, разумеется, честности превыше всего ценится скорость. Но, о какой скорости можно говорить, если в Ливане вообще нет посольства Украины, а в Сирии и Иордании работает один украинский посол.
Ближний Восток буквально нашпигован бывшей советской техникой и оборудованием. От автомобилей и станков - до линий электропередач и железных дорог. Не говоря уже о том, что это - колоссальный рынок для украинских сталепрокатчиков. И, совершенно незачем ломиться в "западные двери", и продавать, скажем, сталь в США, или самолеты в Европу. Здесь, на Ближнем Востоке купят всё. Нужно только захотеть, и, самое главное, уметь продать.