США активно обрабатывают "союзников в антитеррористической борьбе" [ Редагувати ]

Поговаривают, что именно Джордж Буш добился от саудовского кронпринца обещания не использовать "нефтяной козырь" против Израиля. Хотя Вашингтон сегодня активно ищет и создает альтернативные источники поставок нефти. Один из них - в Каспийском регионе, часть которого стала уже "сферой жизненных интересов США". Дебют состоялся. Буш объявил о том, что предоставит военную помощь "союзникам в антитеррористической борьбе" - Армении, Азербайджану и Таджикистану. Начала свою деятельность "Кавказская рабочая группа", состоящая из представителей генеральных штабов турецкой и американской армий. Эта структура готовит план обеспечения безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси - Джейхан. А завтра в Трабзоне вопрос безопасности будут обсуждать президенты Азербайджана, Грузии и Турции. Главная цель маневров Соединенных штатов - противодействовать нефтяному шантажу государств "Оси зла". И добиться её Америка может именно сейчас, когда влияние России в регионе ослаблено. Показателем этой тенденции стал провал Ашхабадского саммита лидеров прикаспийских стран.
В спорах за право откупорить каспийскую нефтяную бочку, сломано немало копий. После 1991 года, когда этот вопрос, из сферы Советско-иранских договоренностей, перешел в сферу международных отношений, обозначились три подхода: первый - раздел дна и подземных запасов по срединной линии между противоположными участками побережья, при этом ресурсы самого моря остаются общими. Такой позиции придерживаются Россия, Азарбайджан и Казхахстан. Иран - за то, чтобы разделить и море, и дно, и даже воздушное пространство над Каспием, как говорится по-братски - по 20% каждому. Но ему в этом случае отходят ряд уже разведанных Азербайджаном месторождений нефти. Туркменбаши также считает, что море делить надо, и настаивает на определении исключительных экономических зон для каждого государства. Но главное - Ашгабад выступает за то, чтобы до раздела Каспия не заниматься разработкой месторождений в спорных зонах.
Баку, который более других преуспел в добыче нефти, с этим не согласен. Азербайджан вместе с западными партнерами приступает к бурению на многообещающем, но спорном с Туркменистаном, месторождении Азери-Чираг-Гюнешли, которое позволит Баку стать полноправным участником мирового нефтяного клуба, и заняться прокладкой нового нефтепровода, вместо существующих - в Супсу и Новоросийск.
Украинцам, которые в расчете на Каспийскую нефть строили нефтепровод Одесса-Броды, азербайджанский дипломат посоветовал покупать сырье в Супсе и Новоросийске и потом продавать его на Запад. Но в самом Баку уже объявили - в январе 2005 года первый танкер с черным золотом Каспия выйдет в Европу из порта Джейхан.
Правда, откупорить каспийскую бочку может оказаться проще, чем выгодно продать её содержимое на мировом рынке. Тегеран и Москва с явным недовольством смотрят на азербайджано-грузино-турецкий проект. Российская компания "Лукойл" уже отказалась его финансировать. А у Баку не было денег, чтобы в одночасье выложить более 1 миллиарда долларов. Поэтому Госнефтекомпании Азербайджана пришлось уменьшить свою долю в проекте с 45 до 25 процентов и срочно искать инвесторов. Заявки принимаются до 30 июня и Баку заверяет, что нефтепровод принесет более 20 процентов прибыли.
Но президент Ирана , который сразу после каспийского саммита, отправился в турне по странам Центральной Азии считает, что труба из Баку в Джейхан, станет мишенью для террористов. Хатами ратовал за маршрут через Иран, к портам Персидского залива. Он также требовал прекращения иностранного и, прежде всего, американского вмешательства. Лидеры Казахстана и Туркменистана понимающе кивали в ответ.
А уже на следующий день говорили о приверженности дружбе с Вашингтоном. Вслед за иранским лидером в центрально-азиатские столицы нагрянул министр обороны США Дональд Рамсфельд с инспекцией новых военных баз, только что заселенных американцами.
Из-за того, что между прикаспийскими странами нет единства, регион Центральной Азии и Закавказья открыт для влияния со стороны любого государства, которое считает себя способным такое влияние оказывать. На саммите в Ашгабаде степень влиятельности не смогла продемонстрировать Россия.
В Трабзоне свои силы попробует Турция, у которой при поддержке США шансов намного больше. Но для Ирана это не повод уступать.