Одна кампания - одна кадровая чистка [ Редагувати ]

Тенденция эта началась с тех пор, как в независимой Украине прошли первые выборы. Отличие нынешних состоит в том, что сейчас о замене губернаторов заговорили не те, кто готовит и подписывает указы, а сами участники избирательной гонки. "Наша Украина" потребовала сменить руководство сразу в 17 областях - в первую очередь там, где блок Ющенко набрал наибольшее количество голосов. Результаты Компартии скромнее, возможно, поэтому и требования ограничивались 10 регионами. Причём и в первом, и во втором случае речь шла не просто об увольнениях, а о назначении на их место представителей, соответственно, "Нашей Украины" и КПУ. Впервые появившись на людях после 31 марта, Виктор Ющенко заявил, что руководить областями должны те, кому симпатизируют избиратели. Несколько позже кадровые претензии Ющенко и Симоненко поддержали социалисты и блок Юлии Тимошенко. "Декларация четырех" открыто объявила проигравшей стороной блок "За единую Украину!". Правда, лидер "заединщиков" Владимир Литвин с такой оценкой не согласился. По его мнению, на местных выборах блок власти одержал победу, а потому для кадровых перестановок нет никаких политических оснований. И, тем не менее, перестановки начались.
Президент уже сменил четырех губернаторов и тридцать два председателя районных администраций. И если на востоке районное начальство пошло на повышение или в парламент, то в центральных областях и на западе география увольнений практически совпадает с географией неудач "заединщиков". Президент, кстати, сам не раз говорил - если избиратели не доверяют власти, виновато в первую очередь местное руководство. Но назначать на освободившиеся должности представителей "Нашей Украины" или компартии Леонид Кучма не стал. И это уже вызвало недовольство фаворитов избирательной гонки. Роман Бессмертный даже сказал, что с кадровыми перестановками вообще не стоило спешить.
Александр Дергачев, главный редактор журнала "Полiтична думка": "Тасуется колода. Судя по реакции на новые назначения, которая поступила с мест, применяется принцип личной преданности. Кадровый состав расширяется за счет тех, кто хотел бы сделать карьеру пока Леонид Кучма является президентом".
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политологии и конфликтологии: "Пока рано делать выводы. Мало отставок произошло. Назначить в регионах, где победили представители одних политических сил губернаторов от этих политических сил, это нарушило бы саму целостность исполнительной власти".
Похоже, именно укрепление вертикали власти и является главным мотивом последних перестановок. Киев в лице Банковой начал усиливать свое влияние в регионах, расставляя на руководящие должности людей, которые не имеют устоявшихся связей и обязательств во вверенной области.
Анатолий Кинах, премьер-министр Украины: "Безумовно зараз йде природнiй рух кадрових змiн, якi спираються на вимоги конституцiї i пошук бiльш сильних кадрових рiшень для змiцнення в цiлому виконавчої влади в Українi".
Сам Анатолий Кинах сделал свой выбор в понедельник. И отказался от депутатского мандата и стабильного четырехлетнего трудоустройства. На первый взгляд, рискованный шаг для политического будущего. Но после получения поддержки со стороны Президента, у Кинаха появился шанс продержаться на своем посту еще не один месяц. Да и Верховной Раде 4-ого созыва сейчас было бы крайне сложно утвердить нового премьера.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политологии и конфликтологии: "В правящем сегодня классе существует, практически, консенсус относительно того, что правительство должно быть выведено из поля нервного распределения портфелей. По крайней мере, временно".
Виктор Медведчук, лидер СДПУ(О): "Вчинок Анатолiя Кiнаха, який залишився на посадi прем'єра означає шлях до стабiлiзацiї. При невизначеностi керiвних посад мати ще й невизначену посаду прем'єр-мiнiстра - шлях до дестабiлiзацiї в державi".
Правда, без перестановок в Кабмине не обошлось. Трое министров, прошедших в парламент по списку "заединщиков", по словам премьера, будут делегатами правительства в Верховной Раде. Замену министрам аграрной политики и транспорта уже нашли. Руководителя минпромполилитики подыскивают. Не связанным напрямую с выборами кадровым решением стало разве что назначение на пост министра юстиции госсекретаря этого ведомства Александра Лавриновича. Такой ход интересен тем, что накануне он стал депутатом от блока "Наша Украина". Тем не менее, в блоке его не считают своим ставленником. Юрий Костенко - глава Украинского Народного Руха, членом которого является Лавринович, говорит, что новый портфель его коллеги - не столько следствие договоренностей "Нашей Украины" с Администрацией Президента, сколько личное достижение самого Лавриновича. Который, кстати, до назначения в Минюст возглавлял парламентскую следственную комиссию по делу Георгия Гонгадзе.
Александр Дергачев, главный редактор журнала "Полiтична думка": "Президент маневрирует. Он заботится о том, чтобы снять напряжение и улучшить имидж правительства".
На Печерских холмах не исключают, что для снятия напряжения Леонид Кучма может пожертвовать и министром экологии Сергеем Курыкиным. Тем более, что Партия Зеленых, в которую входит глава эковедомства, не попала в парламент, а, следовательно, уже не имеет былого влияния. Но "глубокие изменения" в Кабмине Леонид Кучма пока не планирует. Это подтвердил и Анатолий Кинах.
Впрочем, спокойная жизнь правительства продлится недолго. Лидеры минимум четырех фракций Верховной Рады собираются вплотную заняться соседями по улице Грушевского сразу после избрания руководства парламента.
Виктор Ющенко, лидер блока ''Наша Украина": "Уряд звичайно повинен бути адекватним тим політичним силам, які обрані до парламенту. Скоріше логіка буде такою, що парламент заслухає звіт уряду. Уряд не представив програму, до уряду багато претензій".
Впрочем, парламенты всех созывов традиционно предъявляли претензии ко всем правительствам. Но до отставки Кабинета дело доходило крайне редко. И даже когда снятие премьера было неизбежным, Верховная Рада обычно руководствовалась не столько экономическими, сколько политическими соображениями.
Послевыборной смены правительства не произошло. Анатолий Кинах остался на своем посту. Это означает, что парламент будет заниматься дележом своих портфелей, не покушаясь на правительственные. А вот изменения в Кабинете министров, по общему мнению политиков и политологов, возможны осенью. Когда основные игроки начнут готовиться к президентской избирательной гонке 2004 года.