The Weekly Standard: Великодержавная политика по-путински [ Редагувати ]
В условиях американского мирового господства, европейской интеграции и бурного развития азиатских стран бывает порой трудно всерьез воспринимать Россию как великую державу. Во многих отношениях эта страна после окончания Холодной войны переживает неуклонный упадок. Численность и средняя продолжительность жизни россиян сокращается. Государство не в состоянии должным образом обеспечить безопасность своего ядерного арсенала. Вооруженные силы страны находятся в состоянии "полураспада".
На российскому юге свирепствует исламистский террор. В некоторых районах Сибири численность китайских мигрантов превышает коренное население. Попытки Москвы сохранить сферу влияния на евразийском континенте срываются из-за демократических революций в Грузии, на Украине и в Кыргызстане. На востоке ее позициям угрожает взлет азиатских "тигров", а на западе - динамичное развитие ориентированных на Атлантическое сообщество "новых демократий".
Однако в скудном российском арсенале средств международного влияния есть одно "секретное оружие". В России, подобно многим странам Третьего мира или арабским монархиям, и в отличие от богатого Запада и "глобализующейся" Азии, доходы от нефти и газа составляют почти половину поступлений в бюджет. Мало того: это явление, свидетельствующее об экономической отсталости, она обращает в преимущество, выковывая из него орудие для столь вожделенного возвращения в ряды мировых лидеров.
В отличие от коррумпированных политиков, видящих в нефтяных богатствах страны лишь средство обогащения элиты, Владимир Путин методично укрепляет контроль государства над российскими энергоресурсами и использует их как инструмент внешней политики. Сегодня главный рычаг международного влияния Москвы - не ядерные ракеты или Коминтерн, а экспорт энергоносителей.
"Большая стратегия" российского руководства напоминает скорее меркантилистскую политику европейских империй 17 века, - когда контроль над торговлей служил одним из главных средств укрепления позиций страны в условиях соперничества за мировую гегемонию - чем развитие рыночного капитализма, которое мы наблюдаем в Азии и на Западе. Россия проводит не либерализацию экономики, которая привела к таким потрясающим результатам в Китае, а возвращает ее под государственный контроль в рамках скоординированных усилий по восстановлению статуса великой державы.
Если внимательно проанализировать, каким образом Россия использует поставки энергоносителей для поддержки союзников и запугивания соперников в Евразии, станет очевидно, что крупнейшие в экономическом отношении страны, все больше зависящие от российской нефти и газа - в том числе великие державы Европы и Азии, и даже США - приобретают уязвимость перед лицом амбициозного, авторитарного и империалистического государства, без колебаний использующего энергоносители как "геополитическое оружие", и не знающего жалости к политическим оппонентам внутри страны или соседним странам.
Согласно прогнозам ЦРУ, "растущий спрос на энергоносители" уже в ближайшие годы начнет оказывать "значительное воздействие на геополитические отношения" в мире. Потребность в энергоносителях станет все более "важным фактором", определяющим внешнеполитический курс крупнейших государств. В ближайшие 20 лет общемировой объем потребления энергоносителей - в основном нефти и газа - возрастет в полтора раза. По оценке Еврокомиссии, доля импорта в общем объеме потребляемых странами ЕС энергоносителей, составлявшая в 2000 году 50%, к 2020 году возрастет до 70%, причем особенно высокими темпами будет увеличиваться импорт природного газа.
Россия же сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа и занимает второе место - после Саудовской Аравии - по экспорту нефти. К тому же она обладает гигантскими нетронутыми запасами этого сырья, намного превышающими возможности всех источников поставок в Северной и Южной Америке, Европе и Азии за исключением Ближнего Востока. Аналитики ЦРУ полагают, что "Россия: имеет все необходимые предпосылки, чтобы использовать свои нефтегазовые ресурсы для выполнения внутри- и внешнеполитических задач".
Россия лидирует в мире по производству сжиженного газа, который, из-за удобства транспортировки и отсутствия вредного воздействия на окружающую среду, пользуется все большим спросом в экономически развитых странах. По мнению "Observer", этот факт должен "оказать радикальное влияние на геополитическое положение России".
"Газпром" - ведущая топливно-энергетическая корпорация России - по величине не имеет равных в мире. Он контролирует больше нефтегазовых месторождений, чем "British Petroleum", "Royal Dutch Shell" и "ExxonMobil" вместе взятые. На его долю приходится 20% общемировой добычи газа, что фактически позволяет концерну устанавливать цены на мировом рынке. Он владеет крупнейшей в мире трубопроводной сетью. Он имеет собственную медиа-империю, включающую влиятельные теле- и радиостанции, а также газету. Сам же "Газпром" принадлежит российскому государству.
Ожидается, что в будущем году концерн впервые выпустит свои акции в продажу на российской бирже, что превратит его в крупнейший объект для инвестиций в странах с переходной экономикой, и позволит привлечь значительный объем иностранных капиталов. Тем не менее, доля акций, которой смогут владеть иностранцы, будет ограничена, чтобы сохранить "Газпром" в руках государства (этот принцип действует и в отношении других российских топливно-энергетических компаний).
Впрочем, изнывающим в ожидании инвесторам следовало бы присмотреться к "Газпрому" повнимательнее: в своих деловых операциях он зачастую руководствуется не рыночными принципами, а интересами Матушки России. "Если бы Кремль мог зарегистрироваться на бирже, он сделал бы это под маркой "Газпрома", - утверждает один западный банкир, работающий в Москве. "Многие наблюдатели не уверены, что "Газпром" вообще можно называть корпорацией, - отмечается в одной из статей журнала "Economist". - Зачастую он больше напоминает инструмент государства", реализующий "не только собственные, но и кремлевские амбиции".
Пост председателя совета директоров в "Газпроме" занимает Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства. Ранее он возглавлял президентскую администрацию, и считается, пожалуй, самым доверенным помощником президента Путина. Именно Медведев является одним из главных кандидатов в преемники Путина в 2008 году.
Хотя главное направление деятельности "Газпрома" - добыча газа, он контролирует и немалые запасы нефти. Концерну принадлежат несколько российских нефтяных компаний. Среди них, однако, не числится "Роснефть" - государственный нефтяной гигант, которому достался главный добывающий филиал "ЮКОСа", в прошлом - крупнейшей частной нефтяной компании в России. Это произошло после того, как власти арестовали главу фирмы Михаила Ходорковского и отправили его в сибирский лагерь за то, что тот осмелился финансировать оппозиционные партии.
Председателем совета директоров "Роснефти" является могущественный замглавы президентской администрации Игорь Сечин. Считается, что именно он спланировал кампанию против руководства "ЮКОСа" - к немалой выгоде для "Роснефти". Сечин считается лидером кремлевской фракции "силовиков", состоящей в основном из бывших военных и сотрудников спецслужб. Как утверждает "Financial Times", в России "Роснефть" называют "нефтяной компанией силовиков", к которым принадлежит и сам Путин, а также второй ведущий кандидат в его преемники - вице-премьер Сергей Иванов.
Медведев и Сечин - государственные чиновники, стоящие во главе энергетических гигантов - относятся к "новым олигархам". В ходе проводившейся в период президентства Путина систематической, направляемой из Кремля кампании по пересмотру результатов лихорадочной приватизации 1990-х гг. государство подчинило себе или "стерло в порошок" независимых магнатов, контролировавших громадные сырьевые ресурсы страны, чьи империи представляли собой самостоятельные финансово-политические центры, неподконтрольные Кремлю, и заменило их преданными чиновниками. По данным "Независимой газеты" и "Christian Science Monitor", на сегодняшний день девять государственных компаний, чьи активы эквивалентны 40% российского ВВП, контролируются семью представителями ближайшего окружения Путина.
В нынешней России политическое влияние напрямую связано со стратегическим контролем над запасами энергоносителей и способностью использовать их экспорт в качестве инструмента внешней политики.
Руководство России считает, что страна - громадная, нищая, окруженная могущественными соседями - способна обрести на международной арене куда больший вес, чем позволяют объективные факторы, если будет планомерно способствовать усилению зависимости других стран - как союзников, так и противников - от российских энергоносителей и транспортных сетей. По словам одного пропагандиста с принадлежащего "Газпрому" телеканала НТВ, благодаря своим сырьевым богатствам "Россия вошла в число стран, в которых нуждается весь мир". Или, как выражается сам президент Путин, ее энергоресурсы "создают благоприятные условия, позволяющие нам проводить более самостоятельную внешнюю политику".
Путин уже давно связывает возрождение России с ее способностью сполна воспользоваться своими природными богатствами. Еще в кандидатской диссертации, которую он защитил в 1990-х гг., будущий президент отстаивал необходимость создания частно-государственных "финансово-промышленных корпораций" для эксплуатации российских природных ресурсов, развития экономики на сырьевом "фундаменте". Он утверждал, что контролируемые государством сырьевые компании позволят не только повысить уровень жизни россиян, но и сохранить за страной статус великой державы.
Путинская Россия энергично разыгрывает "энергетическую карту", стараясь закрепить свою роль главного поставщика этого сырья в западные страны, чьи рынки сбыта являются ключом к ее возрождению. Российские же поставки, в свою очередь, жизненно необходимы для экономики стран-потребителей. В настоящее время почти половину газа и треть нефти Европа получает из России. Отдельные страны зависят от этих поставок (особенно газовых) еще больше: так, потребность Германии в "голубом топливе" Россия обеспечивает на 40%, Польши и Болгарии - на 65%, Венгрии - на 70%, а Чешской Республики - на 80%. Что же касается Австрии, Словакии и прибалтийских государств, то практически весь потребляемый ими газ поступает из России.
На саммите Россия-ЕС в октябре прошлого года Путин в открытую говорил о геополитическом значении статуса России как главного поставщика энергоносителей в Европу: "Я напомню, что некоторые европейские страны, члены Евросоюза покрывают на 90% свои потребности по газу за счет российских углеводородов. 90% - и никто пока не жаловался".
Он заявил лидерам стран Евросоюза, что благодаря своим энергоресурсам Россия может строить отношения с Европой "с равных позиций". Вспомнив, что в 1990-е гг., когда страна была слаба, "серьезные европейские политики никогда не позволяли себе разговаривать с Россией, как у нас говорят, "через губу", унижая Россию", он, успокоительным тоном, но не без скрытой угрозы, заметил: "сегодня, когда наши возможности принципиально возросли" за счет подпитываемого сырьевым экспортом экономического роста, Москва, в свою очередь, не будет смотреть свысока на зависимую от нее Европу.
Российские аналитики расценили путинские высказывания на саммите как своего рода "презентацию великодержавия", обретенного благодаря неутолимой жажде европейцев на российские энергоресурсы. Оценивая путинскую дипломатию на европейском направлении, московский эксперт Юлия Латынина заметила: "Он без тени улыбки охарактеризовал эти газовые поставки как главное стратегическое оружие России".
В одной из передач телеканала "Россия" ведущий утверждал, что богатые страны Европы оказались в российской "нефтегазовой орбите". А телерепортер Первого канала высказал такое мнение: если раньше Европа опасалась России как "большой страны со слабой экономикой", то теперь, из-за имеющихся у Москвы энергетических рычагов давления, ее побаиваются как "большую страну с сильной экономикой". Согласно прогнозу еще одного российского телеканала, - "ТВ Центра" - через десять лет "энергетическое процветание ЕС будет полностью зависеть от Москвы".
Ожидается, что после полного ввода в эксплуатацию нового Североевропейского газопровода зависимость Европы от российского газа усилится еще больше - до 80% от потребляемого объема. Этот трубопровод стоимостью в 5 миллиардов долларов пройдет по дну Балтийского моря, напрямую связывая Россию с Западной Европой, в результате чего транзит газа через территорию Украины, Польши, Литвы и Молдовы утратит свое значение. Компанией по строительству и эксплуатации трубопровода владеет "Газпром", что превращает эту "нитку" не только в источник поставок, но и в инструмент влияния российского государства. Подчеркивая значение трубопровода для российско-европейских отношений, Путин убедил бывшего германского канцлера Герхарда Шредера возглавить наблюдательный совет новой компании.
Недавно Путин лично присутствовал на церемонии ввода в эксплуатацию еще одного крупного трубопровода, проходящего по морскому дну: по нему российский газ будет напрямую поставляться в Турцию и Италию, а оттуда - в другие страны Южной Европы. Все эти проекты наглядно демонстрируют стремление Москвы не только снабжать богатых европейских соседей, но и контролировать транспортную инфраструктуру, обеспечивая тем самым долгосрочную зависимость своих торговых партнеров от российских поставок.