Крым: российские автомобили с украинским "сердцем" [ Редагувати ]
21 августа 2001 года в Симферополе в ОАО "Крымавтогаз" прошла рабочая встреча руководителей автономии - председателя Верховной Рады АРК Леонида Грача, председателя Совета министров Крыма Валерия Горбатова с руководителями двух крупнейших машиностроительных предприятий Российской Федерации - генерального директора ОАО "ГАЗ" Виктора Беляева и председателя совета директоров ОАО "Автоваз" Владимира Каданникова. Во встрече также приняли участие первый заметитель председателя Внешэкономбанка СССР Николай Косов, генеральный директор ОАО "Крымавтогаз" Анатолий Лазарев и другие. После совещания состоялась пресс-конференция, участники которой рассказали журналистам о цели встречи и перспективах развития "Крымавтогаза", передает пресс-служба АРК.
Представляя присутствующим гостей, Леонид Грач отметил, что российские автозаводы, руководители которых посетили Крым, "еще с советских времен являлись ведущими отечественными производителями в автомобилестроении и, по сути, остались ими и поныне на всем постсоветском пространстве". Поэтому для Крыма очень важен тот интерес, который проявляют эти автогиганты к возможности сотрудничества с нашим "Крымавтогазом", особенно после того, как на его базе было создано покрасочное производство.
"Сегодня на повестке дня стоит один вопрос, - сказал Леонид Грач. - Каким образом использовать то, что мы имеем, сложив усилия пяти сторон: Горьковского автозавода, "Автоваза", Крымской автономии, Внешэкономбанка и коллектива "Крымавтогаза".
Леонид Грач назвал встречу "началом продуктивного диалога", который может состояться лишь при соблюдении экономических интересов всех пяти сторон. Это было главным условием встречи, которая завершилась принятием решения о создании рабочей группы. Поставлена задача проработать вопросы дальнейшего участия в расширении крымского производства как со стороны Горьковского автозавода, так и со стороны "Автоваза", а также Внешэкономбанка. Что касается крымской стороны -- то, как особо заинтересованная в этом, она постарается всемерно способствовать такому сотрудничеству, заверил присутствующих глава парламента.
Говоря об автомобильной промышленности Российской Федерации, руководитель "Газа" Виктор Беляев отметил, что этому вопросу в последнее время уделяется пристальное внимание и со стороны правительства, и со стороны президента России. Сегодня уже можно констатировать, что в этой сфере наметился значительный подъем. "В Крыму находится крупнейший в Украине сборочный завод, - дочернее предприятие АО "ГАЗ", - и основной задачей, стоящей перед руководством, - заявил Виктор Беляев, - является полная загрузка этого предприятия. Это будет способствовать решению многих и социальных, и экономических, да и политических проблем. Мы нашли в этом вопросе поддержку у своего давнего партнера - Волжского автозавода, руководитель которого присутствует на встрече".
Коснувшись вопроса инвестиций, первый заместитель председателя Внешэкономбанка СССР Никола Косов сказал: "В последние годы Внешэкономбанк проводит активную линию на инвестиции в реальный сектор экономики, и на протяжении целого ряда лет является одним из ведущих инвестиционных банков-партнеров акционерного общества "Автоваз". Более того, Внешэкономбанк давно уже присматривается к инвестиционной обстановке в Крыму. Не скрою, нас привлекают здесь определенные законодательные и льготные нормы. По оценкам наших специалистов, степень инвестиционной привлекательности Крыма по сравнению с целым рядом крупных областей Украины, выше. Поэтому мы с интересом примем участие в работе той группы, которая будет создана, и если увидим, что проект действительно экономически привлекателен, то Внешэкономбанк готов рассмотреть свое участие в нем - как долевое, так и инвестиционное".
Председатель крымского правительства Валерий Горбатов, говоря об открывающихся перспективах, отметил, какое большое значение может иметь для экономики Крыма, для крымчан развитие дальнейшего сотрудничества между обозначенными сторонами и выразил уверенность, что в процессе работы созданной группы она найдет именно то решение, которое удовлетворит все стороны - и в смысле учета экономических интересов, и в смысле соблюдения законодательных норм.
Участники пресс-конференции напомнили, что совокупный автомобильный рынок Украины составляет 60-65 тысяч автомобилей в год (около 20 тысяч "газов" и 40-45 тысяч "вазов"). Именно эти объемы и должен, по идее, производить "Крымавтогаз", полностью удовлетворяя потребности внутреннего рынка страны. Причем, по словам Владимира Каданникова, крымский завод должен будет освоить практически все циклы производства, в том числе сварку и окраску современными лакокрасочными материалами. Плюс к этому должна быть осуществлена локализация производства как комплектующих, так и целых узлов и агрегатов на заводах Украины. Как выразился Владимир Каданников, даже "сердце нашего автомобиля (имеется в виду двигатель) будет украинским". Для этого уже ведутся переговоры с Мелитопольским моторным заводом по "доводке" до необходимого уровня двигателя для вазовских автомобилей. Украинскими будут также шины, детали из нержавеющей стали, возможно, даже стартеры и генераторы, сиденья и обивки дверей и т.д. Кстати, это даже нельзя будет назвать каким-то новшеством в экономических отношениях двух стран. Волжский автомобильный завод, по словам его руководителя, еще во времена существования Советского Союза покупал на Украине до 40 процентов материалов и комплектующих изделий. Сегодня эта цифра упала до 3-4 процентов и, по мнению волжан, это не нормально. А значит, нужно срочно менять подобное положение дел.
Что ж, лучшего подарка, особенно в преддверии Дня независимости Украины, как заметил Леонид Грач, сложно и придумать. А что касается российского капитала, то крымский лидер заявил, что в Крыму его всегда будут встречать хлебом-солью.